Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип регулярности педагогических воздействий




Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями.

Проявляясь в деятельности, физические способности неотделимы от двигатель­ных умений навыков. От того, насколько человек владеет тем или иным двигатель­ным действием в решающей мере зависит успешная реализация соответствующих физических способностей.

 

7.3 Принципы развития физических способностей.

Процессы обучения движениям и развития физических способностей подчиняются разным закономерностям, несмотря на то, что объект воздействия у них один - конкретный человек, выполняющий физические упражнения. Специфичность за­кономерностей требует и соответствующих педагогических (методических) воздей­ствий их реализации: для обучения движениям - одни педагогические принципы, для развития физических способностей - другие. Кстати, это одна из характерных особенностей педагогического процесса при освоении двигательных действий.

Человеку, ведущему педагогический процесс в сфере физической культуры, при­ходится его строить в соответствии не только с принципами обучения и воспита­ния, но и еще и с принципами развития физических способностей. При этом следу­ет учитывать, что принципы обучения физическим упражнениям (см. Лекция 6) от­ражают единые требования: любой педагогический процесс должен строиться на принципах сознательности, активности и др. Однако конкретная реализация этих принципов (т.е. подбор средств и методов) должны соответствовать решаемым за­дачам (или задачам обучения или задачам развития физических способностей). Предположим, при обучении двигательному действию принцип постепенности мо­жет реализоваться через построение системы подводящих упражнений, а при раз­витии физических способностей - через построение системы физической нагруз­ки.

Следовательно, любая методика развития физических способностей должна предусматривать специфическую реализацию дидактических принципов. Поскольку обучение движениям связано с воздействием физических нагрузок на обучаемого, то возникает потребность в учете закономерностей реакции организма на предпо­лагаемые нагрузки. Поэтому и существуют особые принципы, выражающие глав­ным образом закономерности взаимосвязи состояния человека и физической на­грузки в зависимости от её организации во времени.

Этот принцип предполагает необходимость постоянных занятий физическими упражнениями для развития физических способностей человека, поскольку после­дние развиваются и совершенствуются прежде всего в процессе деятельности, свя­занной с проявлением данных способностей. В основе этого принципа лежат зако­номерности, характеризующие влияние повторного воздействия движений и дей­ствий на организм человека, чередование работы и отдыха на фоне различных фаз восстановления работоспособности и обратимость развития способностей в слу­чае неоправданно длительных перерывов между занятиями.

Регулярность воздействий при развитии физических способностей обеспечи­вается необходимым порядком выполнения тех или иных упражнений в рамках от­дельного занятия, а также правильным чередованием занятий и интервалов отдыха между ними на протяжении какого-либо времени (недели, месяца, четверти, года и т.д.). В результате многократного выполнения двигательных действий в отдельном занятии и повторяемости самих занятий, в организме человека происходят функ­циональные сдвиги, которые характеризуют соответствующий эффект. Изменения, наступившие в организме после выполнения каждого упражнения или к моменту завершения занятия, обозначают как срочный (ближний) эффект. Этот эффект не исчезает сразу, а сохраняется некоторое время. Все изменения в состоянии орга­низма, наблюдаемые после окончания предыдущего занятия до начала очередного занятия называют отставленным или трансформированным эффектом. Если меж­ду занятиями следует слишком большой перерыв, то данный эффект может исчезнуть совсем, а это не скажется существенным образом на развитии физических способностей. Поэтому для прогрессивного изменения показателей физических способностей или сохранения достигнутого их уровня недопустимы перерывы, при­водящие к утрате положительного эффекта занятий. Иными словами, педагог дол­жен так строить педагогический процесс, чтобы "следы" от каждого предыдущего занятия наслаивались на эффект последующего (прибавлялись к нему). Благодаря такому сложению возникает кум улятивный (накапливающийся) эффект, вызываю­щий глубокие адаптационные перестройки в организме и позволяющий добивать­ся перевода органов и структур на качественно новый функциональный уровень.

Следовательно, при практической реализации принципа регулярности важно обеспечить перманентность, т.е. постоянство, непрерывность адаптационных пе­рестроек функционального и структурного характера, составляющих биологичес­кую основу развития физических способностей. Это достигается, в первую очередь, соблюдением оптимального для совершенствования каждой способности режима двигательной активности, в основе которого, как известно, лежит тот или иной по­рядок чередования работы и отдыха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.