Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование тательн умения




ЗНАНИЯ

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

ЗАПОМИНАНИЕ

ЕЕ ОСМЫСЛЕНИЕ

ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ

U

 

Восприятие учебного материала учеником осуществляется путем организован­ного наблюдения, слушания речи педагога, чтения текста учебного пособия, прак­тической деятельности. Их сочетание обеспечивает основательную переработку сущности изучаемого. "Живое созерцание" изучаемого материала не будет резуль­тативным, если ученики не проявляют интерес к учебному материалу, не видят его практической значимости, не могут связать его в уме с имеющимися знаниями и опытом. Вот почему опытные педагоги перед сообщением (показом) нового мате­риала стремятся вызвать интерес к нему, показать его значимость с усвоенным, а также практическим опытом обучаемых.

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

Восприятие органично связано с анализом учебного материала, который заклю­чается в мысленном его расчленении на составные части, выделение в нем главно­го, соединяющего эти части воедино, включение изучаемого в систему имеющихся знаний. Проведенные таким образом анализ и синтез материала, его сравнение, обобщение и конкретизация оказывают большое влияние на развитие приемов, способов, и операций мыслительной деятельности обучаемых.

Осмысливая учебный материал, обучаемые проникают в суть соответствующих явлений и процессов, преодолеваюттрудности при усвоении их содержания. Вдум­чивое осмысление - важный момент преобразования знаний в убеждения, В этой связи побуждение учеников глубоко осмысливать изучаемое, целенаправленное руководство этой их специфической деятельностью являются необходимым усло­вием повышения воспитательного и развивающего эффекта процесса обучения.

Запоминание есть одна из сторон процесса памяти, в результате которого про­исходит закрепление нового путем связывания его с уже приобретенным ранее. Это необходимое условие обеспечения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняются далеко не все то, что оказывает воздействие на наши органы чувств. При закреплении учебного матери­ала используется непроизвольное и произвольное запоминание. Они обладают раз­ными возможностями в закреплении знаний. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает у нас активную умственную работу над ним.

Специальное изучение условий высокой продуктивности непроизвольного за­поминания знаний в обучении показало, что одним из важнейших условий является создание внутренней, собственно познавательной мотивации учебной деятельнос­ти. Это достигается за счет такой специальной организации системы учебных за­дач, при которой каждый полученный результат становится необходимым средством для получения каждого последующего.

Произвольное запоминание - это продукт специальных мнемических действий, т.е. таких действий, основной целью которых является само запоминание. В учеб­ной работе обучаемым важно давать дифференцированные задания: что именно и как запоминать.

Повышение эффективности произвольного запоминания обусловлено рацио­нальным использованием его приемов. К ним относятся: составление плана заучи­ваемого материала, сравнение, классификация, систематизация, воспроизведе­ние (в форме пересказывания самому себе запоминаемого содержания -"своими словами").

Существует несколько попыток классификации уровней усвоения. Одной из них является четырехуровневая классификация профессора В. П. Беспалько (1970):

Первый уровень ознакомления. Для него характерно умение узнавать, опозна­вать, распознавать объекты изучения без сколько-нибудь глубоких знаний об их свойствах, характеристиках.

Второй уровень репродукции. Соответствующая ему деятельность -воспроиз­водящая, репродуктивная. Овладев материалом на данном уровне, учащийся мо­жет с большей или меньшей достоверностью воспроизвести текст учебника, пояс­нения преподавателя и т.д.

Третий уровень гностических умений, представляющий более высокую ступень продвижения в учении. Предполагается, что учащийся умеет применять усвоенную информацию на практике для решения познавательных задач по заранее усвоенно­му образцу.

Четвертый уровень трансформации или переноса, который является наиболее

Теория и методика физической культуры

высоким в предложенной классификации. Ему присуще проявление творчества в деятельности обучаемого. Отходя от усвоенных образцов, учащийся демонстриру­ет умение осуществлять перенос знаний из одной предметной области в другую. В вопросе деятельности вырабатывается принципиально отличные от ранее усвоен­ных планы и программы принятия решений и действий.

Любая деятельность (профессиональная, военная, спортивная и др.) может быть успешно осуществлена лишь тогда, когда человек владеет не только специальными знаниями, но также двигательными умениями и навыками.

В педагогическом аспекте двигательные умения и навыки следует рассматри­вать как приобретенную возможность выполнять двигательное действие. Она воз­никает на основе:

• знаний о способе (технике) выполнения физических упражнений, т.е. когда име­ется психический (идеальный) образ - модель будущего действия;

• наличия у занимающихся предварительного двигательного опыта и определен­ного уровня физической подготовленности;

• многократных повторений изучаемых действий.

С точки зрения управления движениями, двигательные умения и навыки харак­теризуют различную степень (уровень) владения двигательным действием. Это край­ние характеристики способности осуществлять двигательное действие, междуними лежит определенный диапазон переходных возможностей.

ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ - это такой уровень овладения двигательным действи­ем, при котором управление движениями осуществляется при активной роли мыш­ления.... ■....:,,

Характерными признаками двигательного умения являются:

• Управление движениями происходит неавтоматизированно.

• Сознание ученика загружено контролем каждого движения.

• Невысокая быстрота выполнения действия.

• Действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления.

• Относительная расчлененность движений.

• Нестабильность действия.

• Непрочное запоминание действия.

• В процессе дальнейшего овладения двигательным действием умение превра­щается в навык.

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК - это такая степень владения действием, при которой управление движениями происходит автоматизированно, т.е. не требуется специ-

ально направленного на них внимания.

Характерные признаки навыка: ™"

• Автоматизированное управление движениями. Сознание освобождается от под­робного контроля за каждым движением. Однако автоматизация процесса выпол­нения движений не означает неосознанности действий. Сознание ученика направ­ленно в основном на узловые компоненты действия, на применение его в различ­ной в обстановке, на творческое решение двигательной задачи.

• Слитность движений, т.е. объединение ряда элементарных движений в единое целое.

 

Лекция 7 Обучение двигательным действиям

• Отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных действий, высокая быст­рота, легкость, экономичность и точность движений при его выполнении.

•Высокая устойчивость действия. Она позволяет успешно решать двигательную задачу под влиянием сбивающих факторов (утомления, плохих внешних условий, активном противодействии соперников и т.д.).

• Прочность запоминания действия. Навык, если он сформирован и достаточно закреплен, не исчезает даже при длительных перерывах (научившись плавать, ез­дить на велосипеде, играть в футбол, человек может выполнять эти действия даже после многолетнего перерыва).

Таким образом, в процессе обучения двигательному действию изменяется ха­рактер управления движениями. В результате повышается уровень овладения дви­гательным действием. Первым (начальным) уровнем владения действием является двигательное умение, вторым - двигательный навык. Процесс совершенствования сформированного двигательного навыка бесконечен. Его основная задача - научить ученика свободно владеть навыками в любых условиях. Только в этом случае навык получит свою практическую ценность.

 

ЦЕЛЬ

 

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОМУ ДЕЙСТВИЮ

двигательного^___j)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.