Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надежность ГТУ

Глубокое исследование физических причин и картины возникновения и развития отказов, разработка на этой основе методов расчета, проектирования и испытаний, обеспечивающих максимальную работоспособность конструкции, внедрение в процессы производства, эксплуатации, обслуживания и ремонта двигателей инженерных методов и средств обеспечения и подержания высокой надежности — вот главные условия решения проблемы высокой надежности ГТУ.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

основная литература

1. Надежность систем энергетики и их оборудование в 4 т. Т. 1 / Под ред. Ю.Н. Руденко. М.: Высш. шк., 2004.

2. Парогазовые и газотурбинные установки электростанций: Учеб. пособие.-Казань: КГЭУ,2004.-259с.

3. Таймаров, М. А. Обеспечение надежности и экономичности работы котлотурбинного оборудования. Учеб. пос. - Казань.: КГЭУ,2003. - 70с

4. Надежность, диагностика, контроль авиационных двигателей. Под ред. Шепеля В.Т., РГАТА, Рыбинск, 2001. - 350 с.

5. Цанев С. В. и др. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций: Учеб. пос. для вузов. Под ред. С. В. Цанева. М.: МЭИ, 2002. 584с.

6. Сиротин Н.Н. Конструкция и эксплуатация, повреждаемость и работоспособность газотурбинных двигателей. М:, РИА "Им-Информ", 2002. - 439 с. (10 экз)

7. Надежность теплоэнергетического оборудования ТЭС и АЭС. Учебное пособие, под ред. А.И. Андрющенко. М: Высш. шк., 2001.

8. Акимов В.М. Основы надежности газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1981. -207 с. (21 экз.)

дополнительная литература

  1. Шалаев Г.М.. Испытания воздушно-реактивных двигателей. Учебное пособие. Казань, КГТУ, 1999, 55 с.
  2. Черкез А.Я., Онищик И.И. и др. Испытания воздушно-реактивных двигателей. М.:Машиностроение, 1992, 304 с.

11. Косточкин В.В. Надежность авиационных двигателей и силовых установок. М.: Машиностроение, 1988. - 270 с. (44 экз.)

12. Спектор С.А.. Электрические измерения физических величин. Л.:Энергоатомиздат, 1987, 320 с.

13. ГОСТ 16504-81. Испытания и контроль качества продукции. М.:Госстандарт, 1985, 28 с.

14. Гортышов Ю.Ф. и др. Теория и техника теплофизического эксперимента. М.:Энергоатомиздат, 1985, 360 с.

15. Преображенский В.П.. Теплотехнические измерения и приборы. М.:Энергия, 1978, 704 с.

16. Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И.. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1976, 216 с.

17. Солохин Э.Л.. Испытания авиационных воздушно-реактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1975, 356 с.

 

 

ВЕРОЯТНОСТНО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ МЕТОДЫ В ЗАДАЧАХ НАДЕЖНОСТИ ГТУ

Необходимость установления и исследования закономерностей, характеризующих надежность технических устройств, желание получать количественное описание характеристик их надежности привели к созданию теории надежности, позволившей сформировать общетеоретические подходы к решению многих задач надежности различных устройств самого разного назначения.

Математические методы, используемые в теории надежности, базируются, в основном, на теории вероятностей и математической статистике, а современную теорию надежности называют иногда статистической теорией надежности. Вероятностно-статистическая база теории надежности объясняется тем, что каждый конкретный “отказ“ есть, по существу, событие случайное, появление которого не может быть точно предсказано заранее. Изучением же закономерностей, свойственных случайным событиям, занимается теория вероятностей. Характеристики случайных событий на практике определяются на основе массовых наблюдений, а объективно обоснованная оценка получаемых при этом статистических материалов основывается на методах математической статистики. Аппарат теории надежности непрерывно развивается.

Можно говорить о нескольких крупных направлениях, в которых развивается современная теория надежности.

В их числе:

· анализ и описание статистических закономерностей, свойственных надежности технических устройств;

· синтез надежных сложных систем на основе элементов с недостаточной надежностью;

· разработка методов статистического контроля и испытаний по оценке надежности и др.

В последнее время часто говорят о технической диагностике как разделе теории надежности.

Актуальность и практическое значение тех или иных разделов теории надежности для технических устройств разного типа не одинаковы. Они зависят от специфических свойств этих устройств, важных с точки зрения теории надежности.

Отметим некоторые из таких свойств, которые характеризуют ГТУ как определенный класс машин.

Это, во-первых, невозможность резервирования большинства основных элементов конструкции ГТУ. В этом смысле ГТУ структурно весьма просты — параллельные соединения, как правило, отсутствуют и все элементы ГТУ соединены в последовательную цепь. В надежности под этим понимается структура, при которой выход из строя любого элемента выводит из строя всю систему. Поэтому те разделы теории надежности, которые посвящены вопросам резервирования и схемной надежности, т. е. вопросам синтеза сложных систем, имеющие решающее значение для радиоэлектронных систем со сложными структурами, для ГТУ могут найти весьма ограниченное применение, главным образом,— в системах их регулирования.

Во-вторых, характерным свойством современных газотурбинных двигателей является огромное время функционирования, доходящее до многих тысяч и даже сотен тысяч часов, а также очень большие величины наработки на некоторые виды отказов. Эти обстоятельства, особенно для тех типов ГТУ, объем серийного выпуска которых невелик, ограничивают применение для ГТУ классических методов испытаний на надежность, наиболее эффективных для массовой продукции с умеренными временами функционирования.

Наконец, газотурбинные двигатели вместе с аппаратурой их автоматического регулирования представляют собой сложную систему, в которой происходит множество разнообразных процессов (химических, теплофизических, газодинамических, механических и др.), что приводит к большому многообразию причин отказов. Это подчас делает затруднительным выявление «чистых» статистических закономерностей, характерных для надежности устройств, которым свойственно ограниченное число типичных физических причин отказов.

В настоящее время наибольшее практическое применение для газотурбинных двигателей (особенно в авиации) нашли методы теории надежности, позволяющие получать статистические закономерности по результатам широкой эксплуатации серийных образцов.

Начинают находить применение методы теории надежности при проектировании ГТУ с электронными системами регулирования, для которых актуальны вопросы схемной надежности. Развиваются и вопросы технической диагностики применительно к ГТУ.

Вероятностно-статистические исследования надежности ГТУ позволили иметь объективную количественную оценку этого свойства для каждого типа ГТУ. Позволили установить связи между уровнем надежности и различными факторами, на него влияющими. Дали инженерам дополнительные возможности для оценки меры выработки ГТУ ресурса и т. д.

Задачи, связанные с выбором стратегии обслуживания, с прогнозированием ожидаемого уровня надежности, с технико-экономическим анализом эксплуатации ГТУ, с планированием ремонтов и выпуска запасных частей и многие другие не могут решаться без привлечения характеристик надежности ГТУ, без использования методов теории надежности. Но при этом надо помнить, что используя только вероятностно-статистические методы, нельзя обеспечить необходимого повышения надежности ГТУ.

Если для структурно сложных систем теория надежности позволяет выбрать такое сочетание элементов, которое обеспечивает максимальную надежность системы в целом, то для газотурбинных двигателей, как уже указывалось, соответствующие разделы теории надежности могут найти лишь очень ограниченное применение. Статистическое же описание и анализ характеристик надежности ГТУ и их элементов, являясь средствами, обеспечивающими правильное понимание закономерностей изменения надежности, будут эффективны лишь тогда, когда сопровождаются широкими инженерными исследованиями, а также и организационными мероприятиями, дополняют их, позволяют объективнее оценить их результаты.

Одновременное использование в газотурбостроении статистической теории надежности повышает эффективность инженерных методов обеспечения надежности, позволяет правильнее ориентироваться в этой комплексной проблеме, целеустремленней направлять усилия различных специалистов. Поэтому успешное решение задач надежности ГТУ требует сочетания инженерных и вероятностно-статистических методов.

Надежность — свойство энергетического изделия (системы, сборочной единицы, агрегата, детали) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования [1]. Надежность принадлежит к числу важнейших эксплуатационных свойств ГТУ, оказывающих прямое и существенное влияние на безопасность в эксплуатации и экономическую эффективность энергоблока.

В общем случае, надежность трактуется как способность противостоять отказам независимо от причин, их вызывающих. По своей природе надежность является вероятностной величиной и требует привлечения статистических методов исследований, что связано с необходимостью испытаний большого количества изделий.

Надежность изделия является сложным свойством и состоит из сочетания свойств: безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости. Важными понятиями, связанными с надежностью, являются понятия работоспособности, отказа и неисправности.

Изделие считается работоспособным, если оно способно выполнять заданные функции, сохраняя значения основных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Отказ —событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния изделия.

Неисправность — состояние изделия, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.

Необходимо различать неисправности, не приводящие к отказам (повреждение — это событие, заключающееся в нарушении исправного состояния при сохранении работоспособного состояния), и неисправности (и их сочетания), вызывающие отказы. Очевидно, что неисправное изделие может быть работоспособным, обратное невозможно: неработоспособное изделие всегда неисправно.

Дефект — каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.

Безотказность — свойство изделия непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность — свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта (ТО и Р).

Сходство между безотказностью и долговечностью состоит в том, что оба свойства характеризуют способность изделия сохранять работоспособность.

Различие заключается в том, что безотказность характеризует способность сохранять непрерывную работоспособность (не прерываемую отказами, но, возможно, прерываемую регламентами технического обслуживания), а долговечность характеризует свойство изделия сохранять длительную работоспособность в течение всего срока, прерываемую возможными отказами, которые устраняются во время ремонтов.

Ремонтопригодность — свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, а также поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и Р.

Сохраняемость — свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и (или) транспортирования.

Вероятность безотказной работы P(t) характеризует вероятность того, что в заданном интервале времени t не произойдет ни одного отказа.

Вероятность отказа Q(t) — вероятность того, что в заданном интервале времени произойдет хотя бы один отказ.

Поскольку работоспособность и отказ являются несовместимыми событиями,

то опытная оценка вероятности безотказной работы (t) определяется из соотношения

где N — общее количество изделий одинакового типа при испытании на надежность; n(t) — количество отказавших изделий на интервале времени t. Дифференцируя левую и правую части соотношения (1.2), получим

Поделив левую и правую части (1.3) на (t), получим

откуда оценка интенсивности отказов имеет вид

При увеличении количества изделий, участвующих в испытании на надежность N до уровня N¥, оценка вероятности (t) и интенсивности отказов l(t) стремятся к постоянным значениям P(t) и l(t), и уравнение (1.4) принимает вид

Решение этого дифференциального уравнения, которое находится интегрированием левой и правой его частей с учетом того, что Р (0) = 1, приводит

При постоянной интенсивности отказов l = const взаимосвязь вероятности безотказной работы P(t) с интенсивностью отказов l имеет вид

Используя соотношение (1.1) и (1.8), получим

Следовательно, плотность вероятности отказов подчиняется экспоненциальному закону распределения

Следует отметить, что для любого закона распределения справедливы соотношения

В качестве частного показателя надежности ГТД используется среднее время безотказной работы или наработка на отказ Т (математическое ожидание случайной величины t)

Для экспоненциального закона распределения отказов (1.10) среднее время безотказной работы приобретает вид

С надежностью тесно связано понятие ресурса. Основными понятиями, относящимися к ресурсу, являются следующие:

Наработка — продолжительность работы изделия или объем работы изделия (системы, агрегата), измеряемая в часах (циклах).

Наработка до отказа — наработка изделия от начала эксплуатации до возникновения первого отказа.

Ресурс — наработка изделия до предельного состояния, оговоренная технической документацией.

Ресурс до первого ремонта — наработка изделия до первого ремонта, устанавливаемая технической документацией.

Межремонтный ресурс — наработка изделия между двумя последовательными капитальными ремонтами, устанавливаемая технической документацией.

Назначенный ресурс — установленная для данного этапа серийного производства, эксплуатации и подтвержденная всеми видами исследований и испытаний суммарная наработка изделия, при достижении которой эксплуатация должна быть прекращена независимо от состояния изделия.

Ресурс по техническому состоянию — наработка в пределах назначенного ресурса, устанавливаемая изделию по результатам анализа его технического состояния по действующей технической документации.

В процессе наработки ГТУ, как и другие технические устройства, имеет три характерных периода эксплуатации с различными уровнями интенсивности отказов и закономерностями ее проявления ( l -характеристика).

Эти периоды следующие:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Практичекие занятия (или Семинары) | Период износа (или старения)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.