Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние индустриального производства на сервисную деятельность




Услуги и сервисная деятельность в обществе современного типа.

Услуги современного типа зарождались в странах Западной Европы, формировавших индустриальную культуру. Обществу, которое развивается в рамках индустриальной культуры, присущи капиталистические отношения в зрелой товарно-денежной фор­ме, с правовым закреплением и развитием частной собственности на средства производства. В экономической практике такого обще­ства происходит соединение производительного труда с научны­ми знаниями и рационально отработанными технологиями.

Это приводит к промышленной революции, т.е. к замене ручного труда массовым индустриальным производством. Сложная структура индустриально-промышленного производ­ства стимулирует новое перераспределение ресурсов между раз­ными отраслями хозяйства, что сопровождается глубокими изме­нениями в структуре самого общества, в образе жизни людей.

Производственные структуры и сервисные организации исполь­зуют в своих интересах появившиеся возможности влиять на лич­ное и общественное сознание, превращая каналы СМИ в средство трансляции популярного искусства, массовой информации и рек­ламы. Отныне спрос и потребительское поведение людей опреде­ляются не только реальными, но зачастую и мнимыми потребно­стями, которые стимулируются рекламой и масс-медиа.

В обществе индустриального типа повышается уровень многооб­разия разных слоев и групп с неодинаковыми потребностями. Все это расширяет возможности порождения новых, не существовавших до этого, благ и услуг. Вместе с тем трансформируется общественно-экономический статус домашнего хозяйства, бывший до этого клю­чевым. Его члены уже не могут рассчитывать на домашнюю прислугу или опираться на принципы самообслуживания. Они вынуждены пользоваться общественными секторами обслуживания, работающи­ми на товарно-рыночной, профессиональной основе и организую­щими свою работу на принципах производственной деятельности.

В индустриальном обществе все, что связано с личностью ра­ботника, также претерпевает радикальные изменения. Работник трудится уже не в соответствии с традиционными нормами или заветами предков, а в соответствии с профессиональной подго­товкой, уровнем квалификации, ростом общей культуры. Отсюда стремительное развитие в странах Западной Европы системы об­щего и профессионального образования.

Все перечисленные факторы общественного развития форми­руют новый образ жизни граждан. На первый план социальной практи­ки выходят индустриальные способы возведения типового жилья, покупка пищевых продуктов и товаров повседневного спроса, из­готовленных посредством машинных технологий. Речь идет о пи­щевых полуфабрикатах, консервах, бытовых приборах, мебели, одежде, устройствах, облегчающих ведение домашнего хозяйства и позволяющих проводить свободное время вдали от дома, и т.п.

Повседневное существование человека индустриальной эпо­хи подчиняется фиксированному времени пребывания на работе, дома, на отдыхе и т.п. Такой распорядок жизни, с одной стороны, позволяет человеку сосредоточиться на производственных обязан­ностях, повышает производительность труда, дисциплинирует. С другой стороны, интенсивный трудовой ритм способствует на­коплению у работника усталости, создает возможность появления у него стрессов и психологических отклонений.

Вместе с тем у человека появляется фиксированное свободное время не только в конце дня, недели, но и отпускное время в течение года. В этой ситуации заботой человека становится эффек­тивное использование свободного времени на восстановление сил, на общение с близкими людьми, на развлечения. Все это создает предпосылки для появления масштабного сегмента сервиса — сферы рекреации, игровой деятельности, развлечений.

Таким образом, в результате индустриализации сервисная ак­тивность получает колоссальный импульс развития, вырабатывая внутри себя новые формы самоорганизации и многообразных ус­луг современного типа. Сервисная деятельность обретает возмож­ность порождать новые социокультурные потребности и тем са­мым увеличивать объем потребительского рынка. Во многих отрас­лях обслуживания происходит становление «индустрии сервиса», которая предполагает тесное переплетение услуг с технологиями промышленного производства.

(Одной из крупных стран, которая стала пионером в создании ин­дустрии обслуживания и освоении новых видов сервиса, стали США.

Впервые в мире здесь в конце XIX в. началось освоение строитель­ной индустрии, посредством которой можно было быстро возводить как индивидуальные коттеджи, так и многоквартирные дома-небо­скребы для офисов и постоянного проживания.

В первой четверти XX в. здесь было налажено конвейерное про­изводство дешевого автомобиля, предназначенного для эксплуата­ции семьей со средним достатком, что сделало автомашину массо­вым явлением американского общества и повлекло активное строи­тельство дорог с твердым покрытием, центров технического обслуживания, сети точек быстрого питания на автомагистралях.

Последнее столетие здесь впервые запускались в массовое про­изводство многие разработки бытовых приборов и механизмов, об­легчивших ведение домашнего хозяйства и общественное обслуживание (холодильная установка, стиральная машина, пылесос, телевизор).)

Особенно много было сдёлано американским бизнесом сферы услуг в усовершенствовании организации предпринимательской деятельности, а также способов обслуживания потребителей. Это­му способствовал целый ряд исторических обстоятельств и при­чин. Американский сервис складывался в обществе, где отсутство­вали традиции, сковывающие предпринимательскую инициативу. Экономика страны развивалась на основе таких факторов, как рыночные принципы, техническая оснащенность производства, рациональный подход к любому виду деятельности. Все это позво­лило резко активизировать не только консервативные аспекты, но и буквально все стороны сервисного труда.

(Американские бизнесмены первыми начали продавать товары в кредит с рассрочкой выплат. Также они стали организовывать в конце XIX в. так называемые «предпринимательские сети». Компания «Дже­нерал моторе», не имевшая в достаточном количестве своих магази­нов, начала продажу автодвигателей через систему специально под­готовленных дилеров

К середине XX в. уровень жизни основной части граждан (так называемого среднего класса) развитых стран Западной Европы и Северной Америки оказывается самым высоким, отличаясь от уров­ня жизни граждан других стран мира. Человек развитого общества получает высокую зарплату, на которую он может не только про­кормить свою семью, дать хорошее образование детям, приобрес­ти жилье, личные средства передвижения, но и отдохнуть в отпуск­ное время на престижном курорте другого континента и т.п.

В 50-60-е годы в развитых странах Запада возникла ситуация, которую публицисты и исследователи определили как «общество изобилия», или «потребительское общество». У граждан такого об­щества возникает уверенность, что материальные блага, продукты потребления и услуги могут производиться почти в неограничен­ном количестве.

В указанный период тенденции, связанные с ростом объема продукции сферы услуг и увеличением числа занятых в ней работ­ников, расцениваются как свидетельство всемогущества массово­го производства товаров повседневного спроса и безграничных возможностей сервисной деятельности в сфере отдыха и развлече­ний. Вместе с тем упрощенное понимание основных тенденций и процессов, характерных для «общества изобилия», не способство­вало, а, напротив, затрудняло адекватное видение перспектив раз­вития индустриальной культуры. Понадобился новый, во многом проблемный опыт, чтобы более реалистично определить горизон­ты будущего.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.