Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. 1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога




Тема: «УЧИТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

 

ПЛАН:

 

1. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

2. Профессионально-педагогическая направленность и педагогическое призвание учителя.

3. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры учителя.

4. Профессиональная компетентность педагога и ее структура.

 

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / А.С.Роботова, Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др.-М., 2006.

2. Введение в специальность/Под ред. Л.И.Рувинского.-М.: Просвещение, 1988.

3. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: Теория и методика.- М., 2006.

4. Андреев В.И. Педагогика.- М., 2000.

5. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя.-Л., 1967.

6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал.- М., 1994.

7. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.Я.Зязюна.- М., 1989.

8. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум- М., 2004.

9. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеология воспитания и обучения.- М., 1998.

 

1. Определяя требования к личности педагога, обеспечивающие его готовность к профессиональной деятельности, психолого-педагогическая наука стремится объединить их в более обобщенные ценностные свойства. Спектр этих свойств достаточно многообразен.

Прежде всего к ним относят профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности. Близкое к нему комплексное свойство профессиональная компетентность являет собой результатпрофессионального образования, включающий в себя как содержание профессиональной подготовки, так и систему профессиональных знаний, необходимых специалисту.

Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство – совокупность знаний, определенных качеств личности и способов умственной и практической деятельности учителя, которые обусловливают высокий уровень его профессионализма, способность оптимально решать педагогические задачи.

Ведущее место в сложном синтезе свойств, определяющих педагогическое мастерство учителя, принадлежит личностному компоненту как единству мотивационно-ценностной составляющей (профессионально-педагогическая направленность) и индивидуально-психологических особенностей (общие и профессионально-педагогические способности).

Основу профессионализма и педагогического мастерства учителя прежде всего составляет его личностная готовность к профессиональной деятельности, которая зависит от уровня его общей и педагогической культуры.

Система взглядов и представлений об окружающем мире, о целях и смыслах профессиональной деятельности оформляется в позицию педагога – устойчивую систему его отношений к действительности и профессиональной деятельности, проявляющихся в его поведении и поступках.

В основе профессиональной позиции педагога лежат его профессионально-ценностные ориентации.

2. Целостность личности предполагает ее структурное единство, наличие тех системных свойств, которые объединяют все другие и являются основанием ее целостности. В структуре личности учителя эту роль выполняет профессионально-педагогическая направленность, которая рассматривается обычно как система доминирующих мотивов: интересов, потребностей, склонностей, побуждающих к профессиональной деятельности. Ведущими условиями становления профессионально-педагогической направленности личности являются открытие ею своего педагогического призвания и формирование профессионально-ценностных ориентаций.

Педагогическое призвание традиционно рассматривается как склонность, вырастающая из осознания личностью своей способности к педагогической деятельности. Призвание обретается человеком при неразрывном взаимодействии двух факторов: 1) фундаментальной настроенности человека, его первичной предрасположенности и 2) его постоянной поисковой активности.

3. Профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных и профессиональных задач.

Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Профессионально-педагогическая культура учителя выступает как часть педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой как на профессиональном, так и на непрофессиональном уровнях. Носителями профессионально-педагогической культуры являются люди, которые выполняют данную функцию на профессиональном уровне.

Компоненты профессионально-педагогической культуры учителя:

· аксиологический – совокупность педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включенных в целостный педагогический процесс;

· технологический – способы и приемы педагогической деятельности учителя;

· личностно-творческий – раскрывающий механизм овладения культурой и ее воплощения как творческого акта.

4. Неотъемлемой составляющей профессионализма учителя принято считать его профессиональную компетентность. Компетентность педагога можно рассматривать как единство общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основы которой он преподает, и психолого-педагогической компетентности.

Компетентность педагога включает два компонента:

1. систему знаний, определяющих теоретическую готовность учителя;

2. систему умений и навыков, составляющих основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний.

Система умений и навыков, необходимых учителю, включает в себя: познавательные, конструктивные, коммуникативные, информационные, организаторские умения.

Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально. В процессе всей жизни и педагогической практики складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности учителя, в котором целостно и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности – устойчивая система способов, средств, творческих приемов педагогической деятельности, обусловленная индивидуальными способностями и особенностями личности учителя.

Выделяют четыре стиля: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающее-методичный.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.