КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимодействие неаллельных генов
Взаимодействие аллельных генов. Взаимодействие генов. В ряде случаев расщепление в поколении может отличаться от ожидаемого в связи с тем, что в природе кроме полного доминирования встречаются другие формы взаимодействия между аллельными генами. Это - неполное доминирование, сверхдоминирование, кодоминирование, множественный аллелизм. Неполное доминирование - такой тип взаимодействия генов, при котором ни один из генов аллельной пары не подавляет полностью действие другого. В результате у гибридов первого поколения проявляется промежуточный признак, а во втором поколении расщепление по фенотипу и генотипу совпадают - 1:2:1 Примеры у человека - талассемия - нарушение ферментативных систем крови; акаталазия - отсутствие каталазы в крови и тканях и др.
Задача. Цистинурия наследуется как рецессивный признак. У гетерозигот наблюдается повышенное содержание цистина в моче, у гомозигот - цистиновые камни в почках. Определить возможные формы цистинурии у детей в семье, где у супругов наблюдается повышенное содержание цистина в моче. Дано: P: Аа * Аа а – цистинурия G: А а А а аа – камни F1: АА, Аа, Аа, аа. Аа - повыш. цистина I F1-? Ответ: 25% детей – здоровы, 50% - повышенное содержание цистина в моче, 25% - камни в почках.
Сверхдоминирование наблюдается в том случае, когда в гетерозиготном состоянии генотипа доминантный признак проявляется ярче, чем в гомозиготном.
Кодоминирование - проявление в гетерозиготном состоянии признаков, определяемых обеими аллелями.
Множественный аллелизм - иногда в популяции оказывается не два аллельных гена, а больше. Возникают они в результате разных мутаций одного участка ДНК
Задача. Система группы крови АВО: I, O IoIo II, A IaIa, IaIo III, B IbIb, IbIo IV, AB IaIb У родителей II и Ш группа крови. Известно, что оба родителя гетерозиготны по этому признаку. Определить возможные группы крови детей. Дано: Io, Ia, Ib – группы крови P: IaIo * IbIo Мама – IaIo G: Ia Io Ib Io Папа – IbIo F1: IaIb – IV, IaIo – II, IbIo – III, IoIo – I. F1 -?
Развитие любых признаков у организмов является следствием сложных взаимодействий между генами; точнее: между продуктами их деятельности - белками Выделяют три основные формы взаимодействия между неаллельными генами: ком-плементарность, эпистаз, полимерия. Комплементарность – взаимодействие неаллельных доминантных генов, при котором присутствуя вместе в генотипе, они обуславливают развитие нового признака.
Задача. У попугайчиков цвет перьев определяется двумя парами неаллельных генов. Доминантный аллель одной пары определяет развитие желтой окраски, доминантный аллель другой пары - голубой. Сочетание обоих генов в генотипе в гомо- или гетерозиготном состоянии определяет зеленую окраску. Рецессивные аллели обоих генов дают белую окраску оперения. Определить фенотипы второго потомства от скрещивания желтых и голубых гомозиготных особей. Дано: А - желтая P: AAbb * aaBB а - белая G: Ab aB В - голубая F1: AaBb - зеленные b – белая F2: 9(зел.): 3(жел): 3(гол.): 1(бел.) АВ - зеленая F1, F2 -? При комплементарности, чаще всего расщепление по фенотипу: 9:3:3:1 (при наследовании по 1 признаку) 9:7 9:6:1.
Эпистаз - взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген полностью подавляет действие другого. Расщепление по фенотипу во втором поколении 12:3:1, 13:3 Задача. Красная окраска луковицы лука опр. доминантным геном, желтая - рецессивным. Проявление гена окраски зависит от другого неаллельного гена, рецессивный аллель которого подавляет окраску и луковицы оказываются белыми. Краснолуковичное растение скрещено с желтолуковичным. В потомстве оказались растения с белыми, красными и желтыми луковицами. Определите генотипы родителей и потомства.
Дано: A – красная P: AaBb * aaBb а – желтая G: AB Ab aB ab aB ab B – не подавл. F1: AaBB AaBb aaBB aaBb b – подавл. AaBb Aabb aaBb aabb Генотипы P, F1-?
Полимерия - такой тип взаимодействия, при котором различные, неаллельные гены могут оказывать влияние на один и тот же признак, и степень выраженности признака зависит от количества присутствующих в генотипе доминантных генов (чем больше генов, тем ярче признак). Расщепление по фенотипу: 1:4:6:4:1, 15:1. Задача. Цвет кожи человека определяется взаимодействием нескольких пар генов. Цвет кожи тем темнее, чем больше доминантных генов в генотипе. Потомка белого и негра называют мулатом. Какое потомство можно ожидать от брака мулатов. Дано: ААВВ – негр P: AaBb * AaBb Aabb – белый G: AB Ab aB ab AaBb – мулат F1-?
Контрольные вопросы для закрепления: 1. История возникновения генетики, как науки 2. Основные понятия генетики 3. Учение Г. Менделя 4. Хромосомная теория наследственности 5. Взаимодействие аллельных генов 6. Взаимодействие неаллельных генов
Рекомендуемая литература
Основные источники:
1. Биология. В 2 кн. Кн. 2: Учеб. для спец. вузов/ В.Н.Ярыгин, В.И.Васильева, И.Н.Волков, В.В.Синельщикова; Под ред. В.Н.Ярыгина.- 2-е изд., испр.- М.: Высш. шк., 2008. 2. Биология с общей генетикой. Слюсарев А.А. изд. 2-Е, М.: Медицина, 2007 Дополнительная литература:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |