Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ицхак Адизес

Корпоративная культура и конкурентная стратегия

 

Лидерство по издержкам

 

Дифференциация

 

 

Чтобы компания была эффективной, руководство должно правильно и своевременно выполнять четыре функции: удовлетворять потребности рынка и клиентов (P — provide), гарантировать соблюдение установленных порядков (A — administrative), поощрять предприимчивость (E — enteprenurial), создавать в компании атмосферу сотрудничества (I — integrate).

 

Вынашивание. На этой стадии предприниматель пока только мечтает. Активируется функция Предприимчивость. Но если будет развиваться только предприимчивость, вынашивание окажется нездоровым. Должны проявляться и остальные функции, иначе компания просто не сдвинется с мертвой точки.

 

Младенчество. Как только стабилизируется предпринимательская функция Е, организация полностью оформится, и у нее разовьются функции P, A, I, наступает черед следующей функции, на которую компания обращает свою энергию.Поскольку функция E отвечает за долгосрочную продуктивность, Р — за краткосрочную, то на новом этапе E слабеет, а P набирает силу. Мечты заканчиваются — начинается работа.

 

Активное развитие. Когда компания, наконец, становится по-настоящему жизнеспособной, необходимо синхронизировать функции Е и P. Проблема в том, что они практически несовместимы. Чрезмерное развитие E подавляет P: много разговоров — мало дела. При «передозировке» P чахнет E: работы так много, что нет времени помечтать. Поэтому сейчас энергия тратится на то, чтобы «приладить» эти функции друг к другу.

 

Код здорового роста — PaEi. Руководство предается мечтам и тут же все свои идеи воплощает в жизнь. В мгновение ока компания обрастает листьями и пускает побеги во всех направлениях. «У нас получилось с обувью, получится и с недвижимостью. Давайте откроем новую фирму!», — потирает руки основатель. Успех окрыляет его, он чувствует себя всемогущим, все больше рискует. Именно сейчас очень велика опасность незаметно истратить все средства компании.

 

Причина неестественных проблем этапа активного развития — в дисбалансе функций E и A: предпринимательского пыла много, административного порядка нет. Руководитель организации начинает верить в собственную непотопляемость и рискует все отчаяннее, а тем временем компания балансирует на самом краю пропасти.

 

Другое проявление дисбаланса функций E и A — отсутствие четких должностных обязанностей. Организация растет быстрее, чем успевает сформироваться административная структура. У каждого сотрудника несколько должностей — и начальников. Люди начинают путаться, кто за что отвечает. Пока компания успешно работает, это никого особенно не удручает, но едва возникает серьезная проблема, все бросаются искать виноватого. В результате гендиректор попадает в «ловушку для основателя» - все решения, вплоть до самых незначительных, принимает он сам. С его уходом компания умирает — оказывается без руля и ветрил и идет ко дну.

 

Код естественного этапа активного развития —PaEi, неестественного — P0E0.

 

Юность. Даже для компании, благополучно развивавшейся в детстве и отрочестве, наступает час расплаты, если она растет сразу в нескольких направлениях, без порядка, системы и дисциплины. Обычная проблема — «неожиданная» нехватка средств — объясняется на самом деле очень просто. Компания слишком быстро растет, и бухгалтерия не успевает обрабатывать все данные. Этот кризис компании свидетельствует о том, что она вступает в этап юности.

 

Нужно наводить порядок — развивать функцию A. Но тут приходит новая напасть: порядок душит предпринимательский дух. В здоровой организации набирающая силу функция А стабилизирует функцию E, но не уменьшает ее. Вес приобретает мнение финансового директора, которого никто не слушал на этапе активного развития. Организация становится более контролируемой и предсказуемой.

 

Но если совет уволит основателя с поста гендиректора и передаст бразды правления финансовому директору, это будет тяжелым испытанием для юношеского организма. Не всем сотрудникам ужесточение административных порядков придется по душе, многие уйдут из компании. Организация утратит дух предпринимательства, стабилизируется, улучшив качество продукции, ненадолго станет прибыльной, но без инноваций вскоре потеряет положение на рынке.

 

Еще один сценарий нездорового развития — стагнация административной функции. Основатель не выносит ограничений и дисциплины и увольняет всякого, кто пытается хоть как-то ущемить его свободу. Такая компания попадает в «ловушку основателя» или в «семейную ловушку»: со смертью лидера погибает и компания. Если это семейный бизнес, компания умирает в третьем поколении.

 

Расцвет. Теперь наступает время интеграции. На первый план выходят кадровые вопросы: оплата труда, аттестация сотрудников, тренинги и т.д. По мере интеграции изменяется соотношение функций. P и E — содержание, A и I — форма. На этом этапе форма начинает преобладать над содержанием, то есть организация минует пик своего развития и стремится к закату.

 

Когда слабеет предпринимательская функция, замирает инновационная деятельность. Выражаясь образно, вместо того чтобы перестраивать структуру, организация заменяет мыльницы в туалетах, тратя на это немалые деньги. А тем временем кто-нибудь у себя в гараже создает революционную технологию, которая отвоюет у ветеранов долю на рынке.

 

Зарождение аристократии. Если функция E долго держится на низком уровне, постепенно затухает и функция P. Руководство коснеет и уже не стремится удовлетворять потребности будущих клиентов. На первый план выходят функции A и I. Изменяется внутренний климат. Новаторы — белые вороны. Преуспевает не тот, кто знает дело, а тот, кто водит дружбу с нужными людьми. Постепенно компания превращается в подобие закрытого клуба. Руководство почивает на лаврах и повышает цены, чтобы удержать рост доходов на прежнем уровне. Но абсолютный объем проданной продукции или предоставленных услуг уменьшается.

 

«Охота на ведьм». Компания быстро теряет долю на рынке, клиенты спешно разбегаются, и открывается «охота на ведьм» - группы разработки продукции, исследований, стратегического планирования, маркетинга, то есть всех тех, кто обеспечивал выполнение функции Е. Функция интеграции затухает: команда вчерашних единомышленников превращается в толпу параноиков и интриганов. Последние «столпы» предпринимательства ушли сами или уволены, и компания камнем идет ко дну. Сейчас ее код — pA0i.

 

Бюрократизация. Организация представляет собой форму практически без содержания. Процедуры и правила отлажены хорошо, инструкции выполняются, но о том, чтобы удовлетворять потребности рынка, и речи не идет. Бюрократия живет не за счет потребителей, а благодаря политической поддержке. Лишившись ее, она рассыпается, оставив после себя груду никому не нужных деталей. Код — 00A0.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шизоидные организации | Лекция 3. Интегрирование иррациональных и тригонометрических выражений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.