Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая культура




Лекция 3. Деловая культура. Предпринимательская культура. Корпоративная культура.

 

 

Экономическая культура складывается из культуры труда, предпринимательства, потребления.

 

Экономическая культура наиболее рационализирована и систематизирована.

 

Деловая культура – это комплекс культурных и социальных технологий, регулирующих взаимодействие в части экономической подсистемы общества, не связанной с индивидуальным потреблением.

 

Деловая культура содержит в себе отработанные процедуры поиска работы, карьеры, экономической конкуренции, защиты экономических интересов.

 

Ключевой проблемой экономической культуры общества является проблема ценностей: насколько они благоприятствуют экономической активности, либо, напротив, препятствуют ей.

 

При этом следует помнить, что экономические ценности входят в более обширную систему ценностей, находящих оправдание в светских идеях или религиозных доктринах, принятых участниками экономической деятельности. Какова ментальность людей - таковы их экономические ценности и, стало быть, мотивация экономической деятельности.

 

У экономической деятельности может быть либо экономическая, либо внеэкономическая мотивация.

 

Экономическая деятельность – либо целерациональная (хорошая коммерческая компания), либо ценностнорациональное (коммунистическая комунна, монастырская община) или даже традиционное (труд крестьянина в Средние Века).

 

В традиционной культуре главной подсистемой общества была религиозная, в архаичном обществе – мифологическая. Поэтому изначально экономическая культура очень сильно зависела от религиозных и мифологических представлений общества.

 

Сегодня экономическая культура в большей степени обособлена. Но та экономическая культура, которую мы знаем, сформировалась как раз под влиянием религиозной культуры, а именно, западноевропейского протестантизма.

 

Макс Вебер – типы капитализма.

 

Грабительский капитализм - способ присвоения богатства посредством войны, грабежа и спекулятивных сделок. Представительный тип -"барон-грабитель".

 

Капитализм париев - коммерческая деятельность (прежде всего ростовщичество), осуществляемая социальными группами-аутсайдерами, исключенными из "главного течения жизни общества". Представительный тип – евреи.

 

Традиционный капитализм - крупное предпринимательство, существовавшее во всех цивилизациях с древнейших времен. Оно основывается ради достижения весьма ограниченных и специфических целей, нежели ради постоянного и продолжительного накопления богатства или получения прибыли.

 

Рациональный капитализм - экономическая деятельность, осуществляемая в условиях регулярного рынка с использованием бухгалтерских книг для калькуляции. Цель - регулярное получение прибыли легальными средствами.

 

Если первые три типа капитализма возникали независимо друг от друга в различных частях земного шара и в разные исторические эпохи, то появление четвертого типа, современного капитализма, требовало особых условий, которые были созданы всем предшествующим ходом истории.

 

Протестантская этика западноевропейского христианства привела к формированию современного рационального капитализма.

 

Сильные отличия современной экономической культуры и протестантской экономической культуры.

 

Характерная черта протестантских обществ — ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности.

 

М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды показная роскошь и упоение властью и которые рассматривали богатство лишь как свидетельство хорошо исполненного долга перед Богом.

 

Хотя практически все протестантские деноминации признают спасение как божий дар, который ничем не может быть заработан, многие протестантские предприниматели рассматривали деловой успех как подтверждение наличия этого дара.

 

В противоположность протестантам, другие предпринимательские культуры, наоборот, стремились минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитали наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями.

 

Современная экономическая культура перешла к самовоспроизводству протестантской трудовой этики и более не нуждается в её религиозном обосновании.

 

Важные идеи современной экономической культуры и протестантской деловой этики (протестантские мыслители, по Веберу):

1. Время безгранично дорого, ибо каждый потерянный час отнят у Бога, не отдан преумножению славы Его.

2. Трата времени на развлечения морально недопустима. "Кто расточает время - пренебрегает спасением души".

4. Созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение Его воли в рамках своей профессии.

5. Богатство, которое не нажито упорным трудом, таит в себе страшную опасность, искушения его безграничны.

6. Провидение Господне дало каждому профессию (призвание), которую он должен принять и на стезе которой должен трудиться.

7. Стремитесь иметь призвание, которое заполнит все ваше время, помимо того, которое вы отдаете служению Богу.

8. Если Бог предоставляет шанс извлечения прибыли, без ущерба для своей души и не вредя другим, то надо использовать эту возможность.

9. Нищенствование, которому предается человек, способный работать, является не только грехом бездеятельности, но и нарушением завета любить ближнего своего.

10. Чем больше имущество, тем сильнее чувство ответственности за то, чтобы оно было сохранено в неприкосновенности и увеличено неустанным трудом во славу Божью.

11. Аскеза требует от богатых людей не умерщвления плоти, а такого употребления богатства, которое служило бы необходимым и практически полезным целям.

12. Бог всем велел трудиться - и богатым, и бедным.

 

Современная экономическая культура сформировалась под влиянием протестантской этики.

 

Ценности современной экономической культуры:

· Деньги (=Богатство)

· Труд

· Профессиональные навыки (=Профессионализм/Образование)

· Время как экономическая ценность

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.