Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие черты официально-деловой речи

Научный стиль.

Основное назначение научных произведений – изложение каких-либо данных, полученных путем исследования; знакомство читателя с научной информацией. Это определяет монологический характер языка науки.

Научный стиль представлен научной литературой:

1) монографии;

2) статьи;

3) рефераты;

4) а также учебной и справочной литературой.

Лексика научного стиля состоит из трех основных пластов:

1) общеупотребительные слова:

знание, работа, один, сто, изучать, сначала и т.д.;

2) общенаучные слова:

исследование, эксперимент, анализировать, формулировать, дистанционный и т.д.;

3) термины:

синтаксис, молекула, метастазы и др.

Официально-деловой стиль обслуживает правовые отношения между гражданами и государством и применяется в различных документах: от государственных актов и международных договоров до деловой переписки.

Важнейшие функции этого стиля – сообщение и воздействие. Они реализуются в официальных документах: законах, постановлениях, указах, приказах, договорах, соглашениях, деловой переписке, заявлениях, расписках и др. Этот стиль называют еще административным, деловой речью, этот стиль самый древний из книжных стилей, его истоки – в деловой речи эпохи Киевской Руси (договоры, «Русская правда», различные грамоты) X века.

Для лексики официальной речи характерны:

1) широкое использование специальных слов и терминов (юридических, дипломатических, военных, бухгалтерских и др.);

2) большое количество аббревиатур:

МЧС, ВВС, СНГ, ЧП, ЛДПР, Минфин и др.

3) употребление слов и выражений, не принятых в иных стилях:

вышеуказанный, нижеследующий, вышеперечисленный, надлежащий, воспрещается, мера пресечения, содеянное, наказуемость.

К ним относятся устойчивые словосочетания:

кассационная жалоба, акт неповиновения, подписка о невыезде и др.

Регулярное употребление таких слов и выражений, не имеющих синонимов, способствует точности речи, исключает инотолкования.

Морфологические черты официально-деловой речи определяются ее именным характером: абсолютное преобладание имен при незначительном использовании глаголов. В оборотах речи часто возникает цепочка форм родительного падежа существительных:

Выяснение условий совершения преступления;

Проверка соблюдения паспортного режима.

Это придает фразе тяжеловесность.

Прилагательные и причастия в деловой речи часто употребляются в значении существительных:

больной, отдыхающий, нижеподписавшийся.

Публицистический стиль – (от лат. Publicus - общественный) – это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений:

· политических;

· экономических;

· культурных;

· спортивных;

· повседневного быта и др.

Публицистический стиль используется в:

· общественно-политической литературе;

· периодической печати (газеты, журналы);

· радио- и телепередачах;

· документальном кино;

· некоторых видах ораторской речи (например, в политическом красноречии).

Отбор и организацию языковых средств публицистического стиля определяют его основные функцииинформативная и воздействующая.

В публицистическом стиле широко используется:

а) общественно-политическая лексика:

общество, отечество, парламент, демократия, авторитаризм, депутат и др.

б) заимствованная лексика:

саммит, коррупция, акция, конверсия, имидж, брифинг, мониторинг, спонсор, менеджмент и др.

в) семантически переосмысленные слова:

перестройка, духовность, прорыв, гласность, модель, периферия и др.

г) наблюдается метафоризация, часто разговорно-бытовой и терминологической, профессиональной лексики:

сколотить, оснастить, увязывать, накладка, мобилизация резервов, финишная прямая, агония и др.

К морфологическим особенностям публицистического стиля относятся:

а) частое употребление существительных с суффиксами – ость-, -ств-, -ниj-, -иj-:

личн ость, сотрудниче ств о, аннулирова ни е довер и е;

с лексикализованными префиксами меж-, обще-, сверх -:

меж горье, обще доступность, сверх держава;

с интернациональными суффиксами и префиксами –изм-, -ист-, анти-, контр-, дез-:

социал изм, национал ист, анти мир, контр разведка, контр -адмирал, дез информация.

б) употребительные слова, образованные путем сложения:

общественно-политический, социально-экономический;

в) формы страдательных причастий прошедшего времени:

ознаменова н, изготовле н.

Язык рекламы лишь условно можно отнести к публицистическому стилю, так как много необычного в речевой организации рекламных текстов. Существует много способов передачи рекламных посланий:

Прямая реклама: информационные письма, листовки по почте, лично вручаемые рекламные материалы;

Реклама в прессе: в газетах, журналах, в бюллетенях фирм;

Печатная реклама: проспекты, каталоги, буклеты, листовки, открытки и т.д.

Экранная реклама: кино, телевидение, слайд-проекты;

Наружная реклама: крупногабаритные плакаты, рисованные художником, электрифицированные панно;

Реклама на месте продаж: витрины магазинов, вывески, знаки, плакаты в торговом зале, упаковки (коробки, футляры, бумага)

Содержание рекламных тестов разнообразно. Для лексики рекламных текстов характерно использование:

1) всех пластов разговорных и книжных слов;

2)использование большого количества терминов (кассета, принтер, дисплей, картридж и др.).

Употребление терминов позволяет выпускать рекламную литературу с текстами, содержащими «компактную»» информацию, которая быстро воспринимается.

3) использование номенклатурных наименований:

электробытовой фен «Мечта», бухгалтерский микрокалькулятор «Аврора»;

4) широкое применение иноязычной лексики:

дилер, брокер, бартер, сервис, презентация, шоппинг, маркетинг.

Злоупотребление иностранными совами отрицательно сказывается на силе рекламных текстов и препятствует их пониманию.

5) фразеологические обороты.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Механические силовые передачи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 224; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.