Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тактическая подготовка




Тактическая подготовка - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке при помощи тактических действий, которые представляют собой рациональную форму организации соревновательной деятельности спортсменов в игровых видах спорта. Тактическая подготовка — это процесс формирования системы способов ведения игры

Тактическая подготовка предусматривает овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, умение правильно воспринимать и анализировать игровую ситуацию и принимать быстрое решение для выбора технического действия, предвидеть форму взаимодействий с партнерами.

Понятие «тактическая подготовка» более емкое, чем понятие «обучение тактике». Можно хорошо знать тактику спортивной игры, изучить ее теоретически, но тактически действовать в игре малоэффективно. Изучения только тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) также недостаточно для достижения высокой результативности в игре. В процессе обучения необходимо добиться органического единства тактики и техники.

Можно выделить ряд факторов, предопределяющих успешность тактических действий спортсмена в игре и соревнованиях. Во-первых, высокий уровень развития специальных качеств - быстроты сложных реакций, быстроты ответных действий, ориентировки, сообразительности и т. п. Во-вторых, высокая степень надежностиарсенала технических приемов в сложных игровых условиях. В-третьих, высокий уровень овладения навыками индивидуальных и коллективных тактических действий в нападении и защите.

Поэтому тактическую подготовку нельзя сводить к обучению спортсменов только тактическим действиям. Основу успешных действий спортсменов в игре составляют специальные качества, умение рационально и эффективно использовать технические приемы (соревновательные действия). Собственно тактические действия служат своеобразной формой организации соревновательной деятельности спортсменов индивидуально, в группах и команде в условиях противоборства с соперником. На этом основаны этапы тактической подготовки.

Первый этап. Развитие у обучаемых определенных физических, психических и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешных тактических действий (быстрота реакции и ориентировки, быстрота ответных действий и переключения с одних действий на другие, сообразительность, наблюдательность).

Второй этап. Формирование тактических умений в процессе обучения занимающихся приемам игры (технике). Достигается это двумя путями. Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами, обусловливающими успех тактических действий. Например, обучаемые при выполнении технического приема следят за действиями партнера (световым табло): в зависимости от характера обусловленных сигналов надо выполнить то или иное задание. Во-вторых, на этапе совершенствования приема применяют такую систему усложнений, которая способствует формированию тактических умений. Например, подача на точность в волейболе. На этой основе легко усваиваются индивидуальные тактические действия при подаче: подача на игрока, слабо владеющего приемом, на игрока, вступившего в игру при замене, выходящего к сетке с задней линии.

Третий этап. Изучение собственно тактических действий: индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. На первый план здесь выступают упражнения по тактике, игровые упражнения и учебная двусторонняя игра. Двустороннюю игру вводят постепенно, ей предшествуют подготовительные и подвижные игры, эстафеты.

Четвертый этап. Интеграция тактических действий в игровую соревновательную деятельность. Для этого применяют специальные задания в учебной двусторонней игре и установки в контрольных играх и во время календарных игр (соревнований).

Таким образом, формирование тактических умений начинается еще с подготовительных и подводящих упражнений, продолжается в упражнениях по технике, достигая наивысшего выражения в упражнениях по тактике, в учебных, контрольных играх и соревнованиях. В современных игровых видах спорта ярко выражена тенденция развития скоростной игры и усложнения тактических комбинаций. Поэтому особенно важно научить спортсмена оценивать расположение игроков (своих и соперника) на площадке, положение и направление полета мяча (шайбы), предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро анализировать сложившуюся обстановку и, выбрав наиболее целесообразное действие, эффективно выполнить его.

С учетом сказанного выделяют основные направления тактической подготовки: постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств; определение рациональной последовательности изучения тактических приемов, их сочетание и чередование; воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов; формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам; установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и защите с учетом последовательности изучения технических приемов в нападении и защите; совершенствование навыков тактических действий в про­цессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях). На этом основаны задачи тактической подготовки:

• Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развитие необходимых способностей и качеств).

• Формировать тактические умения в процессе обучения приемам игры (технике).

• Обеспечить высокую степень надежности приемов игры при выполнении тактических действий.

• Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и защите.

• Совершенствовать тактические умения с учетом игровой функции спортсмена в команде.

• Формировать умения эффективно использовать технику и тактические действия в зависимости от условий (состояние партнеров, соперника, внешние условия).

• Изучать команды соперника, их технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность.

• Изучать передовую тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных команд.

Под индивидуальными действиями понимают целесообразность применения игровых приемов в игре, для чего необходимо научиться способам передвижения, умению выбирать место для ведения игры, выбирать наиболее целесообразный способ действия в сложившейся игровой ситуации. В обучении индивидуальным тактическим действиям используются упражнения в выполнении игровых приемов при пассивном и активном противодействии партнера или в комплексных игровых упражнениях и учебные игры.

Групповые взаимодействия предусматривают участие в игровом эпизоде двух и более спортсменов. Групповые тактические действия могут быть в нападении или защите. В каждом отдельном случае решается частная тактическая задача. В первом случае — создание наиболее благоприятных условий для выполнения завершающего действия, во втором — противодействие с целью затруднения выполнения завершающего действия (передачи, удара, броска и т. д.) игроками противника.

Обучение начинается с изучения взаимодействий двух игроков вупражнениях при встречных или параллельных перемещениях (встречные передачи, передачи с продвижением по длине площадки и т. д.). Затем переходят к взаимодействиям трех и более играющих. Совершенствуются взаимодействия в игровых упражнениях, учебных играх, соревнованиях.

Командные взаимодействия предполагают выбор способов взаимодействия при ведении игры членами всей команды как в защите, так и в нападении. Этот выбор зависит от выбора тактической схемы игры командой противника, от ее технической и психологической подготовки. Успех решения тактических установок зависит от технической подготовки исполнителей, их творчества и организованного выполнения тактического замысла. Изучение командных действий начинается с момента комплектования команды и определения основных функций игроков. Избрав тактический рисунок игры или систему тактических взаимодействий, исходя из возможностей занимающихся, определяют задачи каждого игрока в защите и нападении. И только после этого начинают освоение основных взаимодействий, тактических вариантов и комбинаций, учат принимать самостоятельные тактические решения. Затем закрепляются командные тактические взаимодействия в двусторонних учебных играх.

В процессе овладения техникой спортсмен приобретает средства для ведения игры, в процессе тактической подготовки — умение владеть всеми техническими средствами в постоянно изменяющихся игровых ситуациях. Следует помнить, что как в технике, так и в тактике игры команда начинается с умения осуществлять защитные взаимодействия. Следовательно, обучение нужно начинать с защитных взаимодействий, а затем переходить к тактическим взаимодействиям в нападении. Существует целый ряд упражнений, которые направлены на совершенствование как тактики защиты, так и тактики нападения. Эти упражнения максимально приближены к игровым условиям.

Методические правила

Обучение тактическим действиям и их совершенствование осуществляются на основе дидактических правил «от известного к неизвестному, от легкого к трудному» и т. д. При этом необходимо соблюдать и следующие методические положения:

• Осваивать технику с учетом тактического аспекта. Спортсмен должен знать, какие тактические задачи он сможет решать посредством изучаемой техники. В процессе же совершенствования техники необходимо довести ее до уровня тактического навыка.

• Представления об изучаемом тактическом действии, которые создаются путем демонстрации и объяснения, углублять теоретическим анализом. Спортсмен должен познать и самостоятельно осмыслить конкретные ситуации и уметь творчески подходить к ним.

• Практически осваивать тактическое действие в следующем порядке:

-- без противника,

— с пассивным противником,

— с активным «управляемым» противником, на своей половине,

— в соревновательной форме с товарищами по команде.

Как только спортсмен овладел тактическим действием, т.е. как только оно формировалось в тактический навык, начинать вырабатывать варианты данной основной формы.

Психологическая подготовка

Психологическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на воспитание спортсмена как личности, его морально-волевых качеств. Развитие физических качеств и воспитание волевых черт характера взаимосвязаны. Специфичность волевых качеств в том, что они проявляются в виде деятельности, в которой происходило их развитие. Отсюда необходимость создавать условия, в которых развиваются и закрепляются сильные стороны характера, где необходимо проявление стойкости, уверенности, решительности, смелости, выдержки

Воспитанием волевых качеств необходимо заниматься в процессе всей спортивной тренировки и соревнований. В спортивной борьбе с соперником, равным по физической, технической и тактической подготовке, побеждает команда, игроки которой проявляют более высокие морально-волевые качества. Важно в любой обстановке смело и трезво оценивать свои возможности. Наоборот, неуверенность в своих силах, боязнь сильных соперников и другие причины снижают активность игрока, и он показывает результаты ниже своих возможностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.