Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешение цветов




Смешение цветов — это краткий и не совсем точный термин для названия сложного процесса образования цвета различных тел. Во всех областях практики, связанной с воспроизведением цвета, необходимо уметь точно или приблизительно рассчитывать результаты взаимодействия различно окрашенных световых потоков, результаты смешения красок, пред­видеть цвет того или иного тела, освещенного заданным источником света. Для этого нужно разбираться в физической сущности образования цве­тов.

Различают два принципиально разных процесса смешения цветов: слагательный и вычитательный.

2.1. АДДИТИВНОЕ (СЛАГАТЕЛЬНОЕ) СМЕШЕНИЕ.

 

Физическая сущность слагательного, или аддитивного, смешения цве­тов - суммирование световых потоков различными способами.

 

Способы слагательного смешения:

1. Пространственное — совмещение в одном пространстве различно ок­рашенных световых лучей. Световые потоки различных цветов объединяются до того, как они достигнут человеческого глаза. Так как световые лучи складываются, энергия комбинированного луча равна сумме энергий исходных лучей (эффект наблюдается по происходящему увеличению воспринимаемой яркости, когда одно световое пятно налагается на другое). Примеры: декоративное освещение: цирковое, театральное; подсветка архитектуры и объектов дизайна.

2. Оптическое — образование суммарного цвета в органе зрения, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены. Это происходит в том случае, когда глаз воспринимает множество различных цветов, но по размеру меньших, чем рецепторные первичные клетки, воспринимающие лучи. Разрешения отдельных цветов не происходит, а имеет место разновидность смешения площадей сетчатки глаза. При оптическом смешении двух цветов различной светлоты видимый цвет имеет среднюю светлоту. Белая поверхность планшета, покрытая мелким рисунком, будет восприниматься с определенного расстояния как поверхность серого цвета. Примером может слу­жить живопись мелкими штрихами или точками (пуантиллистическая), пестроткань, кроны деревьев на большом расстоянии.

3. Временное особый вид оптического смещения. Оно проявляется, когда быстрая последовательность вспышек света чередующихся цветов попадает на одну площадь сетчатки глаза и изменение настолько быстро, что зрительный процесс отстает от него. Его можно наблю­дать на приборе для смешения цветов Максвелла (вертушке). Если укрепить на вертушке диски разных цветов и привести ее во вращение со скоростью, не меньшей 2000 об/мин, цвета дисков станут неразличимы в отдель­ности и образуют некоторый суммарный цвет. Если диск разделить на два сектора – желтый и красный, то восприниматься будет оранжевый цвет средней светлоты (между светлотой желтого и светлотой красного).

4. Бинокулярное смешение, которое мы наблюдаем, надев разноцвет­ные очки. После некоторой борьбы полей устанавливается общая окраска поля зрения для обоих глаз, причем цвет этой окраски равен сумме цветов двух стекол.

Основные правила слагательного смешения.

1. При смешении двух цветов, расположенных на хорде цветового круга, получается цвет промежуточного цветового тона. Например:

 

красный + зеленый =желтый

пурпурный + зелено-голубой = синий

красный + желтый = оранжевый

 

Чем ближе по кругу расположены смешиваемые цвета, тем больше насыщенность суммарного цвета.

2. При смешении цветов, противоположных в цветовом круге, по­лучается ахроматический цвет. Цвета, дающие в сумме ахроматический, называются взаимно-дополнительными.

Основные взаимно-дополнительные пары:

 

красный — зелено-голубой

оранжевый — голубой

желтый — синий

желто-зеленый — фиолетовый

зеленый — пурпурный

 

Из правил слагательного смешения следует, что все цвета круга мож­но получить из трех исходных. В практике так и поступают. Исходными цветами служат красный, зеленый и синий. Смешанные попарно в разных пропорциях, они дают все остальные спектральные цвета до­статочной насыщенности. Сумма трех исходных цветов, взятых в определен­ных яркостных соотношениях, составляет белый (ахроматический) цвет. Красный, зеленый и синий называются основными цветами (в колориметрии).

 

2.2. СУБТРАКТИВНОЕ (ВЫЧИТАТЕЛЬНОЕ) СМЕШЕНИЕ

Физическая сущность вычитательного, или субтрактивного, образования цвета заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения.

Субтрактивный процесс имеет место лишь при взаимодействии света с материальным телом, например: при смешении красок; при на­ложении прозрачных красочных слоев (лессировка, глубокая печать); при всех видах отражения и пропускания света.

Всякое хроматическое тело (краска, фильтр и др.) отражает (или пропускает) лучи своего «собственного» цвета и поглощает цвет, допол­нительный к собственному.

Для получения всех цветов круга путем вычитательного смешения достаточно трех красок: красной, желтой и синей. Их называют основными красками в живописи. Основными субтрактивно-первичными цветами в полиграфии считаются: пурпурный, желтый, голубая.

Смешение этих трех красок в определенных пропорциях дает ахроматический (серый) цвет. Смешением основных красок попарно (красная с желтой, желтая с синей, синяя с красной) образуются промежуточные или составные цвета первой ступени, которые входят в состав цветового круга – оранжевые, зеленые, фиолетовые. Смешением составных цветов первой ступени можно получить большое разнообразие цветовых оттенков, имеющих место в цветовом теле, называемых составными цветами второй ступени.

Практика показывает, что смешением основных красок нельзя получить звонкие промежуточные цвета, смеси не могут заменить оранжевые, зеленые, пурпурные, фиолетовые краски.

Две краски, в результате смешения которых образуется серый цвет, называются взаимно дополнительными.

Субтрактивно-дополнительные пары:

Желтый – фиолетовый;

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый.

Смешивая дополнительные цвета можно получить двухтональный ряд, в котором будет наблюдаться плавный переход от одного цвета к другому через ахроматический с уменьшением насыщенности. Таким образом, чтобы приглушить любой цвет, достаточно подмешать к нему немного дополнительного, то есть снизить его насыщенность.

 

3. ЦВЕТОПЕРЕДАЧА.

Характеристики цвета могут изменяться при их освещении различными источниками света. При свете ламп накаливания красные и оранжевые цвета становятся теплее и насыщеннее, яркость их повышается. Светлота теплых зеленых не изменяется. Зеленые, синие, голубые и фиолетовые цвета тускнеют, становятся сероватыми и более теплыми. Желтые цвета теряют насыщенность и светлеют. Неразличимы сочетания: светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. При освещении люминисцентными лампами белого и холодно-белого света выигрывают голубые, синие и зеленые цвета, их насыщенность и яркость возрастают. Красные и оранжевые цвета могут быть сильно искажены фиолетовым налетом, они теряют насыщенность и становятся более холодными.

 

 

Таблица 1.

Зависимость видимого цвета от цвета освещения.

 

Цвет объекта Цвет освещения
голубой красный зеленый желтый
Белый светло-голубой светло-розовый светло-зеленый светло-желтый
Черный синевато-черный красновато-черный зеленовато-черный оранжевато-черный
Красный темно-голубовато-красный сверкающий красный желтовато-красный ярко-красный
Голубой ярко-голубой красновато-голубой зеленовато-голубой светлый красновато-голубой
Синий сверкающий голубой темный красновато-фиолетовый темный зеленовато-голубой светлый красновато-фиолетовый
Желтый синевато-коричневый коричнево-красный темный оливково-коричневый коричневато-оранжевый

В практике, зачастую, используется цветовая подсветка объектов визуальной информации. Приведенная таблица наглядно показывает изменение видимого цвета в зависимости от цвета освещения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.