Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. Основы гидродинамики

Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления

2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления

 

 

  1. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления

 

Подчинение воли подвластных воле субъекта власти достигается различными методами, под которыми понима­ются способы воздействия на людей, средства, приемы до­стижения какой-либо цели, выполнения задачи.

Совокупность методов, используемых в процессе осу­ществления власти, их сочетание является одним из ее важнейших качественных показателей. Умелое использо­вание в определенной обстановке разнообразных методов свидетельствует об искусности субъекта. От умения выб­рать и применить их во многом зависит достижение по­ставленной цели, а значит, и эффективность администра­тивной деятельности.

Метод управления — это подход, способ решения управлен­ческих вопросов, осуществления функций управления в про­цессе реализации исполнительной власти. Как составная часть и важнейший элемент управленческого процесса метод управ­ления показывает, как реализуются полномочия управляющего субъекта, каким образом он влияет и воздействует на подчинен­ных лиц и управляемые объекты для достижения своих целей. Суть понятия метода управления и его содержательной характе­ристики как элемента управленческого процесса отражают два взаимосвязанных момента: во-первых, характер и формы соци­альных взаимосвязей управляющего субъекта с управляемыми объектами и подчиненными лицами; во-вторых, те средства, которые управляющий субъект использует или может использо­вать в качестве орудия управленческого воздействия на управ­ляемые объекты и подчиненных лиц.

Понятие метода, прежде всего, связано с деятельнос­тью, но не с любой, а с целенаправленной. Такая деятель­ность выступает как совокупность приемов, способов дос­тижения намеченного результата. Метод можно понимать как систему определенных способов целенаправленного воздействия субъекта власти на коллектив, группу или одного человека. Такое воздействие производится не толь­ко на волю, но и на сознание, эмоции, интересы людей. Следовательно, речь идет о способах властных взаимоот­ношений между людьми, путях достижения усилиями од­них людей целей, выработанных другими.

В большинстве случаев цель достигается различными средствами. В каждом конкретном случае субъект власти должен найти наиболее целесообразные и результативные методы, пути, средства решения задачи.

Можно назвать наиболее существенные черты ме­тодов:

1) это способы воздействия одного человека на друго­го, одного коллектива на другой, одного человека на кол­лектив или коллектива на одного человека. Во всех случа­ях метод выступает как особая связь людей;

2) это способы сознательного воздействия, пригодные для многократного использования;

3) это способы достижения определенных целей;

4) это способы, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти;

5) это способы организации, упорядочения происхо­дящих в системе процессов, осуществления общих функ­ций, возникающих в совместной деятельности;

6) это системы способов осуществления субъектами исполнительной власти их компетенции. В то же время, как правило, они сами регулируются правом. Соответству­ющие нормы являются важнейшим элементом компетен­ции и определяют, какие способы властного воздействия и в каких условиях могут использоваться.

Но не все методы, способы властного воздействия полностью урегулированы правом. Так, принуждение пол­но, четко охвачено правовыми нормами, поощрение во многом основано на юридических актах, но возможно его использование и помимо юридической формы, а метод убеждения правом урегулирован лишь частично.

Правовые нормы закрепляют, а государственная ад­министрация в своей практике использует большой арсе­нал методов воздействия. Их можно поделить на науч­ные и ненаучные, демократические и диктаторские. Не­обходимо различать методы внутриаппаратного и внеш­него воздействия на граждан, организации.

В зависимости от того, осуществляется властное воз­действие прямо на волю или косвенно, через интерес, со­знание, эмоции различают методы прямого и косвенного воздействия.

Виды методов управления. Их достаточно много, и классифи­цировать их на определенные группы можно по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру и направ­ленности организующего взаимодействия; по видам применяе­мых средств управленческого воздействия и некоторым другим.

По масштабам применения все методы управления можно разделить на всеобщие и частные. Всеобщие методы управления применяются во всех областях, отраслях и сферах государствен­ного управления, на всех его иерархических уровнях для реше­ния любых задач и осуществления управленческих функций. К этой группе методов управления относятся, убеждение и при­нуждение. Частные же методы управления постоянно применя­ются лишь в немногих отраслях и сферах государственного уп­равления, а в других — эпизодично, для решения лишь отдель­ных управленческих задач.

По характеру и направленности организующего взаимодей­ствия следует выделить правовые и неправовые методы взаимо­отношений управляющих субъектов с управляемыми объекта­ми, а среди тех и других — еще целый ряд их разновидностей: методы идеологического воздействия, связанные с использова­нием различного рода призывов, лозунгов, политических про­грамм, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия; методы психологического воздействия, при которых различными организационно-психологическими средствами создаются условия психологической предрасполо­женности к труду, проявлению социальной активности и вы­полнению каких-либо гражданских обязанностей (повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологи­ческие побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т. д.); методы экономического воздействия с помощью различных систем материального сти­мулирования, ценообразования, налоговых льгот и других ры­чагов организационно-экономического воздействия; методы организационно-властного (административного) воздействия, формами проявления которых являются директива, приказ, ука­зание управляющего субъекта подчиненным лицам и руководи­мым объектам о целях, характере и способах их деятельности.

По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.

 

2. Содержание и взаимосвязь убеждения, стимулирования, принуждения как всеобщих основных методов управления

В системе методов управления убеждение и принуждение играют особую роль и являются всеобщими методами осуществ­ления любых управленческих функций во всех отраслях и сфе­рах реализации исполнительной власти на всех ее уровнях.

Наряду с убеждением и принуждением весьма распростра­ненным методом управления выступает стимулирование. По своим целям и средствам управленческого воздействия метод стимулирования очень тесно связан с методом убеждения в форме применения к подчиненным лицам и руководимым объектам различных мер материального и морального поощре­ния. Но в применении различных мер материального и мораль­ного поощрения в рамках метода убеждения и метода стимули­рования имеются весьма существенные различия, которые и обусловливают своеобразие и самостоятельность стимулирова­ния в системе методов реализации исполнительной власти (ме­тодов управления).

Во-первых, метод стимулирования предполагает заранее пре­дусмотренное правовыми нормами применение определенных видов и мер материального и морального поощрения при дос­тижении конкретных, также заранее обусловленных, количе­ственных и качественных показателей и результатов работы подчиненных лиц и руководимых объектов, тогда как примене­ние различных мер материального и морального поощрения в рамках метода убеждения осуществляется по воле и усмотрению начальства без каких-либо предварительно оговоренных усло­вий и показателей их работы.

Во-вторых, организующее волевое воздействие на деятель­ность подчиненных лиц и руководимых объектов оказывается здесь ранее достижения определенного результата и действует во время его получения, определяя и направляя их действия и поведение в целом к ими же самими поставленной цели. Дости­гая определенных, заранее обусловленных результатов и пока­зателей работы, действующий субъект здесь как бы сам себя по­ощряет, независимо от произвольной воли управляющего субъекта.

В-третьих, применение соответствующих мер материального или морального стимулирования при выполнении предвари­тельно определенных условий и достижении обусловленных конкретных показателей объективно гарантировано и защище­но возможностью обращения к административному и судебно­му способам государственной защиты.

В-четвертых, хотя сфера применения метода стимулирова­ния и широка, но все же более ограничена, чем применение различных мер материального и морального поощрения как побудительных и оценочных моментов в рамках использования убеждения как всеобщего метода управления. Так, в отраслях социально-культурной области (образование, здравоохранение, культура) применение стимулирования крайне ограничено, а в отраслях административно-политической деятельности государ­ства (министерства обороны, внутренних дел, федеральная служба безопасности и др.) во многом и вовсе исключено, пото­му что нельзя стимулировать количество задержаний, доставле­ний, число и суммы взысканных штрафов и т. д.

Стимулирование как метод государственного управления при­меняется в отношении как физических, так и юридических лиц. Инициативная и результативная деятельность различных катего­рий государственных и муниципальных служащих, например, стимулируется установлением для них различных льгот и приви­легий (персональные автомобили, дачи, различного рода надбав­ки и выплаты, льготы по налогообложению, квартплате и т. д.). Средствами стимулирующего управленческого воздействия орга­нов государственной исполнительной власти на деятельность организаций выступают установленные государством льготы (на­логовые, финансовые и др.), квоты (установление физических и стоимостных показателей на производство, экспорт, импорт оп­ределенной продукции), установление льготных режимов произ­водственно-хозяйственной деятельности на определенных территориях и в регионах (зоны свободной торговли, льготного пред­принимательства и т. д.) и другие стимулирующие средства орга­низационно-экономического характера.

 

Гидродинамика - раздел гидравлики, в котором изучаются законы движения жидкости и ее взаимодействие с неподвижными и подвижными поверхностями.

Если отдельные частицы абсолютно твердого тела жестко связаны между собой, то в движущейся жидкой среде такие связи отсутствуют. Движение жидкости состоит из чрезвычайно сложного перемещения отдельных молекул.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состав типового комплекса защиты от несанкционированного доступа | Основные понятия о движении жидкости
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.