Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Историко-философские и культурологические методы изучения

девиантного поведения. Девиантолог в своем исследовании поведения опирается не только на достижения психологии и социологии, то так же обязан обращаться к данным истории, философии и культурологии.

История дает нам возможность познакомиться со всем опытом человечества в отношении представлений о «нормальном» и «девиантном».

В различные исторические эпохи представления о норме и отклонении наполнялись разным содержанием. Внимание общества привлекали то одни, то другие формы поведения, считавшиеся образцами должного и недолжного. Вместе с тем, история показывает, что в разные эпохи взгляды на отклонения и норму часто совпадали. Изучение истории блестящих цивилизаций прошлого, их расцвета и упадка дает нам возможность проследить те формы поведения, которые преобладают в благополучные и

неблагополучные периоды. Для девиантолога это – важное знание, позволяющее лучше понять специфику современных проблем.

К историческим методам исследования относится изучение документов (официальных и личных) той или иной эпохи, сравнение взглядов специалистов-историков на те или иные проблемы эпохи, моделирование исторических ситуаций и фактов. В целом, можно говорить о сравнительно- историческом методе, заключающемся в сравнительном анализе различных исторических феноменов. Важнейшим требованием, предъявляемым к данному методу, является требование соблюдения правил аналогии: сравниваемые между собой ситуации должны иметь общую природу, подчиняться воздействию одних и тех же факторов.

Культурология ценна для девиантолога, прежде всего, данными о других культурах и принятых в них образцах поведения. Как мы уже говорили, эталоны нормы и отклонения могут сильно отличаться в различных культурах. В своих подходах и выводах, девиантолог обязанучитывать эти различия. Вместе с тем кросс-культурный анализ дает возможность для поиска универсальных поведенческих и мировоззренческих феноменов, трактуемых во всех культурах, как «правильные» и «неправильные». При проведении кросс-культурного исследования так же должны соблюдаться требования аналогии: природа феноменов должна быть общей, сопоставимой.

Наконец, философия, дает возможность выработать собственную методологию анализа девиантности. Нужно понимать, что любые выводы и положения, относительно «нормальности» или «ненормальности» изучаемого поведения, должны опираться на ту или иную концепцию общества и человека. Следовательно, должен быть решен вопрос об

онтологических свойствах человека и общества. Этот вопрос является важнейшим вопросом социальной философии. Что есть человек? Что есть общество? Это вопросы о сущностных, онтологических корнях человека. Именно в этот вопрос логически упираются все девиантологические построения.

Философская логика подсказывает, что цивилизация клонящаяся к упадку девиантогенна. В подобных обществах, получают распространение поведенческие модели, вступающие в конфликт с традиционными (для данного общества) ценностями.

2. Общая схема научного исследования включает в себя: определение проблемы, объекта и предмета исследования, постановку целей и задач, операционализацию основных понятий, выдвижение гипотезы исследования.

3. Социологические методы изучения девиантности включают в себя опросы, интервью, анализ документов и наблюдение (включенное и невключенное).

4. В случае использования любого социологического метода, необходимо корректно сформировать выборку, что полученные данные были репрезентативными.

5. Психологические методы исследования девиантности включают в себя, прежде всего, опросники, тесты и эксперименты.

6. Важнейшими требованиями, предъявляемыми к тестовым методикам, являются требования валидности и надежности

7. Эксперимент подчиняется общей логике, позволяющей выяснить степень зависимости изучаемых переменных от экспериментальных факторов.

8. Важными для девиантолога являются методы исторического и кросс-культурного анализа, позволяющие сравнивать представления о девиантности, существующие в различных культурах и доминирующих в различные исторические периоды.

9. Философские методы анализа необходимы девиантологу для выработки общего методологического подхода к анализу девиантности, подразумевающего определенную концепцию онтологических свойств

Проблемы в исследовании д.и.:

В офиц. Каналах:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социологические методы изучения девиантологических проблем | Проблема социальной желательности ответов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.