Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления

Тема 2.3. Профессионально значимые качества и профессиональное мастерство специалиста-управленца

План:

1. Профессионально-значимые качества специалиста в сфере управления.

2. Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста-управленца.

 

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Она отражает устойчивое разделение труда по основным направлениям производства, профессиональной деятельности.

То особенное, что является более углубленной характеристикой профессии, как общей категории, входит в понятие «специальность». Она требует более частных знаний и конкретного практического опыта, является фундаментом профессии.

В непосредственной связи с понятиями «профессия» и «специальность» находится категория «квалификаци я». Последняя отражает степень овладения работником суммой знаний, умений и навыков, которые относятся к данной профессии или специальности (т.е. степень овладения профессионально значимыми качествами).

Профессионально-значимые качества специалиста-управленца — это совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять необходимые профессиональные функции в системе управления.

Образованию профессионально-значимых качеств способствуют активные формы и методы обучения, т.е. способы организации про­цесса обучения, а также взаимодействия преподавателя и обучающих­ся, направленные на реализацию модели профессиональной деятель­ности.

Процесс обучения (усвоения социального опыта) определяется как внешними, объективными условиями (т.е. способами организации процесса обучения, способами взаимодействия преподавателя и обу­чающихся, содержанием образования и др.), так и внутренней пози­цией обучающегося, совокупностью мотивов деятельности, в которой проявляются потребности человека, его идеалы, оценки и самооцен­ка. Поэтому внешние условия должны быть нацелены прежде всего на развитие собственной активности личности самого учащегося, на включение его в самостоятельную поисковую деятельность, развитие творческого мышления и умения приобретать знания.

В основе активных форм и методов обучения лежит личност­но-деятельностный подход, суть которого состоит в следующем: эффективное усвоение знаний, умений и навыков возможно лишь в ре­зультате включения личности в активную самостоятельную деятель­ность, которая соответствует возможностям и склонностям личности и осознается ею как значимая для ее профессионального и личност­ного развития. Важнейшим условием реализации этого подхода явля­ется профессионализация обучения. Она предполагает воссоздание предметного и социального контекста будущей профессиональной де­ятельности, на канву которого могут быть наложены процессы позна­ния, усвоения абстрактных знаний.

Повышение активности и творческой самодеятельности слушате­лей в усвоении знаний, формировании умений, навыков и примене­ния их на практике обеспечивается такими активными формами обуче­ния, как: деловые, ролевые, интеллектуальные игры; моделирование, анализ и проигрывание ситуаций; видеотренинги и обратная связь с помощью видеоустановок; опыт межличностного общения; эксперимен­тальные учебные упражнения; самообучение и самоконтроль; взаимо­действие с другими членами аудитории; проблемные лекции и семина­ры.

Среди активных форм обучения особое внимание следует уделять деловой игре. В деловой игре воспроизводится профессиональная обс­тановка, сходная по своим основным характеристикам с той, которая присуща реальной деятельности сотрудника ОВД. При этом воспроизво­дятся лишь наиболее типичные ситуации в сжатом масштабе времени. Сочетание опыта и знаний, требуемое деловой игрой и ею формируе­мое, позволяет яснее увидеть целостность процесса будущей про­фессиональной деятельности, лучше понять смысл обучения, увидеть свои ошибки и оценить приобретения. Наглядность, осязаемость про­цесса поиска и получения результатов приводят к глубокому понима­нию учебного материала.

В кругу активных методов обучения наибольшее распространение получил проблемный метод, который обеспечивает максимальную акти­визацию поисковой деятельности слушателей в процессе решения поз­навательных задач. Обращаясь к проблемному обучению, преподаватель не сообщает знания в «готовом виде», а формирует проблемные зада­чи, ставя слушателя в позицию первооткрывателя и побуждая искать способы их нестандартного решения. Вузовская подготовка должна сформировать специалиста, обладающего важнейшими творческими спо­собностями, т.е. умеющего самостоятельно увидеть проблему, сфор­мулировать ее, выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки, собрать данные, предложить методику их обработки, проанализировать их, сделать выводы, увидеть возможность приложения полученных результатов и т.д.

Таким образом, профессионально-значимые качества возникают и развиваются в совместной деятельности и общении, через другого человека, во взаимодействии и диалоге с ним. Их становление про­исходит на уровне мотивационно-потребностной сферы личности, ми­ровоззрения и предполагает, в первую очередь, формирование лич­ностного смысла выбранной профессии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы тектонических движений и рельефообразование | Психологическая характеристика профессионального мастерства специалиста-управленца
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.