Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Число фирм




Размеры фирмы

Мелкие Крупные

Виды рыночных структур

 

Совершенная Монополистическая Олигополия Чистая

конкуренция конкуренция монополия

1

Монополистическая конкуренция – наиболее близкий тип к совершенной конкуренции (розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики). Монополистическая конкуренция развивается там, где необ­ходима дифференциация продукта, где в большей мере приходит­ся учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Она характеризуется

· большим числом продавцов,

· однотипные, но несколько различающиеся товары. (потребитель может легко найти товары-заменители)

· слабый контроль над ценой

· вход и выход на рынок возможен ( не требуется крупного производства, и крупного капитала ) Однако, это не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Но, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензиру­ются) товары-субституты.

Конкуренция является монополистической в том случае, если на долю 4-х фирм приходится не более 25% внутренних поставок данного товара и на 8 фирм не более 50%, хотя количество таких фирм может быть довольно значительным.

Поскольку в рамках этого вида конкуренции имеется в виду производство близких, но различающихся товаров, то каждый из выпускающих данную разновидность товаров является монополистом. Все фирмы регулируют только цены на выпускаемые ими товары, не влияя на цены конкурентов.Фирма обладает монопольной властью, но уже не над рынком, а над собственным товаром. В ходе этой конкуренции каждый старается делать свой товар более привлекательным, чем у конкурента. Характерна неценовая конкуренция - значительный упор на рекламу, торговые знаки и марки.

Олигополия- (олигопсония – несколько покупателей.)

Также выделяют

· классическую (жесткую) олигополию, главную роль играют 3—4 фирмы,

· мягкая (аморфная) оли­гополия, выпускают продукцию 6—8 фирм.

В зависимости от типа продукции различают

· чистую олигополию Предприятия чистой олигополии выпускают идентичную, стандартную продукцию: цемент, бензин, сталь и т.д.

· дифференцированную. Олигополия, в условиях которой фирмы производят разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. (разные марки машин)

 

1. Несколько крупных фирм, возникает в условиях когда несколько фирм утверждают свое господство на рынке какого-либо товара за счет более низких издержек и цен, позволяющих вытеснить других конкурентов. Например, три фирмы на автомобильном рынке США. ("Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер")

2. Вход в отрасль затруднен. Ряд препятствий: величина капитала, необходимого для основания новой фирмы, контроль уже сложившихся фирм за ценами, рынком сбыта, техникой и технологией в данной отрасли. В автомо­бильной промышленности США в 80-е гг., например, минимально эффективный объем выпуска составлял 300 тыс. машин в год. Это может быть связано с патентной монополией, как это происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа "Ксерокс", "Кодак", IBM и др. На протяжении всего срока действия патента (в США — 17 лет) фирма надежно защищена от внутрен­ней конкуренции

3. Всеоб­щая взаимозависимость.Каждая из фирм, при принятии решений в области выпуска продукции и цены, вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

 

В условиях олигополии конкуренция носит как ценовой так и неценовой характер.

 

Чистая монополия - это рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара или услуги, контро­лируя всю или большую часть производства. (Частный случай - монопсония - монополия покупателя). Характерные черты:

· единст­венный продавец;

· нет близких заменителей данного товара. Потребитель вынужден платить назначенную цену;

· конкуренты не могут выйти на рынок, где господствует монополия. Барьеры для проникновения в отрасль: 1/ эффект масштаба, позволяет иметь низкие издержки производства; 2/ исключительные права - привилегии, да­ваемые фирме-монополисту государством, которое взамен оставляет за собой право регулировать действия монополии, защищая потребителей; 3/ патенты и лицензии - правитель­ство гарантирует патентную защиту новым технологиям и товарам, что обеспечивает производителям позиции монополистов; Согласно патентному праву США, изобретатель имеет исключительное право контроля над своим изобретением в течение 17 лет. Патенты сыграли огромную роль в развитии таких компа­ний, как "Ксерокс", "Истман Кодак", "Интернэшнл Бизнес Машин" (IBM), "Сони" 4 / собственность на важнейшие виды сырья, деятельность ком­пании "Де Бирс", которая уже давно монополизировала крупней­шие алмазные рудники в Южной Африке и потому контролирует мировой рынок алмазов

Примером чистой монополии коммуналь­ные услуги, энергоснабжение.

Монополии можно классифицировать следующим об­разом:

· естественная монополия - формируется естественным путем на основе технологических потребностей развития производства при высоком уровне его концентрации /обеспечение газом, электроэнергией и др./; ее дробление не целесообразно, такой объем производства дает наименьшие затраты и наибольшую прибыль. На них действует антимонопольное законодательство.

· искусственная монополия - возникает на основе сгово­ра и подавления конкурента;

· случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, т.е. поиска рыночной ниши производителями.

Главная причина возникновения монополии - увеличение масштабов производства в процессе концентрации и централизации, осуществляется по следующим направлениям:

· горизонтальная интеграция - слияние двух или более компаний, занятых в одной сфере производства /производители с/х продукции под эгидой крупных фирм/;

· вертикальная интеграция- комбинация разнонаправленных компаний, производство в которых связано единой технологической цепью.

Существует только неценовая конкуренция.

Цель монополии - получение максимально возможной прибыли посредством контроля над ценой или объемом производства на монополизированном рынке. Средством достижения этой цели является монопольная цена, которая обеспечивает прибыль сверх нормальной и является формой реализации потенциала монополии на рынке.

Недостатки монополий

· 'монополия ведет к нерациональному использованию (недоиспользованию) ресурсов.

· Снижается жизненный уровень населения.

· монополия сдерживает НТП - поскольку нет конкуренции и стимулов к росту эффективности.

Достоинства

· Высокое качество товаров - иначе рынок не завоюешь.

· Содействие повышению эффективности производства (монополиям посильны исследования, разработки и их внедрение).

· Преимущества в снижении издержек производства.

· Устойчивость в конкур и тем самым сдерживание падения производства в период кризисов.

Таким образом, монополии играют двойственную роль, в связи с чем, для смягчения негативных последствий их существования, которые являются доминирующими, применяются меры антимонопольного характера, препятст­вующие монополизации рынка.

Факторы, противодействующие монополизации рынка.

Экономическим (свойственным самому рынку) относятся:

· Появление товаров - субститутов (заменителей).

· Частая смена приоритетных для потребителя товаров (как результат НТП).

· Интернационализация рынка.

К административным мерам (применяемым правительством) относятся:

· Антитрестовое законодательство.

· Принудительная демонополизация.

· Налоговая политика, понуждающая снижать монопольные цены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.