Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. Правовые основы защиты государственной тайны

Недоліки

Переваги

Недоліки

Переваги

· сильний ефект дії

· заборона на Україні

· потрібно підпустити супротивника дуже близько (крім дистанційних моделей),

· ураження нападника може виявитись смертельним

· постійний контроль зарядженості пристрою особливо на морозі

Травматична зброя з гумовими кулями:

· дуже висока ефективність з великої дистанції – 7-10м,

· доступна обмеженому колу громадян

· багато нарікань з приводу якості вітчизняних набоїв (нестабільний результат)

· дуже незручно постійно носити, особливо влітку, тому, що вага знаходиться в межах 400-900гр.

· потрібне постійне технічне обслуговування

· важко підібрати зручний спосіб носіння, який би дозволяв швидко або непомітно зняти з запобіжника, вихопити пістолет.

 

 

1.1. Законодательные нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны.

 

Наиболее полно вопросы информационной безопасности сформулированы в Доктрине информационной безопасности, где под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Согласно ст. 71 Конституции РФ обеспечение безопасности государства, а также защита государственной тайны находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что четко определяет собственника (правообладателя) сведений, составляющих государственную тайну.

Роль института "государственной тайны" возрастает именно в период стремительного развития информационных технологий, когда информация становится одним из наиболее ценных объектов в обществе.

Предметом Закона «О государственной тайне РФ»являются

а) отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне;

б) отношения, возникающие в связи с засекречиванием сведений, относящихся к государственной тайне;

в) отношения, связанные с рассекречиванием сведений, относящихся к государственной тайне;

г) защита сведений, составляющих государственную тайну в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Легальное определение понятия "информация" предусмотрено ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ) и раскрывается как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Данное конституционное право принадлежит всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации. Вместе с тем ч. 4 ст. 29 Конституции РФ содержит изъятие в части свободного оборота сведений, составляющих государственную тайну, регламентируя, что перечень соответствующих сведений определяется федеральным законом, а именно Законом о государственной тайне.

Отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к информации с ограниченным доступом (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации") и изъятие ее из свободного оборота информации вызвано необходимостью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороноспособности и безопасности, что корреспондируются с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающими в указанных целях ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина, а следовательно, и права на информацию. Часть 4 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" содержит бланкетную норму в части отнесения информации к государственной тайне и отсылает непосредственно к Закону о государственной тайне, в соответствии со ст. 8 которого установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Основанием определения степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, является их соответствие степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений (ч. 1 ст. 8 Закона о государственной тайне).

На основании вышесказанного следует заключить, что законодатель вправе устанавливать перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, регулировать отношения, связанные с их рассекречиванием и защитой, определять порядок допуска и доступа граждан к таким сведениям. Таким образом, государство, не нарушая конституционные нормы и принципы и соблюдая баланс между частными и публичными интересами, устанавливает особый режим защиты сведений, составляющих государственную тайну. Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне государственная тайна представляет собой защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Стержневой задачей правового режима государственной тайны является обеспечение информационной безопасности Российской Федерации от угроз как внешнего, так и внутреннего характера, в связи с этим на законодательном уровне было начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности. Так, были приняты Закон РФ "О государственной тайне", Федеральные законы "Об участии в международном информационном обмене", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об архивном деле в Российской Федерации" и ряд других законов.

На данной законотворческой волне одновременно была развернута широкомасштабная работа по созданию механизмов реализации вышеуказанных Законов и по подготовке иных нормативных правовых актов, принимаемых во исполнение и на основании законов, регламентирующих общественные отношения по защите в информационной сфере, что впоследствии нашло отражение в Указе Президента РФ от 9 марта 1996 г. N 346 "О Государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы". Указом Президента РФ от 30 марта 1998 г. N 318 срок реализации Государственной программы был продлен на 1998 г.

Обязанность органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать законодательство о государственной тайне вытекает из общеправовой обязанности соблюдать положения Конституции РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Соответственно, ст. 1 комментируемого Закона, воспроизводящая применительно к определенной сфере общественных отношений требования ч. 2 ст. 15 и ч. 4 ст. 29 Конституции РФ, соответствует ее положениям.

Субъект данной статьи специальный, иными словами, это определенная часть лиц, которая либо в силу своих полномочий (должностные лица, например), либо добровольно взятых на себя обязательств вступила с государством в правоотношения по защите государственной тайны.

Являясь составной частью правового статуса (должностного лица, государственных органов, органов местного самоуправления, граждан), наряду с правами и гарантиями обязанность представляет собой меру должного поведения, которая может выражаться в: а) совершении активных действий; б) воздержании от определенных действий; в) юридической ответственности в случае неисполнения возложенных нормой права обязанностей. Обязанность - публичные правоотношения.

Допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются должностные лица и граждане, имеющие оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых решением руководителя (командира) органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия, воинской части возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей.

Обязанность государственных органов и должностных лиц исполнять нормы законодательства Российской Федерации о государственной тайне, согласно ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, заключается в обеспечении защиты переданных им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых ими; в обеспечении защиты государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями актов законодательства Российской Федерации; в установлении размеров предоставляемых социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях; в обеспечении в пределах своей компетенции проведения проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне; в реализации предусмотренных законодательством мер по ограничению прав граждан и предоставлению социальных гарантий лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и т.п.

Отнесение сведений к государственной тайне также входит в полномочия органов государственной власти (ст. 9 комментируемого Закона). Оно осуществляется в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым ст. 5 комментируемого Закона, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

В обязанность судебных органов входит рассмотрение уголовных и гражданских дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о государственной тайне; обеспечение судебной защиты граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите государственной тайны; обеспечение в ходе рассмотрения указанных дел защиты государственной тайны; определение полномочий должностных лиц по обеспечению защиты государственной тайны в органах судебной власти.

В обязанность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций включается обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Обязательства следует рассматривать как оформленные договором правоотношения, в силу которых одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определенные действия или воздержаться от них. Обязательства не создают обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Обязательства - частноправовые отношения.

В рамках Закона о государственной тайне заключение договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации, а также ст. 24 Закона о государственной тайне.

В соответствии со ст. 21 Закона допуск граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает, в частности, принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий и т.п. Допуск граждан к государственной тайне на территории Российской Федерации и за ее пределами осуществляется руководителями соответствующих организаций в порядке, установленном Инструкцией "О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050 (в действ. ред.) <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987.

 

В случае засекречивания государством информации, находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан (собственники информации), в договоре, заключенном между ними, устанавливается размер материального ущерба, наносимого собственнику информации в связи с ее засекречиванием. Также в договоре предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению (абз. 2 ст. 10 Закона). Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон. В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну (ст. 17 Закона).

Обязательства на себя принимает и Российская Федерация. Так, согласно ст. 13 Закона в части одного из оснований рассекречивания сведений являются принятые Российской Федерацией международные обязательства по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну.

Неисполнение возложенных законом обязанностей и соответствующих обязательств, предусмотренных условиями договора, влечет наступление юридической ответственности, общие правила которой установлены ст. 26 Закона, определяющей, что должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Например, ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор лиц, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, а также за создание условий, при которых граждане знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со ст. 25 Закона о государственной тайне необходимы для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей. При отказе собственника информации от подписанного договора он предупреждается об ответственности за несанкционированное распространение сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством (абз. 2 ст. 10 Закона).

Понятие государственной тайны тесно связано с понятием безопасности Российской Федерации и раскрывается как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Таким образом, если сгруппировать области сведений (интересов государства), подпадающих под режим государственной тайны, то их будет четыре.

Основным критерием отнесения информации к государственной тайне является именно то, что ее распространение может нанести ущерб безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Закон содержит исчерпывающий перечень сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, и расширительному толкованию не подлежит (см. далее комментарий к ст. 5). Согласно Закону о государственной тайне (ч. 2 ст. 4 Закона) Президентом РФ издан Указ от 30 ноября 1995 г. N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (в ред. от 3 марта 2005 г. N 243), определивший Перечень из 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне. Данным Указом также определены наименования федеральных органов исполнительной власти и других организаций, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Следует отметить, что 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая редакция Указа Президента Российской Федерации "О Перечне сведений, составляющих государственную тайну" N 90 <*>. Данным Указом существенно конкретизирован Перечень групп сведений, составляющих государственную тайну, и увеличен до 113.

Наряду с перечнем сведений, составляющих государственную тайну в Российской Федерации, в Законе (ст. 7) также предусмотрен перечень сведений, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию, в том числе сведения:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

о состоянии здоровья высших должностных лиц России;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Согласно изложенному сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, находящуюся в ограниченном обороте. Государство, являясь правообладателем, принимает меры к ее охране и защите, поскольку свободное распространение ее может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Понятие же "тайна" предполагает, что соответствующая информация не является общеизвестной, она секретная, а "носитель тайны" принимает соответствующие меры для ее охраны.

Статьей 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" также установлен запрет на отнесение к информации с ограниченным доступом:

1) законодательных и других нормативных актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

2) документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом; документов, содержащих информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

3) документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Следует отметить, что правоотношения в сфере государственной тайны регулируются не только Законом о государственной тайне. Упоминание о сведениях, составляющих государственную тайну, можно найти в огромном количестве не только федеральных законов (см. далее комментарий к ст. 3 Закона), но и подзаконных актов. Вместе с тем не все законодательные акты одинаково раскрывают правовой режим государственной тайны, что существенно осложняет деятельность правоприменителей. Так, например, ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" относит информацию, содержащую сведения государственной тайны, к иной конфиденциальной информации. Аналогичный правовой режим для государственной тайны предусмотрен и нормами Таможенного кодекса РФ. В свою очередь, ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" разделяет конфиденциальную информацию и информацию, содержащую сведения государственной тайны. Согласно ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г. N 1111), к сведениям конфиденциального характера относит:

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в ред. от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) <*> и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

 

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

4) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.);

5) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна) <*>;

<*> Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ч. 3 ст. 1) выводит из-под сферы действия Закона сведения, составляющие государственную тайну, в отношении которых применяются положения законодательства РФ о государственной тайне (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283).

 

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Отличительными признаками государственной тайны от конфиденциальной информации являются степень вреда, который может принести ее разглашение, основания и порядок отнесения сведений к государственной тайне, особый порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. ст. 5, 6, 8, 12, 21 Закона).

Информация, составляющая коммерческую, служебную тайну, регулируется ст. 139 ГК РФ при условии ее сохранения как таковой, т.е. в случае, когда: 1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Так, например, согласно ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" <*> (в действ. ред.) содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, т.е. лица, получившие такую информацию, обязаны хранить коммерческую тайну.

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Указанный в ст. 20 Закона перечень органов защиты государственной тайны выстроен по ранжиру закрепленных за ними полномочий.

Средства и методы защиты информации предназначены для защиты от несанкционированного доступа к государственным тайнам и их утечки по техническим каналам и т.п. и обеспечения эффективности защиты информации.

К средствам защиты, позволяющим контролировать эффективность защиты информации, составляющей государственную тайну, относятся технические, физические, программные средства.

Также к средствам защиты государственной тайны надлежит отнести законодательное обеспечение (правовое регулирование) режима государственной тайны.

Реализация правового обеспечения выражается, в частности, в:

ограничении круга лиц, способных получить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

определении особой процедуры работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Кроме того, ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по делам, связанным с защитой государственной тайны;

наступлении юридической ответственности для лиц, которые либо в силу своих полномочий, либо добровольно взятых на себя обязательств вступили с государством в правоотношения по защите государственной тайны:

а) уголовная ответственность наступает за разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ); за утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ); за государственную измену (ст. 275 УК РФ); за шпионаж (ст. 276 УК РФ);

б) административная ответственность наступает за нарушение правил по защите информации, осуществление незаконной деятельности в области защиты информации (ст. ст. 13.12 - 13.14 КоАП РФ);

в) дисциплинарная ответственность наступает за нарушение требований режима, следствием которого является прекращение действия допуска лица к государственной тайне при условии, что в трудовом договоре (контракте) были оговорены обязательства по ее защите с последующим расторжением по этому дополнительному основанию контракта и увольнением работника за однократное нарушение работником взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны (Закон о государственной тайне (ст. 23); ст. 81 ТК РФ);

г) гражданско-правовая ответственность характеризуется возмещением материального ущерба (см. комментарий к ст. 26 Закона).

Статья 2 Закона оперирует двумя понятиями - допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Если первое понятие определяется как процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений, то второе обозначает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну. Иными словами, доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, представляет собой документ, подтверждающий, что лицо прошло процедуру оформления права на допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и приобрело право знакомиться с ними. А допуск к государственной тайне - это деятельность соответствующих уполномоченных органов государственной власти, должностных лиц по оформлению и принятию решения о доступе оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 комментируемого Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, и т.п. (см. ст. 21 Закона).

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, целью проведения которых является выявление оснований, предусмотренных ст. 22 Закона.

Понятие гриф секретности определяется как реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений (ст. 8 Закона). Количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ

В комментируемой статье законодательно очерчена нормативно-правовая база, регулирующая правовую охрану и защиту государственной тайны. Согласно анализу действующего законодательства о государственной тайне следует заключить, что оно более чем обширно и не ограничивается исключительно законами (федеральными законами, законами Российской Федерации) и включает в себя значительный массив подзаконных нормативных правовых актов - от указов и распоряжений Президента РФ, актов Правительства РФ до ведомственных нормативных правовых актов. Таким образом, оперируемое ст. 3 комментируемого Закона понятие "законодательство" понимается в широком смысле его слова.

Конституция РФ в целом предусматривает общие начала правового регулирования. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Следовательно, государство вправе относить те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности, распространение которых может нанести ущерб обороне страны и безопасности государства, к государственной тайне. Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны. Лица, получившие допуск к государственной тайне или обязанные в силу закрепленных за ними служебных полномочий исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, ст. 1 Закона о государственной тайне).

Несмотря на то что основным нормативно-правовым актом в области обеспечения безопасности государства является Закон РФ "О безопасности", раскрывающий "безопасность" как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, специальным, тематическим законом в области правового регулирования режима государственной тайны, несомненно, является Закон о государственной тайне, определяющий сферу действия закона, перечень сведений, составляющих государственную тайну, принципы отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивания и рассекречивания, защиту государственной тайны и т.п.

Вместе с тем нормы данного Закона следует применять в системе с такими основополагающими законами, как Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (в действ. ред.); Федеральные законы от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации"; от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене", от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (в действ. ред.); от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в действ. ред.); от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (в действ. ред.); Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в действ. ред.); Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в действ. ред.); Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в действ. ред.); Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в действ. ред.); Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ; Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ; Федеральные законы от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в действ. ред.); от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии" (в действ. ред.); от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (в действ. ред.); от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" и др.

Подзаконных актов, регламентирующих отношения в сфере охраны и защиты государственной тайны, также бесспорное множество, и приняты они на основании и в развитие законодательных норм. Основные из них: Указ Президента РФ от 20 января 1994 г. N 170 "Об основах государственной политики в сфере информатизации" (в действ. ред.); Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. N Пр-1895; Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 "О Перечне сведений, составляющих государственную тайну"; распоряжение Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп "Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"; Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны"; Постановления Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 "Об утверждении Правил разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", от 2 апреля 2002 г. N 210 "Об утверждении Списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну", от 4 сентября 1995 г. N 870 "Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности"; от 2 августа 1997 г. N 973 "Об утверждении Положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам"; от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (в действ. ред.); от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны"; от 26 июня 1995 г. N 608 "О сертификации средств защиты информации" (в действ. ред.) и др.

Ведомственных нормативных правовых актов в области государственной тайны также немало: Приказ Министерства юстиции РФ от 16 августа 2001 г. N 1200-к "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудникам и гражданскому персоналу уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, допущенным к государственной тайне"; Приказ Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну"; Приказ министра обороны от 28 июня 2002 г. N 244 "О выплате процентных надбавок к окладу по воинской должности (должностному окладу, тарифной ставке) военнослужащих (гражданского персонала) Вооруженных Сил Российской Федерации, допущенных к государственной тайне"; Приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 марта 1999 г. N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну" и др.

В ст. 3 комментируемого Закона закреплено положение о том, что законодательство о государственной тайне наряду с Законом РФ "О государственной тайне" включает в себя нормы других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны, что, с одной стороны, позволяет не перегружать и не дублировать Закон о государственной тайне правоотношениями, являющимися предметом рассмотрения других актов законодательства, а с другой - привносит определенные трудности в связи с его разобщенностью и масштабностью.

Комментируемой статьей определяется перечень органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их полномочия. Это:

Федеральное Собрание Российской Федерации;

Президент Российской Федерации;

Правительство Российской Федерации;

органы судебной власти.

Перечень указанных органов обусловлен действующим в стране принципом разделения властей на законодательную ветвь власти (Федеральное Собрание Российской Федерации - парламент), исполнительную ветвь (Правительство Российской Федерации), судебную власть - органы судебной власти, Президент Российской Федерации - глава государства, гарант Конституции Российской Федерации стоит над всеми тремя ветвями власти (ст. 10, ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий, также наделены соответствующими полномочиями в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты (ч. 4 ст. 4 Закона).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Недоліки | Энтероптаогенные кишечные палочки (ЭПКП) О О55, О119, О127, О128 и др
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.