Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейронные и биохимические теории памяти

Ассоциации по сходству - это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, похожими между собой в определенном отношении (ошибочное восприятие незнакомого человека как знакомого).

2.

1.

План.

Тема 3. Память, ее виды и их особенности.

1. Общее понятие о памяти, ее процессах и функциях.

2. Теории памяти и ее законы.

3. Виды памяти.

4. Индивидуальные особенности памяти.

 

Ключевые понятия: память, ассоциация, запоминание, воспроизведение, узнавание, персеверация, реминисценция, оперативная память, кратковременная память, долговременная память, двигательная память.

 

Задумайтесь на минутку, во что могла бы превратится наша жизнь, будь человек совершенно лишен памяти. Он бы не знал, кто он такой, где находится и какое сегодня число. Даже если бы ему сказали, как его зовут, он все равно не запомнил бы. Более того, он никогда даже не осознал бы, что у него нет памяти.

Многие психологи сравнивают человеческую память с картотекой. Эта аналогия подразумевает, что вы извлекаете из окружающего мира информацию на какую-либо тему и затем храните ее в своем мозге. Если вы поместите ее в нужное место, то в случае необходимости вам легко будет ее извлечь.

Память является краеугольным камнем психической жизни человека. Благодаря памяти он может приобретать необходимые для деятельности знания, умения и навыки. Память- необходимое условие психического развития человека. Благодаря памяти сохраняется целостность «Я» человека, осознается единство его прошлого и настоящего.

И. М. Сеченов сказал: «Человек, лишенный памяти, постоянно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть». Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Такими мнемическими возможностями, какими обладает он, не располагает никакое другое живое существо в мире.

У дочеловеческих организмов есть только 2 вида памяти: генетическая и механическая.

Генетическая память проявляется в передаче генетическим путем из покаление в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств.

Механическая память выступает в форме способности к научению, к приобретению жизнеспособного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности воспроизводятся, называются памятью.

С. Л. Рубинштейн писал: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память – это запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом, прежних знаний, сведений, навыков.

Следы памяти – это информация о событиях, объектах и впечатлениях, имевших место в прошлом.

Изучение памяти было одним и первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. В 80-х годах немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого было возможно изучить законы чистой памяти, независимые от деятельности мышления – это заучивание бессмысленных слогов, в результате он вывел кривые заучивания (запоминания) материала. Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции (это же и процессы памяти)

Ø Запоминания

Ø Сохранения

Ø Узнавания

Ø Воспроизведения информации

Ø Забывания

Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково.

Первоначальная форма запоминания – так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т. е. Запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов. Непроизвольное запоминание – это запоминание того, с чем человек встречается в жизни – окружающие предметы, явления, события, поступки людей, содержание прочитанных книг и т. д. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека. Но даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер, определяется отношением к окружающему.

Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания. В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, то есть многократного повторения учебного материала.

Поставленная цель – запомнить – играет важную роль, определяя собой всю деятельность запоминания. Запоминание – один из главных процессов памяти. При механическом запоминании слова, предметы, события, движения запоминаются точно в таком порядке, в каком они воспринимались, без каких либо преобразований. Механическое запоминание не экономно, требует многих повторений, в отличие от осмысленного запоминания. Повторение – это важнейшее условие овладения знаниями, умениями и навыками. Оно должно быть активным и разнообразным.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности.

Сохранение

 

динамическое   статическое

Проявляется в оперативной памяти; материал изменяется мало   Проявляется в долговременной памяти; материал обязательно подвергается реконструкции, переработке (реконструкция происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь). Реконструкция проявляется в различных формах: в изменении последовательности материала, в обобщении его.

 

О сохранении информации и ее видоизменении можно судить по следующим процессам памяти – узнаванию и воспроизведению.

Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. При полном узнавании человек безошибочно относит объект к определенной категории, может точно назвать время, место и др. признаки знакомства с ним.

Узнавание какого – либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памяти) или на основе словесных описаний (представление воображения).

Припоминание – работа умственная вспоминается легко, а припомнить трудно. К. Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание – есть труд, и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу, т. к. причиной забывчивости часто бывает ленность вспомнить забытое, а от этого укореняется дурная привычка небрежного обращения со следами нашей памяти».

Воспроизведение – образа объекта труднее, чем узнавание. Воспроизведение является активизацией ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга. Простейшая форма воспроизведения – узнавание.

Узнавание – это воспроизведение, которое возникает при повторном восприятии объектов. Узнавание бывает полным и неполным. Сложной формой воспроизведения является воспоминание Оно происходит без повторного восприятия того, что воссоздается. Воспоминание может быть произвольным или непроизвольным, непосредственным и опосредованным.

Пример произвольного воспоминания: воспоминание правила при написании слова или предложения, когда нужно ответить на вопрос.

Пример не произвольного воспоминания: образ или сведения всплывают в сознании без осознанного намерения. Это явление называется персеверацией.

Персеверация – это представление, имеющее навязчивый характер.

Персеверация возникает после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или же когда имеет место сильное эмоциональное влияние на человека.

К непроизвольному воспроизведению принадлежит явление реминесценции, или «всплывание» в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция – это снятие усталости нервных клеток, которая наступает после выполнения сложной мнемической задачи. По истечению некоторого времени эта усталость исчезает, а продуктивность воспроизведения вырастает.

Забывание – процесс, обратный запоминанию. Все то, что человек запоминает, со временем постепенно забывается, особенно это касается тех сведений, которые не актуальны, не повторяются и не воспроизводятся. Забывание имеет избирательный характер: значимый материал забывается меньше. Забывание особенно интенсивно протекает в первые часы после заучивания. Забытое сразу после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление реминисценции (смутное воспоминание). Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения (исследования П. И. Зинченко).

 

Негативное влияние ранее запомненного материала на овладение новыми данными, называется проактивной (действующей наперед) интерференцией.

Негативное влияние следующей деятельности на связи, созданные в предыдущей деятельности, может быть названо ретроактивной (действующей обратно) интерференцией.

Кривая забывания Эббингауза.

% запоминания информации

 
 

 


50 ІІІ В

30 ІІ Б

10 І А

 

0 1 2 3 4 5 10 15 30 60 90 прошедш.

время (дни)

А – бессмысленный материал;

Б – логическая обработка;

В – при повторении (первое повторение информации должно быть через 40 минут после заучивания, т. к. через 1 час в памяти остается 50 % заученной информации).

 

Самыми распространенными являются ассоциативные теории памяти. Важнейшая роль ассоциаций в процессах памяти была отмечена еще Аристотелем. В XVIII – XIX в.в. учение об ассоциациях лежало в основе ассоциативной психологии (Юм, Д. Джеймс, Спенсер). Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Определение И. И. Павлова:

Ассоциации – это временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей.

В зависимости от условий, необходимых для их создания, ассоциации подразделяют на 3 типа:

Ø Ассоциации по смежности;

Ø Ассоциации по сходству;

Ø Ассоциации по контрасту;

 

Ассоциация по смежности – это отражение в мозгу человека связей между предметами и явлениями, следующих друг за другом во времени, или находящихся рядом друг с другом в пространстве.

Ассоциации по контрасту - это отражение в мозгу человека предметов и явлений объективной действительности, связанных между собой противоположными признаками (высокий – низкий, быстрый – медленный).

Теорию нейронных моделей еще называют физической теорией памяти. Согласно этой теории, прохождение любого возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет после себя физический след, что приводит к механическим и электронным изменениям в синапсах (место соединения нервных клеток). На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного – она блокируется.

Простейшая цепь, обеспечивающая память, представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией. Реверберирующая активность, вызванная сигналом, не продолжается бесконечно. Существует ряд причин для ее прекращения:

1. подлинная реверберирующая цепь должна быть сложнее;

2. появляются новые сигналы, которые могут активно затормозить предшествующую реверберирующую активность;

3. существует возможность ненадежности самих нейронных цепей; импульс, поступающий в одно звено цепи не всегда может оказаться способным вызвать активность в следующем звене, и в конце концов, поток импульсов угасает;

4. реверберация может прекратиться вследствие какого – либо «химического» утомления в нейронах и синапсах.

 

Консолидация – это многократная электрическая активность в нейронных цепях, которая вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к возникновению новых нейронных цепей.

ВЫВОД: биохимическая теория памяти выражается гипотезой о двухступенчатом характере процесса запоминания.

На первой ступени, сразу же после влияния раздражителя, в мозгу происходит кратковременная электрохимическая реакция, которая вызывает обратные физиологические процессы в клетке. Продолжается секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти.

Вторая стадия возникает на основе первой – это собственно биохимическая реакция, связанная с созданием белков. Характеризуется необратимостью химических изменений в клетках; считается механизмом долговременной памяти.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Феномены богатства и бедности. Абсолютная и относительная бедность | Магическая формула памяти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2873; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.