Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательская культура




 

С точки зрения культурологии предприниматели рассматриваются как социокультурная группа, для которой характерна определенная модель культуры: нормы, традиции, ритуалы, ценности, когнитивные установки. Предпринимательская культурная общность складывается на основе профессиональной общности, таким образом, культура предпринимателей основана на профессиональной специфике предпринимательской деятельности.

 

Всего можно выделить четыре основных механизма формирования предпринимательской культуры.

 

Во-первых, все предприниматели работают в схожей деловой среде, сталкиваются с однотипными проблемами и социальными ситуациями: взаимодействие с органами власти, с негосударственными «силовыми организациями», с финансовыми организациями, с институтами рынка труда и т.п. Однотипная профессиональная повседневность создает предпосылки для формирования общей модели культуры.

 

Во-вторых, предприниматели взаимодействуют друг с другом, координируя нормативный аспект поведения, а также когнитивные и ценностные структуры. Взаимодействие происходит в формате личных взаимоотношений, участия в предпринимательских организациях, а также деловых связей. Последнее представляется наиболее значимым для формирования общей культуры, предприниматели выстраивают и поддерживают социальные сети делового характера, объединяющие поставщиков, посредников и клиентов.

 

В-третьих, в предпринимательской среде существуют специальные средства массовой коммуникации, которые также служат способом распространения профессиональных культурных установок: периодические бизнес-издания, учебники по менеджерским дисциплинам, учебные курсы. Такие средства массовой коммуникации включают в себя общеделовые, и специфические отраслевые коммуникации, в числе которых выделяются «точечные» СМИ, посвященные одному конкретному аспекту узкой проблематики.

 

В-четвертых, предприниматели являются носителями определенной деловой культуры, то есть культуры поведения в социальных ситуациях «на работе», усвоенной в процессе наемной работы предшествующей собственно началу предпринимательской деятельности. Деловая культура является контекстом, в котором возникает предпринимательская культура, что также создает предпосылки для формирования универсальной предпринимательской модели культуры.

 

Предпринимательская культура не является монолитной, напротив, в ее рамках существует большое количество вариаций, стилей. Три наиболее значимые причины стилистической вариативности предпринимательской культуры: многообразие источников пополнения социокультурной группы, специфичность процесса интериоризации культуры, различия между поколениями предпринимателей.

 

В основном, вариации в предпринимательской культуре связаны, видимо, с прошлым опытом предпринимателя. Источники пополнения группы предпринимателей многообразны и включают практически все существующие в обществе социокультурные группы: студенты, военные, наемные работники российских компаний, наемные работники международных и иностранных компаний, государственные служащие и т.п. Каждая из таких групп внутри предпринимательской культуры формирует собственную модель, можно предположить, что для бывших военных характерно стремление к дисциплине и иерархичности, а бывшие работники международных компании постараются воспроизвести на собственном предприятии управленческие практики, имеющие иностранное происхождение.

 

Интериоризация предпринимательской культуры в каждом случае индивидуальна, так как институтов, обеспечивающих однотипный процесс социализации всех предпринимателей, не существует. Одни предприниматели уходят с работы, уводя «своих» клиентов, и воссоздают хорошо известные по прежнему месту работы технологии, другие, скажем, военные или медики, начиная бизнес, сталкиваются с абсолютно незнакомыми для себя ситуациями. Часть предпринимателей участвуют в профессиональных ассоциациях, отраслевых или предпринимательских, другие взаимодействуют лишь с коллегами в существующих деловых сетях. Наконец, можно ожидать, что технологии, используемые предпринимателями, имеющими деловое образование, будут отличаться от технологий «самоучек».

 

Полистилистичность предпринимательской культуры также происходит вследствие различий в моделях поведения каждого нового «поколения» предпринимателей, так предприниматели, открывающие бизнес в 2009 году, обладают совершенно другими усвоенными социальными технологиями и культурными установками, чем кооператоры в 1989 году.

 

Предпринимательская культура не противопоставляет себя обществу, напротив, тяготеет к доминирующим в обществе моделям культуры, поэтому определяющее значение для предпринимателей, скажем, европейских наций имеют экономическая рациональность и финансовая мотивация, а для китайских предпринимателей более актуальной может оказаться ориентация на традиционные семейные ценности.

 

Профессиональная ориентированность, полистилистичность и ориентация на доминирующие в обществе ценности, таким образом, являются характерными чертами предпринимательской культуры. Ввиду того, что социальная группа предпринимателей регулярно пополняется новыми членами, предпринимательская культура взаимодействует с культурой общества в целом, с деловой культурой, с культурами различных общественных подсистем и профессиональных общностей, то есть для предпринимательской культуры характерна динамичность.

 

Предпринимательские роли / статусы непостоянны, индивид может быть сначала наемным работником, затем стать предпринимателем, после заняться политикой или стать наемным менеджером в крупной компании, а позже вновь вернуться к предпринимательской деятельности, таким образом, предпринимательская культура восприимчива к влиянию культурного контекста, в особенности, деловой культуры, и, в частности, трудовой культуры.

 

Предпринимательская культура, с одной стороны, формирует национальные деловые практики, с другой стороны сама меняется под воздействием внешней среды, в которой работает бизнесмен. Влияние на предпринимательскую культуру могут оказывать особенности местного законодательства, а также правоприменительной практики, исторические условия формирования бизнеса, степень развития банковской системы, фондового рынка и других финансовых институтов, наконец, специфика национального менталитета.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.