Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления пенсионной реформы 2002 года




Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления в силу с января 2002 г., стала крупнейшим на сегодня социальным проектом в Российской Федерации. Цель проведения пенсионной реформы - построение финансово устойчивой и справедливой системы, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ. Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. С уть реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.

Пенсионная реформа 2002 года была задумана ее идеологами как создание страховой системы, соответствующей экономическому развитию страны в условиях рыночных отношений и, прежде всего, нацеленной на адекватный уровень пенсионного обеспечения. Указанными законами был запущен долгий и трудный процесс реформирования пенсионной системы, введена обязательная накопительная составляющая в солидарно-распределительной пенсионной системе

. Прошло десятилетие с начала реформы, ознаменовавшееся серьезным кризисом накопительной пенсионной системы. Р ешить поставленные задачи не удалось. Сегодня не только противники, но и сами идеологи реформы 2002 года признали, что она не достигла заявленных целей. Действующая пенсионная система не удовлетворяет, прежде всего, пенсионеров – из-за явно низких размеров пенсий; затем работодателей – из-за высоких страховых взносов в ПФР; а также сам ПФР – потому, что становится все труднее собирать необходимые средства и обеспечивать сбалансированность его бюджета. При этом сохраняется полная зависимость пенсионеров от государства.

. В процессе пенсионной реформы выявились серьезные проблемы глобального характера. К ним относятся:

- Основной причиной неудачи реформы является институциональный кризис пенсионной системы, системы доходов населения и мотивационных установок россиян к зарабатыванию пенсионных прав.

- несбалансированность доходов и расходов Пенсионного фонда за счет страховых взносов, неуклонный рост дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, его усиливающаяся зависимость от федерального бюджета;

-обесценивание пенсии — реальный размер месячной пенсии с учетом индекса потребительских цен составил 70 процентов по сравнению с не самым успешным дорыночным 1991 годом; непрерывный рост уровня инфляции.

- снижение уровня пенсионного обеспечения Таких низких пенсий, как в России, нет ни в одной промышленно развитой стране. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области размеров пенсионных выплат, устанавливая лишь их нижнюю границу – минимальные размеры пенсий. Уровень пенсионного обеспечения – один из основных показателей, характеризующих пенсионную систему и ее состояние в каждый период времени.. Относительный уровень – это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, или коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. В России он снижается непрерывно и достиг 23 процентов в 2010 году против 40 процентов, предусмотренных международными стандартами... Относительный показатель характеризует уровень жизни пенсионеров, живущих на пенсию, по сравнению с уровнем жизни наемных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработную плату. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных двух групп граждан, составляющих в развитых странах большинство населения. Относительный показатель в России тоже не на должном уровне.

- неадекватность формулы конвертации пенсионных прав до 1 января 2002 г. уплаченным страховым взносам и фактическому среднемесячному заработку работника, целиком регулируемого в тот период и установленного государством;

-неэффективное инвестирования средств пенсионных накоплений,

- не завершена до конца правовая база по пенсионному законодательству. Действующая правовая база сложна и непрозрачна для пенсионеров.

Так и не принят один из важнейших законов - о профессиональных системах. Около 37 процентов бюджета ПФР уходят на досрочную трудовую пенсию. В современных экономических реалиях, предоставляя досрочные пенсии, государство по существу финансирует за счет пенсии частных предпринимателей, у которых есть вредные производства, вместо того, чтобы понудить их улучшать условия труда.

. Много проблем в функционировании накопительной компоненты пенсионной системы. На заслуженный отдых уже выходит старшее поколение работников, которые хоть и недолго, но участвовали в формировании пенсионных накоплений. Вместе с тем сегодня людям назначают пенсию без накопительной части: до сих пор не определен механизм ее выплаты. С 2012 года эта проблема может приобрести массовый характер: армия новоиспеченных пенсионеров, формировавших накопительную часть, будет ежегодно прирастать на 200 тысяч человек.

Исключение из солидарной пенсионной системы среднего класса с достаточно высокими доходами, так как страховые взносы с зарплат выше пятисот тысяч в год не взимаются. Каркас пенсионной системы по-прежнему составляет солидарная часть, нивелирующая размер трудовой пенсии по отношению к реальному трудовому вкладу работников. Вместе с тем современной российской экономике свойственна значительно более высокая дифференциация доходов, чем наблюдалась в СССР. В результате пенсионная система отсекает значительную группу населения с относительно высокими доходами – средний класс, который сегодня практически исключен из обязательной пенсионной системы. Введение с 2012 года страховых взносов с зарплат выше максимальных не решает данной проблемы, поскольку полученные доходы будут направляться на финансирование базовых пенсий. Высокодоходные социальные группы практически формируют свои пенсии за пределами пенсионной системы. Однако средний класс в период кризисного состояния экономики в своем большинстве не располагает финансовыми ресурсами, которые позволили бы в существенных размерах формировать будущие пенсии. О наличии таких условий можно говорить лишь при устойчиво низкой инфляции.

Таким образом, складывается общее впечатление, что нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного законодательства, не отвечают потребностям общества и, соответственно, требуют корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.