Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экстернальность — интернальность




Ригидность — гибкость познавательного контроля.

Когнитивная простота — сложность.

Когнитивная сложность определяет дифференцированность и многообразие категорий, с помощью которых субъект классифи­цирует объекты внешнего мира и социального окружения. Ког­нитивная сложность определяется количеством оснований клас­сификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-нибудь содержа­тельной области. Когнитивный стиль субъекта может быть разным в различных сферах (например, он может обладать высокой когни­тивной сложностью в области спорта и выраженной когнитивной простотой — в сфере межличностного восприятия).

В качестве инструмента исследования данного параметра ког­нитивного стиля Дж. Келли разработал репертуарный тест ролево­го конструкта (см. Приложение А).

Индивиды, характеризующиеся когнитивной простотой, име­ют когнитивную систему, в которой неясны различия между кон­структами. Для них свойственно игнорировать информацию, ко­торая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезвычайно просты и не разнообразны в межличностном общении, им трудно увидеть разницу между собой и другими. Те, кто характе­ризуется когнитивной сложностью, имеет конструктивную систему с четко дифференцированными конструктами. Для них свойствен­на тенденция кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия, они могут с высокой точностью прогнозировать поведение других.

Ригидность (от лат. п§гс1и5 — жесткий, твердый) — затруднен­ность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности, стиле реагирования, способе решения задач в условиях, объективно требующих перестройки. При высокой степени ригидности субъекты испытывают затруднения в

переходе на новый способ решения из-за установочного эффекта предыдущих задач, при низкой — эффективно переключаются на новые способы и виды деятельности.

В зависимости от области исследования выделяют когнитив­ную, аффективную и мотивационную ригидность. Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки воспри­ятия и представлений в изменившихся ситуациях, аффективная выражается в косности аффектов, мотивационная — в тугоподвиж-ности системы мотивов в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения.

Данный параметр когнитивного стиля характеризует склон­ность человека приписывать ответственность за результаты сво­ей деятельности внешним факторам (экстернальность), либо собственным способностям и усилиям (интернальность).

По словам С. К. Нартовой-Бочавер, когнитивные стили — это «психологические качества, которые, будучи относимыми в боль­шинстве работ к формально-динамическим свойствам, тем не менее представляются наиболее перспективными в решении проблемы интеграции когнитивных и аффективных процессов, динамическо­го и содержательного в структуре индивидуальности».

Индивидуальные особенности когнитивного стиля заключаются в предпочтении тех или иных стратегий и связаны с особенностями нервной системы, типом темперамента, типом сигнальной системы, межполушарной асимметрией, особенностями воспитания, обуче­ния и профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.