Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О профессиональной морали




Профессиональная этика как наука

В последние годы повышенный интерес философов, психологов и многих практических работников к исследованию роли морального фактора в многогранной деятельности индивидов, социальных и профессиональных групп обусловил формирование особой области этического знания, так называемой прикладной этики. Как замечают А.А. Гусейнов и Р.Г. Апресян, возникновение прикладной этики явилось особой стадией в развитии морали, выразившейся в своеобразном синтезе теоретической этики и человеческой практики, так называемого «теоретизирования в терминах жизни».

Практические проблемы, содержащие моральные вопросы, возникают во всех областях человеческой жизни.

Одним из направлений развития прикладной этики является акцентирование в современных обществах «открытых моральных проблем», при определении морального содержания которых существует широкий разброс мнений. К таким проблемам относят, в частности, следующие: допустимо ли оказывать помощь в совершении самоубийства безнадёжно больным людям, которые, испытывая мучительные страдания от болезни, пришли к выводу о невозможности продолжать жить? Необходимо ли запрещать показывать по телевидению, в кино тяжёлые сцены насилия, смерти? Допустимы ли аборты с этической точки зрения? Круг этих проблем достаточно широк. В них тесно переплетены теоретический и практический аспекты, их решение не является простым приложением теоретического знания к практике. Поэтому возникновение прикладной этики характеризует важную особенность современной этической мысли - преодолеть абстрактный характер традиционной этики.

Важным направлением в развитии прикладной этики является её обращение к вопросам профессиональной морали.

Профессиональная этика – это вид прикладного знания, фиксирующий повышенные поведенческие нормы и требования, вытекающие из особенностей той или иной профессии. Под словом «профессия» (от лат. professio – официально указанное занятие, специальность) понимают род трудовой деятельности, занятий, требующих особой подготовки и являющихся источником существования. Те профессии, источником существования которых является не заработная плата, а гонорар, называют свободными (труд художников, музыкантов, писателей и др.). Любая профессия объединяет людей, имеющих особые интересы, специфические теоретические знания, определённые практические навыки, необходимые для выполнения их трудовой деятельности. Поэтому для регулирования взаимоотношений внутри профессиональной группы, между профессиональной группой и обществом, между профессиональной группой и теми людьми, на которых направлена их деятельность, существует необходимость в профессиональных кодексах («писаных и не писаных»).

Понятие «профессиональная этика» в узком смысле слова является обозначением профессиональных моральных кодексов. В настоящее время этические кодексы созданы для многих профессий: врача, педагога, юриста, военнослужащего, социального работника. Для некоторых профессий создаются международные этические кодексы. Так, например, для работников музеев, сотрудников Красного Креста, социальных работников. Создание моральных кодексов обусловлено тем, что перед специалистами часто встают вопросы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Профессионализм без нравственных критериев может быть для общества и отдельного человека опасным. Нормы профессиональной морали в процессе их созидания имеют целью регламентировать, рационально обосновать, сделать «технологически целесообразными» моральные стороны профессиональной деятельности.

Однако часто отдельные положения моральных кодексов создаются под воздействием заинтересованных организаций, объединений. Это обстоятельство несёт опасность подмены моральных кодексов внеморальными инструкциями, уставами. Избежать этих трудностей возможно лишь в том случае, если моральные кодексы создаются в тесном единстве с общей моральной системой. Моральные кодексы в конкретизированной форме должны воплощать (применительно к данной профессии) общечеловеческие принципы морали. Поэтому о профессиональной этике в широком смысле слова можно говорить как о философской науке. Профессиональная этика не вводит новые принципы морали, а «приспосабливает» уже известные принципы к специфическим видам профессиональной деятельности. Профессиональная этика помогает следовать моральным ценностям, реализовывать их часто в необычных и сложных условиях, возникающих в различных видах профессиональной деятельности. Уместно в этой связи заметить, что несмотря на специфические черты профессиональной морали, в ней находят выражение принципы трудовой морали и общечеловеческой. В силу этого обстоятельства профессиональная нравственная характеристика человека не может ограничиваться отношениями сугубо профессионального свойства, а должна рассматриваться под углом зрения места и роли каждой профессии в жизни общества.

Хотя возникновение отдельных профессиональных кодексов можно обнаружить в «глубине веков», формирование профессиональной этики как особой науки происходит последние 40 -50 лет. Длительная увлечённость абстрактным анализом этических понятий уводила философов долгое время от обыденной моральной повседневности. Однако последние 10-20 лет процесс формирования профессиональной этики становится более интенсивным. Ориентация на абстрактную теорию морали сменяется интересом к прикладным отраслям этики: педагогической, медицинской, экологической, юридической, этике науки и др. Особое место в этом ряду занимает этика социальной работы.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Каковы критерии разделения наук на теоретические и прикладные?

2. Чем обусловливается необходимость разработки прикладного этического знания?

3. Почему профессиональная этика может рассматриваться как разновидность прикладной этики?

4. Каковы задачи прикладной этики?

 

 

3. Истоки этики социальной работы: формирование нравственных ценностных оснований

 

Этика социальной работы как научная теория находится ещё на стадии формирования, ибо становление в нашей стране профессии социального работника происходит в наши дни. Как самостоятельный вид профессиональной деятельности в России социальная работа существует с 1991 года. В странах Западной Европы и США социальная работа как особый вид профессиональной деятельности берет начало с конца Х1Х века. Как и в других профессиях, в ней существуют определённые специальности и специализации. Среди них можно выделить следующие: социальные работники управленческого уровня, социальные работники социальных служб, специалисты по социальной работе с инвалидами, социальные работники служб занятости и миграции, социальные педагоги, социальные психологи и др. Как видно, социальная работа по своему содержанию достаточно разнообразна, что и обусловливает многообразие её форм.

Большое число специализаций в рамках этой профессии зависит от социальной политики, проводимой государством, а также от российских социокультурных традиций. Особенности социальной политики современного российского государства находят выражение в том, социальные работники заняты в сфере социального обеспечения и образования. В Российской Федерации создаются системы социальных служб по оказанию помощи пожилым людям, людям с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишённым попечения родителей, другим категориям лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В настоящее время некоторые специалисты рассматривают социальную работу как вид социальной помощи, поддержки всем людям, потому что каждый человек нуждается в реализации своих социальных потребностей. Однако в наши дни социальная работа - вид профессиональной деятельности, объектом которой выступают «слабые» слои общества, неспособные самостоятельно справиться с вставшими перед ними проблемами. Должность социального работника существует и в современных образовательных учреждениях. Социальные работники помогают подросткам в случаях, когда родители не выполняют своих обязанностей перед ними. Социальные педагоги, владея навыками работы с «трудными» детьми, оказывают учителям и детям необходимую психолого-педагогическую помощь.

Несмотря на то, что «социальная работа» как самостоятельная профессия появилась в последнее десятилетие, однако различные виды социальной помощи оказывались даже на ранних ступенях общественного развития. Общество не смогло бы выжить, если бы не оказывало поддержки тем слоям населения, которые в этой поддержке нуждаются.

Первые социальные нормы, явившиеся отражением производственной необходимости в древних обществах, не несли в себе нравственного содержания. Они имели целью способствовать удовлетворению насущных потребностей членов сообщества в пище, одежде, безопасности. Первобытный человек не обладал необходимыми физическими возможностями для ведения одиночного образа жизни. Поэтому жизнь в коллективе была «уготована» ему его собственной природой.

Общинные формы взаимоотношений, возникшие на доисторической ступени общественного развития, явились, как отмечает И.Л. Зеленкова, социальной базой для возникновения простейших форм нравственных отношений. Общинные черты жизни (общность земли, решение всех спорных вопросов на собраниях, наличие единого бога-покровителя, равные права в управлении) обусловливали возникновение единых норм поведения.

Одной из форм проявления милосердия в современном обществе является филантропия. Филантропия (с гр. – человеколюбие) означает благотворительность. В древней истории можно отыскать истоки благотворительности.

Общественное мнение в древние времена оценивало поступки каждого человека, исходя из того, как в них сочетаются личный и коллективный интерес.

Община осуждала поведение, в котором пренебрегались общественные интересы. В этом процессе постепенно формировались простейшие нормы нравственности, которые позднее стали называть народной мудростью. Самые древние правила народной мудрости (народной нравственности) касались отношения к умершим, старшим, женщине-матери, детям. К этому периоду можно отнести, пишет Г.П. Медведева, возникновение «прообразов будущей благотворительности».

Оказание помощи слабым (старикам, детям, оставшимся без родителей) оценивалось в общественном сознании с древнейших времён как выражение милосердия, доброты, доброжелательности, радушия.

Итак, истоки в народном сознании проявлений заботливости, сострадания, милосердия свидетельствуют о том, что принципы этики социальной работы длительное время формировались в непосредственной практической жизнедеятельности людей. При этом не было необходимости в этике социальной помощи человеку как особой области знания, так как сама помощь рассматривалась абсолютной нормой человеческого общежития.

Впервые моральные требования к человеку, живущему среди других людей, нуждающихся в его защите, сформулированы в Ветхом завете.

«7. Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, даёт тебе: то не ожесточи сердца твоего, и не сожми руки твоей перед нищим братом твоим.

8. Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чём он нуждается.

9.Ибо нищие всегда будут на земле твоей; поэтому я и повелеваю тебе: отверзай руку брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей...» (Второзаконие, глава 15, ст. 7, 8, 11)

Милосердие нашло выражение в моральных требованиях Ветхого завета также по отношению к вдовам и сиротам. Бог запрещает воспользоваться их слабостью, а те, которые ослушаются Бога, будут справедливо наказаны.

«Ни вдовы, ни сироты не притесняйте;

Если же ты притесняешь их, то, когда они возопиют ко Мне,

Я услышу вопль их,

И воспламенится гнев Мой,

И убью вас мечём, и будут жёны ваши вдовами, и дети ваши сиротами».

(Исх., 22: 22-23).

Христианство предложило новые механизмы регуляции поведения человека по отношению к «слабым» людям, нуждающимся в помощи и защите.

Новый завет унаследовал многие нравственные правила, содержащиеся в Ветхом завете, но усовершенствовал их. Этические принципы помощи страждущим, убогим, нищим, сиротам в Новом завете частично повторяют догматы Ветхого завета, но носят иной характер.

Высшее выражение нравственного существования человека среди других людей представлено в христианстве. Христианство утверждает, что подлинное предназначение человека в любви к Богу и людям. Поэтому истинным мерилом христианской морали является сострадание, милосердие к тем, кто сам не может решить свои собственные проблемы, так как «не здоровые нуждаются во враче, а больные».

Источником милосердия служит любовь, которая не зависит от поступков человека и от его заслуг. Милосердие бескорыстно, безусловно, безгранично. Его нужно оказывать лишь на основании своего любящего сердца, а не за совершённые деяния. При этом истинным выражением нравственного добра является только то милосердие, которое совершается тайно. Как сказал Христос в Нагорной проповеди своим ученикам:

«1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет награды от Отца вашего Небесного.

 

2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди...» (От Матфея. Святое Благовествование. Гл. 6, ст. 5-6).

Христианство уравнивало перед лицом Бога всех, невзирая на богатство, знатность. Христианство способствовало становлению идеи и практики милосердия в сфере общественных отношений. Христианская мораль, писал С.Л. Франк, отвергает всякий эгоцентризм, всякую сосредоточенность человека на самом себе, утверждая необходимость оказания помощи нуждающимся людям.

Мировая практика благотворительности изобилует примерами оказания бескорыстной помощи не только нищим, но и представителям творческих профессий, общественным организациям, которые испытывают недостаток в финансовых и прочих средствах для решения определённых проблем.

Однако во все времена возникали скептические оценки, касающиеся моральной стороны благотворительной деятельности. В некоторых случаях они, безусловно, имели под собою реальные основания, однако в общем смысле благотворительность всегда несла возможность спасения для тех, кто утратил всякую надежду. Этические идеи благотворительности высказывались многими христианскими, западноевропейскими, отечественными философами и мыслителями, утверждавшими, что методы и формы благотворительности необходимо оценивать через призму морали. В этом смысле, считали они, основой благотворительности является желание делать добро для своей собственной души, для её совершенствования. Итак, нравственные основы профессиональной социальной работы своими корнями связаны с нравственными законами помощи человеку, существующими на всём протяжении человеческой истории, которые находили своё выражение в идеях христианских мыслителей и их благотворительной деятельности.

Во второй половине 19 века в благотворительной деятельности многих стран произошло изменение, выразившееся в том, что нравственная ценность благотворительности стала рассматриваться в оказании такой помощи людям, которая бы позволила им стать более ответственными за себя, за свою жизнь. Трудно переоценить роль моральных факторов благотворительной деятельности во все времена. Она выходит за пределы самой этой деятельности, являясь одним из истоков формирования моральных ценностей для осуществления социальной работы. Формирующаяся сегодня новая форма этического знания, которой является этика социальной работы, призвана развить эти идеи с учётом специфики социальной работы в наши дни.

 

Контрольные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы?

2. Каковы теоретические предпосылки этики социальной работы?

3. Какие нравственные идеи положены в основу благотворительной деятельности?

4. Какая главная нравственная ценность утверждается в современной практике благотворительности в западных странах?

5. Подберите афористические высказывания, в которых выражено нравственное отношение к людям, нуждающимся в благотворительности, социальной помощи?

6. Всегда ли благотворительность основывается на моральных принципах?

7. Из каких источников можно почерпнуть теоретические истоки этики социальной работы?

 

4. Этика социальной работы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.