Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Девиантология как отрасль научного знания: объект, предмет и методы, структура и функции девиантологии. Цели и задачи девиантологии

Каждый человек, и девиантолог – не исключение, имеет свой взгляд на мир. Взгляд, который включает в себя представления о добре и зле, норме и отклонениях. Это – личная нравственная позиция, и человек ее не имеющий - не очень нормален. Однако девиантолог не имеет права (как ученый) руководствоваться своими

представлениями о норме и отклонении в своих исследованиях. Сами посудите: ученый, не одобряющий однополый секс, выносит “научное заключение”: “все эти голубые - чокнутые”. Это, конечно, не наука - это

обывательское мышление. Но, что же теперь отказываться от личных убеждений? Вопрос может быть поставлен так: Как ученому сохранить научную объективность и свои личные ценности? Один из, считающихся классическими, ответов дал немецкий социолог М.Вебер (1864-1920). Он предложил разделять ценностные суждения и отнесения к ценности. Ценностное суждение - это, например, утверждение, типа “воровать плохо!”. Это, как вы понимает, наша личная нравственная позиция. НО! эту позицию можно подтвердить данными психологии, поэтому мы ее и приводим. Когда мы даем оценку какому-либо действию (в категории “хорошо-плохо”), мы используем ценностные (или оценочные) суждения. Однако большинство оценочных суждений субъективны, связаны с личной нравственной позицией конкретного человека. Люди часто исповедуют разные ценности, тогда, как наука стремится к объективной истине. Поэтому ученый, изучающий человеческое поведение, не должен делать оценочных заключений, а использовать отнесение к ценности. В этом случае, вместо, например “воровать плохо”, мы должны будем сказать “в таком-то обществе, в такую- то историческую эпоху большинство людей считало, что воровать – это плохо”. Другими словами, девиантолог должен соотносить наблюдаемое поведение не со своими личными ценностями, а с ценностями того общества, которое он изучает. Разумеется, очень часто в обществе можно наблюдать различные группы, придерживающиеся разных ценностей. Например, домохозяйки, феминистки, водопроводчики и панки скорее всего имеют различающиеся представления о норме и отклонении. В этом случае ученый должен ориентироваться на ценности той группы, которую он изучает. Так с точки зрения сообщества панков, ношение строгого костюма и галстука часто рассматривается, как девиантное поведение. Девиантолог, описывающий это сообщество должен оперировать отнесением к ценности: “панки считают ношение строгого костюма девиантным поступком”. Введенная Вебером практика использования отнесения к ценности, вместо оценочных суждений не решает проблему “субъективности - объективности” полностью. Дело в том, что личные ценности ученых все равно влияют на их исследования человеческого поведения. Во-первых, это связано с самим выбором проблемы для исследования. Ученые изучают то, что считают интересным и важным. Соответственно представления об интересном и важном формируются под влиянием личных ценностей. Не случайно многие ученые-девиантологи расходятся в своих суждениях, относительно наиболее значимых отклонениях в современных обществах. Одни считают самой важной проблемой рост преступности, другие – кризис семьи, третьи - сексуальную революцию. Различные оценки связаны с различиями в личной системе ценностей. Во-вторых, личные ценности исследователей в неявной форме проникают в их выводы и теории. Связано это, прежде всего, с огромным богатством человеческого языка. Говорим ли мы о “агрессивных девочках”, “пай-мальчиках” или “жадных до новостей журналистах” - мы в неявной форме используем оценочные суждения. В любом языке для обозначения одного и того же есть “слова-рычалки” и “слова-хвалилки”. Следовательно для любого явления можно найти различные определения. Говоря о самоубийстве, мы можем воспринимать данный поступок, как “слабость, трусость и отказ от великого дара жизни” (точка зрения христианской этики) или, как “достойный выход и сохранение чести” (точка зрения самурайской этики). Представителей сексуальных меньшинств можно назвать извращенцами, а они склонны себя называть “продвинутыми геями”. Более того, большинство теорий человеческого поведения просто пронизаны влиянием ценностей. Описание здоровой личности по В.Франклу включает в себя “напряжение, борьбу и поиск смысла”, тогда как по З.Фрейду – это “невротические симптомы”. Таким образом, ценности влияют на выводы ученых в явной или скрытой форме. Иногда это приводит к “ошибке описания”: вместо того, что бы описывать то, что есть, ученый начинает рассуждать о том, что должно быть. Не следует думать, что влияние ценностей лишает науку всякой объективности, конечно нет. Наоборот - зная об этом влиянии, легче сделать на него поправку. Дело в том, что в изучении человеческого поведения, полной объективности просто не может быть никогда! Объективность (относительная) возможна при описании физических явлений, например, закона всемирного тяготения - как бы ученый к нему не относился, но “все тела притягиваются.... и т.д.”. Но говоря о людях, их поступках и мыслях, мы вольно или не вольно интерпретируем эти поступки и мысли в

соответствии с нашей личной шкалой добра и зла - это одно из базовых свойств человеческой психики. Ученый должен стараться избегать субъективности и стремятся к объективности, но полная объективность - недостижима. Более того, в чрезмерном стремлении к ней может таиться опасность релятивизма. Видя

поразительную изменчивость человеческого поведения легко прийти к мысли, что не существует абсолютных ценностей и норм. Раз их не существует, человек свободен в своем поведении - ведь все представления о добре и зле - относительны. Однако такая позиция, по определению безнравственна, поскольку позволяет оправдать любой поступок. Более того, вся история человечества доказывает пагубность подобной позиции. Общества, где аналогичные настроения преобладали, всегда в скором времени погибали и исчезали с исторической арены. Достаточно вспомнить эллинистическую Грецию или

позднеимперский Рим. Наконец, наверное, самый важный аспект проблемы влияния ценностей связан с прикладными задачами девиантологии. Ведь мы должны не просто описывать поведенческие отклонения, но и давать рекомендации по их коррекции и предотвращению.

Современная девиантология развивается в очень сложном мире. Мире, где разрушены барьеры между культурами и культуры смешиваются друг с другом. Изменяется характер отношений между обществами, размываются привычные представления о нормальном и ненормальном, человечество сконцентрировало в своих руках небывалые возможности. Ученый, изучающий многообразие форм человеческого поведения, подвергается двум сильным искушения. Первое - это искушение релятивизмом, мы о нем уже говорили. Второе - это искушение претензией на конечную истину, часто связанное с попыткой обрести стабильность в изменчивом мире. Следует понимать, что релятивизм ведет к нравственной деградации, а слишком жесткая позиция не дает возможности воспринимать новое, а значит, ведет к интеллектуальной закостенелости. Поэтому девиантолог должен в полной мере не забывать и опираться на нравственный и нормативный опыт предшествующих поколений и обладать достаточно гибким мышлением, для

беспристрастного восприятия нового.

Вопрос о специфике предмета социологии девиантного поведения был поставлен Я.И. Гилинским. Он провел разграничение девиантного поведения, с одной стороны, как поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам, с другой стороны, как массового социального явления. В первом случае девиантное поведение оказывается предметом психологии и педагогики, во втором – социологии и социальной психологии. В работах Я.И. Гилинского развивается структурно-функциональный подход к девиантному поведению [15], который выявляет функциональные связи девиаций с социальной структурой общества, их роль и общественной жизни.

При анализе проблем и перспектив социологии девиантного поведения он указывает, в частности, на необходимость интеграции различных исследовательских концепций и подходов, необходимость разработки программ профилактики и коррекции социальных девиаций, основанных на их социальной диагностике.

Девиантология, будучи «сквозной» теорией, исследует социальные процессы в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Специфика ее предмета состоит в том, что круг изучаемых ею явлений (выражающихся в несоответствии поведенческих форм социальным нормам), исторически изменчив и зависит от сложившихся в данный момент в конкретном обществе социальных норм.

Девиантология изучает отклонения от нормы. Прежде всего, имеются в виду отклонения в поведении людей. Девиантологи стремятся найти ответ на вопросы о том, как и почему происходят отклонения от норм, регулирующих жизнь человеческих обществ. Норм этих - великое множество. Они охватывают практически всё -представления о нравственности, законе, приличиях, красоте и т.д. и т.п. Большинство людей придерживается этих норм, что отнюдь не мешает их постоянному нарушению.

Девиантология придерживается поведенческого подхода к изучению человека и общества. Считается, что люди всегда каким-то образом ведут себя по отношению к окружающему миру, независимо от того действуют ли они, думают, или испытывают

эмоции.

Предмет: девиантность как социальный феномен

- виды девиантности

- девиация как поведенческий акт

- генезис д.п.

- социальный контроль

1.2.1.

Особенности развития девиантологии в России:

1. Долго молчали

2. 2. Сводили к пережиткам капитализма

3. Изоляционизм в науке

4. немного трудов в основном по преступности

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Девиантология и психология личности | Основные категории: социальная норма и социальная патология, отклоняющееся поведение, девиантное поведение)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.