КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общие черты официально-деловой речи
Научный стиль. Основное назначение научных произведений – изложение каких-либо данных, полученных путем исследования; знакомство читателя с научной информацией. Это определяет монологический характер языка науки. Научный стиль представлен научной литературой: 1) монографии; 2) статьи; 3) рефераты; 4) а также учебной и справочной литературой. Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов: 1) общеупотребительные слова: знание, работа, один, сто, изучать, сначала и т.д.; 2) общенаучные слова: исследование, эксперимент, анализировать, формулировать, дистанционный и т.д.; 3) термины: синтаксис, молекула, метастазы и др. Официально-деловой стиль обслуживает правовые отношения между гражданами и государством и применяется в различных документах: от государственных актов и международных договоров до деловой переписки. Важнейшие функции этого стиля – сообщение и воздействие. Они реализуются в официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, договорах, соглашениях, деловой переписке, заявлениях, расписках и др. Этот стиль называют еще административным, деловой речью, этот стиль самый древний из книжных стилей, его истоки – в деловой речи эпохи Киевской Руси (договоры, «Русская правда», различные грамоты) X века. Для лексики официальной речи характерны: 1) широкое использование специальных слов и терминов (юридических, дипломатических, военных, бухгалтерских и др.); 2) большое количество аббревиатур: МЧС, ВВС, СНГ, ЧП, ЛДПР, Минфин и др. 3) употребление слов и выражений, не принятых в иных стилях: вышеуказанный, нижеследующий, вышеперечисленный, надлежащий, воспрещается, мера пресечения, содеянное, наказуемость.
К ним относятся устойчивые словосочетания: кассационная жалоба, акт неповиновения, подписка о невыезде и др. Регулярное употребление таких слов и выражений, не имеющих синонимов, способствует точности речи, исключает инотолкования. Морфологические черты официально-деловой речи определяются ее именным характером: абсолютное преобладание имен при незначительном использовании глаголов. В оборотах речи часто возникает цепочка форм родительного падежа существительных: Выяснение условий совершения преступления; Проверка соблюдения паспортного режима. Это придает фразе тяжеловесность. Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных: больной, отдыхающий, нижеподписавшийся. Публицистический стиль – (от лат. Publicus - общественный) – это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: · политических; · экономических; · культурных; · спортивных; · повседневного быта и др. Публицистический стиль используется в: · общественно-политической литературе; · периодической печати (газеты, журналы); · радио- и телепередачах; · документальном кино; · некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии). Отбор и организацию языковых средств публицистического стиля определяют его основные функции – информативная и воздействующая. В публицистическом стиле широко используется: а) общественно-политическая лексика: общество, отечество, парламент, демократия, авторитаризм, депутат и др. б) заимствованная лексика: саммит, коррупция, акция, конверсия, имидж, брифинг, мониторинг, спонсор, менеджмент и др. в) семантически переосмысленные слова: перестройка, духовность, прорыв, гласность, модель, периферия и др. г) наблюдается метафоризация, часто разговорно-бытовой и терминологической, профессиональной лексики:
сколотить, оснастить, увязывать, накладка, мобилизация резервов, финишная прямая, агония и др. К морфологическим особенностям публицистического стиля относятся: а) частое употребление существительных с суффиксами – ость-, -ств-, -ниj-, -иj-: личн ость, сотрудниче ств о, аннулирова ни е довер и е; с лексикализованными префиксами меж-, обще-, сверх -: меж горье, обще доступность, сверх держава; с интернациональными суффиксами и префиксами –изм-, -ист-, анти-, контр-, дез-: социал изм, национал ист, анти мир, контр разведка, контр -адмирал, дез информация. б) употребительные слова, образованные путем сложения: общественно-политический, социально-экономический; в) формы страдательных причастий прошедшего времени: ознаменова н, изготовле н. Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю, так как много необычного в речевой организации рекламных текстов. Существует много способов передачи рекламных посланий: Прямая реклама: информационные письма, листовки по почте, лично вручаемые рекламные материалы; Реклама в прессе: в газетах, журналах, в бюллетенях фирм; Печатная реклама: проспекты, каталоги, буклеты, листовки, открытки и т.д. Экранная реклама: кино, телевидение, слайд-проекты; Наружная реклама: крупногабаритные плакаты, рисованные художником, электрифицированные панно; Реклама на месте продаж: витрины магазинов, вывески, знаки, плакаты в торговом зале, упаковки (коробки, футляры, бумага) Содержание рекламных тестов разнообразно. Для лексики рекламных текстов характерно использование: 1) всех пластов разговорных и книжных слов; 2)использование большого количества терминов (кассета, принтер, дисплей, картридж и др.). Употребление терминов позволяет выпускать рекламную литературу с текстами, содержащими «компактную»» информацию, которая быстро воспринимается. 3) использование номенклатурных наименований: электробытовой фен «Мечта», бухгалтерский микрокалькулятор «Аврора»; 4) широкое применение иноязычной лексики: дилер, брокер, бартер, сервис, презентация, шоппинг, маркетинг. Злоупотребление иностранными совами отрицательно сказывается на силе рекламных текстов и препятствует их пониманию.
5) фразеологические обороты.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |