Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На фонетическом уровне выделяют две базы в памяти – артикуляторную и перцептивную

Память

Непосредственно в процессе речевого общения особую роль выполняет краткосрочная оперативная память, тесно связанная с вниманием. Показатели сохранности памяти являются значимым критерием наличия или отсутствия органической мозговой недостаточности. Без опоры на сохранную память невозможно проведение логокоррекционной работы и психотерапии.

Память – следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее «Я».

По модальности память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную, тактильную и обонятельную. При нарушении одной их них другие в определенной мере могут быть использованы для компенсации пострадавшей благодаря существующим между ними связям при нормальном функционировании речи.

Различают механическую память как функцию только повторения и смысловую, опирающуюся на установление и запоминание смысловых понятий. Продуктивность последней примерно в 25 раз больше, чем памяти механической.

Кратковременная память ограничена определенным временем и является обязательным этапом для других ее видов как более или менее непосредственное запечатление и весьма кратковременное сохранение (измеряемое секундами) однократно и сиюминутно отраженного, а также обязательным компонентом оперативной и долговременной памяти.

Оперативная память – проявление взаимодействия кратковременной и долговременной памяти как компонентов психологической структуры определенного действия.

Долговременная память – основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение информации после более или менее сложной ее переработки.

Артикуляторная база представляет основные артикуляторные движения(артикулем).

Перцептивную базу составляют эталоны фонем, сочетаний фонем и слогов. По-видимому, в памяти хранятся образцы интонаций – интонемы, морфемы, слова, словообразовательные типы, синтаксические конструкции.

Павел Петрович Блонский установил, что в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени – моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную.

Наиболее специфична, а, следовательно, значима для развития речи, слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи (устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, но также является связующим звеном между 1 и 2-й сигнальными системами. Все эти виды памяти использует логопед в процессе коррекции, в одном случае как основу речи, в другом – как вспомогательное (в частности компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.

Исследование памяти разной модальности у дошкольников семи лет со стертой дизартрией и у их сверстников без нарушений речи показало, что в обеих группах детей наилучшим образом развита двигательная память, а хуже всего – слуховая.

При оценке краткосрочной памяти в среднем дети со стертойдизартрией воспроизводили на слух в прямом порядке четыре цифры, что соответствует объему кратковременной слуховой памяти 5–6-летних детей в норме. В обратном порядке дети с нарушениями обычно воспроизводят не более 1–2 цифр.

У детей с нарушениями речи снижен процесс опосредованного смыслового запоминания по сравнению с их сверстниками без нарушений речи.

Результаты запоминания обеими группами детей списка из 10 слов представлены на рис. 1, где можно видеть, что в обеих группах детей наблюдается сходная тенденция к постепенному возрастанию количества воспроизведенных слов, что говорит о достаточной их стеничности. Вместе с тем между группами детей имеется отчетливое различие в продуктивности запоминания: дети с нарушениями речи в среднем запоминают 8, а дети без нарушений речи – 9 слов. Различной оказалась и динамика нарастания количества воспроизводимых слов: у детей с нарушениями она оказалась более монотонной по сравнению с их сверстниками без нарушений речи. Проба показала, что детям с нарушениями речи для запоминания необходимо большее число предъявлений списка слов, чем здоровым детям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ощущения и восприятие | Внимание. Рис. 1. Динамика запоминания 10 слов детьми с нарушениями речи и детьми без нарушений речи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.