Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие об экологических факторах




В возрасте 8—15 лет

Способностей у детей с умственной отсталостью

(Горская И. Ю., 2001)

Координационные способности Девочки Мальчики
Дифференцирование пространственных параметров движения 11—12 лет 10—11 лет
Дифференцирование силовых парамет­ров движения 8-10 и 11—12 лет 8—10 и 13—14 лет
Реагирующая способность (зрительно-моторная реакция) 10—12 лет 10—12 лет
Максимальная частота движений 13 лет 14 лет
Сохранение равновесия 9—10 лет 10—11 лет
Ориентировка в пространстве 10-11 и 13—14 лет 9—10 и 13 — 14 лет
Кинестетическая способность (точ­ность воспроизведения заданной амп­литуды движения) 10—11 лет 10—11 лет

 

Таким образом, несмотря на то что умственная отсталость — явле­ние необратимое, это не значит, что она не поддается коррекции. По­степенность и доступность дидактического материала при занятиях физическими упражнениями создают предпосылки для овладения деть­ми разнообразными двигательными умениями, игровыми действиями, для развития физических качеств и способностей, необходимых в жиз­недеятельности ребенка. По данным В.В. Ковалева (1995), 80% под­ростков с легкой степенью умственной отсталости к окончанию специальной школы по своим физическим, психометрическим про­явлениями незначительно отличаются от нормальных людей.

 

 

Среда действует на организмы и другие биосистемы посредством физических, химических и биотических воздействий. Каждое воздействие, качественно отличное от других, называют элементами действия среды, или факторами. Температура, свет, влажность воздуха или почвы, пища, присутствующие рядом другие организмы своего вида и иных видов, - все это является факторами, воздействующими на существование организмов.

Обычно понятие «фактор» трактуется как:

1. движущая сила процессов или условие, влияющее на них;

2. существенное обстоятельство в каком-либо процессе и явлении.

Проявление факторов в любой среде жизни вызывает существенные приспособительные свойства у организмов.

Свойства среды, воздействующие на организмы называют экологическими факторами.

Совокупность абиотических факторов в пределах одного участка называется экотопом.

Вся совокупность факторов, включая биотические, носит название биотоп.

Экологические факторы - свойства среды, воздействующие на организмы

 

Экологические факторы в своем воздействии на живые организмы могут выступать:

- раздражителями, вызывающими приспособительные изменения физических, биохимических и поведенческих реакций;

- ограничителями, обусловливающими невозможность существования в данных условиях;

- модификаторами, вызывающими анатомические и морфологические изменения организмов;

- сигналами, изменений в качествах среды обитания, изменений других экологических факторов.

Однако не все факторы среды с одинаковой силой влияют на организмы, есть такие, которые вообще безразличны для них. Поэтому среди всего многообразия факторов различают «элементы среды» и «экологические факторы». Экологическими факторами обозначают все те влияния среды, которые оказывают какое-либо воздействие на живые организмы. Иногда такое воздействие, оказывающее прямое влияние, называют «элементарным экологическим фактором».

Селен считается ядовитым химическим элементом. Большое количество его в растительной массе, съеденной животными, вызывает серьезные отравления даже у крупного рогатого скота. Однако сейчас установлено, что это вещество в микродозах необходимо для ряда внутриклеточных обменных процессов. Поэтому селен включен в состав многих поливитаминных комплексов для человека. Также и кобальт, который в качестве составляющего витамина В2 (цианокобаламин) широко используется в медицине.

 

Все многообразие экологических факторов объединяется в три большие группы - абиотические, биотические и антропогенные. Абиотическими называют экологические факторы проявления свойств неживой природы, биотическими - влияния живой природы, антропогенными- всевозможные влияния человека.

Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на организмы.

Абиотические факторы – это элементы неживой природы, воздействующие на организмы

 

Различают:

- климатические (свет, температура, осадки, ветер и т.п.);

- орографические (совокупность неровностей земной поверхности, факторы, связанные с особенностями рельефа);

- эдафические (почвенно-грунтовые факторы: механический состав, плотность, гранулометрический состав, водный и температурный режим и т.д.);

- химические (соленость воды, кислотность почв);

- физические (радиоактивность, магнетизм, давление, шум).

Абиотические факторы могут быть прямые (например, влияние температуры или влажности воздуха на организм) и косвенные (например, положение особи в пространстве, т.е. на определенной широте и долготе; или например, при повышении температуры воды, в ней уменьшается содержание кислорода).

Так, на экваторе солнечные лучи падают под прямым углом и каждая единица поверхности получает больше энергии, чем в других широтах, - поскольку к полюсам уменьшается угол падения солнечных лучей, т.е. чем дальше мы удаляемся к полюсам, тем холоднее становится. Аналогично уменьшается увлажнение при движении от побережий в глубь континента.

В природе трудно отделить действие одного абиотического фактора от другого и организмы всегда испытывают их совместное влияние.

На суше важными экологическими факторами являются свет, температура, вода. В водной среде (например, в море), таковыми выступают свет, температура и соленость. В пресных водоемах основную роль может играть содержание кислорода. Все эти физические условия существования могут быть не только лимитирующими факторами, но и регулирующими, т. е. оказывающими адаптационное влияние.

Однако, несмотря на значимость этих физических факторов, нельзя считать, что свет, температура и влага действуют независимо друг от друга (правило комплексного действия факторов). Их воздействие всегда взаимосвязано, действие одного из них проявляется сильнее под влиянием другого или сказывается слабее.

Температура проявляет свое заметное лимитирующее действие на организм, если режим влажности близок к критическому (т. е. влажность мала или очень велика). В то же время при оптимальном режиме влажности, например растения, способны долго выдерживать температуры, близкие к пороговым.

 

Жизнь организмов в природе зависит не только от абиотических факторов, но и от того, как действуют на них другие живые организмы. На жизнь организмов влияют живущие рядом с ними высшие растения, бактерии, грибы и животные.

Биотические факторы – это факторы, возникающие при взаимодействии и взаимовлиянии живых организмов друг на друга.

Биотические факторы – это факторы, возникающие при взаимодействии и взаимовлиянии живых организмов друг на друга

 

Все многообразие биотических факторов обычно подразделяют на четыре группы. Влияние растений, высших и низших, относят к группе фитогенных факторов, влияние разнообразных животных - к группе зоогенных факторов, влияние грибов - к группе микрогенных факторов, а влияние бактерий и других различных микроорганизмов - к группе микробогенных факторов.

Хищные грибы - зоопагалы и монилиалы образуют клейкие сети из колец или отдельные кольца из гиф. Нематода, ползая в почве, попадает в кольцо гриба (или приклеивается к его ловчей сети), которое действует механически. Внутренняя поверхность этих колец очень чувствительна к прикосновению и в ответ на раздражение клетки гифы кольца в течение 0,1 секунды резко увеличиваются в объеме, приобретая шаровидную форму, и таким образом накрепко удерживают нематоду. Вскоре затем гифа гриба проникает в тело нематоды, где и поглощает все внутреннее содержимое червя. Этим данные грибы служат хорошим средством в борьбе с нематодой.

 

Взаимоотношения между организмами как свойство биотических факторов, сложны и многообразны. В целом роль биотических факторов можно разделить на три типа воздействий:

- эдификаторное (средообразующее значение),

- трофическое (обеспечение пищей и энергией),

- топическое (обеспечение мест питания, укрытия и для постройки гнезд).

Биотические факторы представляют собой взаимоотношения внутривидовые и межвидовые.

Внутривидовые отношения включают: соревнование, конкуренцию, и их крайние формы – антагонизм, агрессию и каннибализм; а также альтруизм, внутривидовой эндо- и экзопаразитизм. Внутривидовые отношения складывались в эволюции по мере развития вида как целостной системы.

Формы внутривидовых отношений разнообразны. Соревнование, как и конкуренция возможны между особями в популяции, - за средства жизни или за самку (самца). Именно в этих отношениях проявляются индивидуальные качества организма, обеспечивающие борьбу за существование и определенную плотность популяции. Соревнование может проходить активно. В форме так называемой «драки». Однако, драка эта не всегда осуществляется через непосредственный контакт между организмами, чаще она предполагает угрожающий вид у «хозяина» территории, громкое пение или просто метки, - перед которыми «противник» отступает. Соревнование может быть и в виде пассивной борьбы, которая приводит к появлению особых адаптивных черт в строении, обеспечивающих выгоду их носителям.

Агрессия – это форма связи, характеризующаяся истреблением особей своего вида. Каннибализм – пожирание особей своего вида.

Так, каннибализм представлен у лососевых. Взрослые рыбы для икрометания заходят в реки, где они в верховьях выметывают икру. Там же обессиленные рыбы гибнут. Поскольку все это происходит поздно осенью, то трупы рыб остаются там же в верховьях, и при понижении температуры вмерзают в лед. Весной трупы рыб оттаивают. Параллельно с этим процессом идет развитие молоди лососевых, которая поедает трупы родителей. У гуппи, трески, налима, наоборот – взрослые рыбы способны поедать собственную молодь. Такое встречается и у мышевидных грызунов. И даже в домашних условиях, у джунгарских хомячков каннибализм не редкость

Внутривидовой эктопаразитизм особенно ярко выражен у глубоководной рыбы – удильщика. Самка, имеющая размеры до 10 см постоянно носит на себе присосавшегося самца (1,5-2 см), который прикрепляется к ней в стадии молоди либо на лоб, либо к брюшку или к жаберной крышке. Кожа самца срастается с кожей самки, происходит даже некоторое сращение кровеносной системы обоих организмов. Самец передвигается и живет за счет самки – у него редуцируются зубы и частично кишечник, зато хорошо развиваются кровеносная, дыхательная, выделительная и особенно половая системы.

Внутривидовой эндопаразитизм наблюдается у кольчатого червя, живущего в Средиземном море. Самец паразитирует на стенках нефридиев, по которым проходят выводимые наружу яйца. Еще на стадии личинки самец попадает в рот к самке, затем в пищевод и далее диффундируя через ткани, попадает в нефридии, где и остается жить.

Альтруизм свойственен млекопитающим, как правило, дельфинам и приматам. Его также можно встретить у собачьих и некоторых кошачьих. Главным образом альтруистическое поведение проявляется в заботе о потомстве, в случае гибели непосредственных родителей малышей. Тогда взрослые самки, или сестринские особи выхаживают сирот. Дележка добычи и защита слабого от врагов – это тоже проявление альтруизма.

Межвидовые отношения складываются из взаимополезных отношений; полезно-нейтральных; полезно-вредных и взаимовредных.

Взаимополезные отношения можно, в свою очередь, подразделить на:

- симбиоз (взаимосвязь в виде сожительства с обоюдной пользой, но с элементами паразитизма);

- мутуализм (взаимосвязь с обоюдной пользой, но без элементов паразитирования);

- протокооперацию (взаимосвязь полезная для обоих компонентов, но не обязательно присутствующая в жизненном цикле).

Полезно-нейтральные отношения включают комменсализм (взаимосвязь, при которой один из компонентов получает какое-либо преимущество, не принося при этом заметного вреда другому).

Полезно-вредные отношения - это хищничество, паразитизм, полупаразитизм и аменсализм.

Хищничество это взаимоотношения, при которых один компонент поедает другого (волк – заяц; лиса – мышь; ястреб – перепелка).

Паразитизм – взаимоотношения, при которых организм одного вида живет за счет питательных веществ другого вида. Паразитами является большинство представителей типов Плоских, Круглых и Кольчатых Червей, а также патогенные грибы, бактерии и вирусы.

Полупаразитизм – взаимосвязь, при которой один организм живет частично за счет органических веществ другого, но параллельно и сам может производить органические вещества. Например, эвкалипт и омела; иван-да-марья и травянистые многолетники смешанных лесов. Полупаразитизм возможен только у представителей царства Растений.

Аменсализм – взаимосвязь, полезная для одного вида, но подавляющая жизнедеятельность другого. Иногда подавление может осуществляться косвенным путем, например через выделяемые одним видом фитонциды (например хризантемой). Последние, губительны для стафилококка. В лесу растения первого древесного яруса, например, ель и пихта, могут подавлять развитие травяно-кустарничкового яруса, испытывающего недостаток освещения.

Взаимовредные отношения подразделяются на конкуренцию и антагонизм.

Конкуренция – взаимоотношения, возникающие между видами со сходными потребностями в пище, пространстве и прочих жизненных условиях. Например, василек и рожь, лиса и енотовидная собака.

Антагонизм – взаимосвязь, при которой присутствие одного вида исключает пребывание другого. Например, грибы и бактерии.

Разнообразие действия биотических факторов в природе огромно. В большинстве случаев при постоянном и регулярном их действии биотические факторы вызывают у взаимодействующих организмов (и видов) специфические черты приспособленности: анатомо-морфологические, физиологические, поведенческие, ритмологические и другие. Все они возникли исторически, путем сопряженного исторического развития (коэволюции) при совместном сосуществовании организмов. Кроме того, влияя прямо и косвенно, полезно и вредно, воздействуя на внутривидовом и межвидовом уровнях, биотические факторы всеми своими сторонами обеспечивают совместное (биогеоценотическое) существование огромного количества видов на небольшой занимаемой поверхности. В этом отношении роль биотических факторов в природе велика

 

 

Влияние человека как экологического фактора в природе велико и чрезвычайно многообразно. В процессе своей деятельности человек создал большое количество самых разнообразных видов культурных растений и домашних животных, воздвиг искусственные биогеоценозы и существенным образом преобразовал естественные природные комплексы. На многих территориях он создает особые, часто почти оптимальные условия жизни многим видам, создал свою среду обитания.

Произведя громадное разнообразие сортов и видов растений и животных, человек способствовал появлению у них новых свойств, обеспечивающих им выживание в неблагоприятных условиях, в борьбе за существование с другими видами и невосприимчивость к воздействию патогенных организмов.

Антропогенные факторы – это факторы среды, обусловленные прямым или косвенным воздействием на нее человека.

Антропогенные факторы – это факторы среды, обусловленные прямым или косвенным воздействием на нее человека

 

Экологические факторы можно классифицировать

- в зависимости от особенностей их воздействия на организм: прямые и косвенные;

- в зависимости от регулярности их воздействия – периодические и непериодические;

- в зависимости от тех последствий, которые они оказывают на организм: ограничивающие, раздражительные, модификационные.

В комплексном влиянии на организмы факторы неравнозначны. Их также можно подразделить на: ведущие (те, без которых организм не в силах существовать), фоновые (сопутствующие) и лимитирующие (те, которые сильно отклоняются от нормы, - иначе их можно назвать ограничивающими факторами).

 

Одна из важнейших проблем экологии - изучение механизмов, лежащих в основе приспособления (адаптации) организмов к факторам внешней среды.

Под адаптацией (лат. adaptation - приспособление, прилаживание) понимается совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни организмов в определенных условиях внешней среды.

Адаптация – совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и других особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни организмов в определенных условиях внешней среды

 

Адаптации обеспечивают уравновешивание свойств живого организма с постоянными или изменяющимися условиями среды. В зависимости от длительности и повторяемости этих изменений адаптации могут носить циклический характер и быть более или менее стойкими. Все адаптации формируются только путем эволюции при участии естественного отбора в процессе взаимодействия организмов со средой обитания.

 

Основные закономерности действия экологических факторов




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.