КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория диффузии инноваций
Еще одна теория, связанная со структурно-функционалистским подходом, – это теория диффузии инноваций, которая не только помогла объяснить один из значимых эффектов медиа, но и нашла широкое практическое применение в рекламной и маркетинговой коммуникации в связи с внедрением нового продукта или идеи в массовое сознание. (Автор – Эверетт Роджерс ((1960-е гг.)) Что подразумевается под диффузией инноваций? Инновация – это «идея или объект (например, товар, продукт), новизна которого ощущается индивидом или группой»; а диффузия – это «процесс, в ходе которого инновация с течением времени по определенным каналам распространяется среди членов социальной системы». Любая инновация распространяется в обществе по определенной предсказуемой модели. Вначале о новшестве должно узнать, чаще всего из сообщений медиа, достаточно большое число людей. Потом его берет на вооружение очень маленькая группа инноваторов (2,5% населения), которые более мобильны, имеют контакты за пределами своего круга, легко воспринимают абстрактные идеи и готовы рисковать. За ними следуют ранние адепты (13,5%), в основном уважаемые люди, лидеры мнения, которые, посчитав новинку полезной, убеждают попробовать ее тех, кто прислушивается к их словам. С включением этого раннего большинства (34% населения) степень принятия новшества выходит на среднестатистическую отметку. Потом новую идею или товар признает позднее большинство, на долю которого также приходится 34% населения. И, наконец, к новшеству меняет свое отношение группа отстающих, или поздние адепты (16%) из людей консервативных, с подозрением относящихся ко всему новому. Поздние адепты предпочитают общаться с людьми такого же склада ума. К тому времени, когда они наконец принимают инновацию, общество может уйти так далеко вперед, что эта «инновация» уже устаревает.
Т.е. различают пять категорий людей в зависимости от особенностей принятия инноваций любого рода: новаторы, ранние принимающие, раннее большинство, позднее большинство и отстающие. Считается, что инновация признана обществом, если ее принимают от 6 до 16% населения (это минимально необходимая «критическая масса»). Согласно этой концепции роль медиа сводится к практически к минимуму: они лишь информируют о новшествах. Под непосредственным влиянием медиасодержания оказываются только первые пользователи. Остальные берут новинку на вооружение только под влиянием Других людей (т.е. имеет место та самая дву- и т.д. - ступенчатая модель коммуникации). Теория диффузии инноваций соответствовала большинству результатов опросных исследований эффектов медиа и экспериментов с убеждением и, самое главное, была очень практична. Роджерс советовал поручать внедрение новаций т.н. «агентам изменений», тем, кто бы непосредственно воздействовал на первых пользователей и лидеров мнения. Медиа используются здесь для привлечения внимания к новинкам и в качестве форума для коллективных дискуссий под руководством этих агентов изменений. Таким образом, роль неформальных общественных связей в процессе массовой коммуникации была почти одновременно обнаружена сразу несколькими группами исследователей. Они установили, что принятие инновации – это общий социальный процесс. Практически во всех ситуациях, когда людям приходилось принимать решения по поводу покупок, кандидатов и прочих вопросов и когда у них не было сведений из первых рук, наблюдался двухступенчатый поток информации и влияния. Они обращались к тем, чьим мнениям доверяют, за советом, который в конечном итоге определял их решения и поступки. В диффузии инноваций существенную роль играет подражание и социальное обучение (научение). Вообще, теории социального научения применительно к МК, принято выделять в отдельную группу.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |