Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип наглядности




Реализуется в процессе познания сущности изучаемых двигательных действий, биомеханических закономерностей их построения. Он предусматривает формиро­вание у занимающихся точного чувственного образа (модели деятельности) техни­ки, тактики, проявляемых физических способностей не только по зрительным ощу­щениям, но главным образом, по совокупности ощущений, поступающих с других органов чувств: слуха, вестибулярного аппарата, рецепторов мышц. Основными формами чувственного познания в реализации принципа наглядности являются ощущения, восприятия и представления. Ощущения отражают отдельные свойства физических упражнений (например: быстро, сильно, медленно, слабо и т.д.). В ре­зультате многолетних тренировок квалифицированные спортсмены приобретают способность к тонко дифференцированным ощущениям при выполнении специа­лизированных двигательных действий. Под восприятием принято понимать процесс целостного отражения изучаемого двигательного действия (например: бег, прыж­ки, плавание). И, наконец, представление характеризуется мысленным воспроиз­ведением двигательной деятельности. В практике спорта представление физичес­ких упражнений, их многократное мысленное повторение используют как методи­ческий прием идеомоторной тренировки.

В процессе построения концептуального образа разучиваемого действия важ­ную роль играет объём сенсомоторной информации, хранящейся в памяти индиви­да. Он является предпосылкой к формированию таких сложно дифференцирован­ных тактильных восприятий, как "чувство воды", "чувство весла", "чувство мяча" и т.д. Чем богаче чувственный образ, тем выше интерес занимающихся к изучаемому действию, тем быстрее формируются на его основе двигательные умения и навы­ки. В практике занятий физическими упражнениями реализация принципа нагляд­ности предусматривает комплексное использование прямой и опосредованной форм наглядности. Наряду с общепедагогическими средствами (живой показ дви­гательного действия, имитационный показ его частей и движения в целом, его об­разное описание, демонстрация и разбор ошибок - формы прямой наглядности) целесообразно использование кинограмм и видеозаписей, таблиц, диаграмм -опосредованные формы наглядности, а также специализированных средств направ­ленного воздействия на функции сенсорных систем (технические средства обуче­ния, свето-, звуколидеры, тренажеры с обратной связью). Их комплексное исполь­зование в учебно-воспитательном процессе обеспечивает качественный переход от чувственного познания к пониманию сущности изучаемого материала.

При использовании комплексных форм наглядности необходимо учитывать ряд положений. Эффективность применения тех или иных средств обусловлена инди­видуальными особенностями восприятия (доминированием функций зрительного, слухового, тактильного анализатора), а также балансом взаимодействия первой и второй сигнальной систем высшей нервной деятельности индивида (преобладани­ем предметно-чувственного или словесно-логического восприятия). Степень и ха­рактер применения наглядности различны в зависимости от этапа обучения, возра­ста, пола, подготовленности и типологических особенностей нервной системы за­нимающихся. Целенаправленное использование комплексных форм наглядности су-

Лекция 6 Методические принципы занятий физичекими упражнениями щественно повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.