Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые аспекты 2 страница




Изменение соотношения используемых видов энергии

в ходе социально-экономического развития человечества (в %)

Вид энергии 1852г. 1952 г. 1975 г.
Работа мышц человека и животных 94 1 0,5
Работа энергии воды, сгорания угля, газа, нефти, энергия атома и др. 6 99 99,5

Из представленной таблицы видно, что за последние полтора столетия доля энергии мышц человека и животных в энергообес­печении технологических процессов снизилась до ничтожного уровня. Благоустроенные жилища, развитие сети транспортных коммуникаций и многие другие достижения цивилизации приве­ли в конечном итоге к такому низкому уровню двигательной ак­тивности современного человека, что дало основание называть его «деятельным бездельником»: он работает не своей мускуль­ной энергией, а преимущественно силой своего ума.

Недостаток движения — гипокинезия — вызывает целый комп­лекс изменений в функционировании организма, который принято, обозначат как гиподинамию. Последняя, начинает сказыва­ться в онтогенезе очень рано. Так, в дошкольных учреждениях двигательный компонент в режиме дня ребенка не превышает 30% времени бодрствования при нормируемой его продолжите­льности не менее 50%. В школьных же возрастах у 50% 6—8-лет­них, у 60% 9—12-летних и у 80% старшеклассников отмечается выраженная степень двигательной недостаточности.

Причины гипокине­зии могут быть как объективными (физиологическая, професси­ональная, клиническая), так и субъективными (привычно-быто­вая, школьная, отчасти — климатогеографическая). Однако независимо от вида гипокинезии вызванные ею гиподинамические последствия вполне определенны и выражаются в том, что все функциональные системы жизнеобеспечения, активность которых определяется именно этим фактором (дыхание, крово­обращение, состав крови, пищеварение, терморегуляция, эндок­ринные железы и др.) и которые работают «на движение», все в меньшей степени востребуются в своих максимальных возмож­ностях. Отсюда и те проблемы со здоровьем, которые связывают с гиподинамией.

В общем виде их можно представить следую­щим образом:

— согласно уже упоминавшемуся «закону свертывания фун­кций за ненадобностью», возможности любой системы ор­ганизма соответствуют востребованному от нее уровню активности, материальной базой для чего служит деятель­ность ДНК и РНК клетки и обеспечивающих их фермен­тов. Снижение же уровня функционирования системы ве­дет к атрофии и/или дистрофии ее тканей с уменьшением функциональных резервов;

— мышечная активность является одним из механизмов интег­рации функциональных систем организма, их «сонастраивания» на данный уровень активности. Нарушение же этого механизма ведет к функциональной переориентации, когда каждая из систем начинает работать преимущественно на обеспечение, компенсацию самого слабого звена в организ­ме, которое в данный момент отличается наибольшим на­пряжением функции. То есть в этом случае «водителем рит­ма» организма становится не естественная активность человека, а доминирующий (в силу своей слабости) морфо-функциональный очаг. В больном организме у человека, находящегося в «третьем состоянии», таким очагом должна быть патологически (или функционально) измененная сис­тема;

— снижение двигательной активности человека, как было по­казано на примере добровольцев, согласившихся на вы­нужденное обездвиживание, на длительное время (от двух недель до трех месяцев), ведет к компенсаторной пере­стройке всех сторон обмена веществ: минерального, жиро­вого, белкового, углеводного, водного;

— гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции - движение. Это ведет к напряжению центральной нервной системы, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс;

— гиподинамия вызывает заметные изменения в иммунологи­ческих свойствах организма и в терморегуляции.

Принципиальные изменения в результате гипокинезии пре­терпело и осуществление механизмов стресса. В животном ор­ганизме он возник как важнейшее звено адаптации именно к тем четырем условиям, которые предопределяют сохранение жизни: голод, холод, опасность и реализация инстинкта продолжения рода. У человека же при общности физиологических механизмов стресса с животными условия его возникновения и \ реализации заметно отличаются. Во-первых, как уже было показано, у людей стресс чаще всего связан не с борьбой за вы­живание, а с социальными мотивами (любовь, карьера, культу­ра и т.д.). Во-вторых, чаще всего человеку не удается в силу различных причин логически завершить стресс движением, по­этому в течение бодрствования в организме накапливаются гор­моны стресса и нарастает состояние психического напряжения. Возникший при появлении одного из указанных факторов стресс и имеет конечной целью быструю и эффективную под­готовку организма к мышечной деятельности и ее реализацию. При этом нервный и гуморальный компоненты стресса обу­словливают мгновенное повышение скорости реакции и мы­шечного тонуса, резкое возрастание активности кислородтранспортных систем, которые должны обеспечить последующую мышечную деятельность питательными веществами и кислоро­дом. Если же, как это чаще всего и случается у человека, стресс движением не заканчивается, то его последствия про­должаются достаточно долго. По крайней мере, именно с от­сутствием конечного звена механизма стресса — движения — связывают широкое распространение у современного человека так называемых болезней цивилизации.

Таким образом, условия современной жизни ведут к тому, что в значительной степени выключается сформированное эволю­цией основное условие обеспечения сохранности и поддержания жизни — движение.

4.2. Методологические пред посылки физической культуры

Как уже было показано, недостаток двигательной активности у современного человека относительно генетически сформиро­ванных предпосылок ведет к нарушениям функционирования как организма в целом, так и отдельных его систем. По-видимо­му, в сложившейся ситуации выход может быть только в целена­правленной физической культуре, которая могла бы компенсировать возникший двигательный дефицит. Правда, еще в прошлом столетии было сформулировано так называемое прави­ло поверхности тела, которое, казалось бы, противоречит идее физической культуры. Суть этого правила заключается в том, что любому теплокровному организму на его жизненный цикл отпу­скается строго определенная норма жизненной энергии. Отсюда и широко известный в биологии факт, что чем меньше физиче­ские размеры животного, тем короче во времени его жизненный путь. Обусловлено это тем, что отношение поверхности тела к его массе у мелких животных больше, чем у крупных. В этом случае и теплоотдача с единицы поверхности тела у первых также выше, поэтому, чтобы избежать переохлаждения, им приходится под­держивать высокий уровень обмена веществ. Естественно, что и активность физиологических функций у них оказывается более высокой, чем у крупных животных. Действительно, и температу­ра тела, и потребление кислорода на единицу массы тела, и час­тота сердечных сокращений у мелких животных выше (напри­мер, у полевой мыши пульс превышает 200 в минуту, у собаки составляет 80—90, а у слона — всего лишь около 40). Но это озна­чает, согласно правилу поверхности, что отпущенную ему долю жизненной энергии мелкое животное использует быстрее, поэто­му оно и живет меньше.

Однако известно и то обстоятельство, что продолжительность жизни имеющих примерно одинаковые размеры и массу живот­ных, но отличающихся различной степенью двигательной актив­ности, заметно отличается. Так, заяц живет в 2—2,5 раза дольше, чем кролик; волк - в 1.5—2 раза дольше домашней собаки, а дикие туры - дольше, чем коровы, и т.д. Это дало основание сформулировать «энергетическое правило скелетных мышц» (ЭПСМ). Оно заключается в том, что в результате выполненной ра­боты энергетический потенциал организма не только не снижается, но и возрастает. Именно двигательная активность определяет сте­пень неравновесности и энергетический фонд организма в онто­генезе — при адекватном уровне мышечной работы они нарастают вплоть до взрослого детородного возраста. Видимо, объяснение такому положению заключается в том, что физически трениро­ванный организм работает более экономично и в каждый данный период времени на поддержание своей жизнедеятельности тратит меньше энергии, чем тот, в котором сами эти процессы наруше­ны.

4.3. Физиологические основы физической культуры

С самого начала рассмотрения вопроса следует определиться с основными его понятиями — «физическая культура» и «спорт». К сожалению, довольно часто эти понятия совмещаются.

Физическая культура — это часть общечеловеческой культуры, направленная на использование различного вида двигательной ак­тивности в целях поддержания и укрепления своего здоровья.

Спорт — это целенаправленное использование специализированных физических упражнений для достижения высоких результатов их выполнения в условиях соперничества с другими людьми.

Приведенные определения принципиально разделяют поня­тия. Действительно, конечной целью физической культуры явля­ется здоровье, а спорта — итоговый спортивный результат и побе­да над соперниками, но зачастую достигаемые не для здоровья, а вопреки. Физическая культура предполагает использование ши­рокого арсенала средств, направленного на достижение высокого уровня функционирования всех физиологических систем и орга­низма в целом. В спорте же результат достигается лишь за счет преимущественно специализированных нагрузок, причем часто страдают те функциональные системы организма, которые непосредственного участия в достижении результата не принимают.

4.3.1. Двигательные навыки и двигательные качества

Основными понятиями физической культуры являются дви­гательные навыки и двигательные качества.

Двигательные навыки представляют собой законченные сложнокоординированные действия, включающие выполнение закреплен­ных в определенной последовательности простых двигательных ак­тов с некоторым уровнем автоматизма.

Человек рождается с набором жизненно важных инстинктивных движений. В процессе индивидуального развития эти движения дополня­ются новыми, комбинируются между собой в бесчисленном мно­гообразии, формируют двигательные навыки. Последние обеспе­чивают огромное множество тех действий, которые необходимы человеку в быту: стандартные действия ходьбы, приема пищи, осуществления профессиональной деятельности (обработка де­талей, письмо, действия спортсмена высокого класса и др.), на досуге (плавание, игры, ходьба на лыжах) и т.д.

Физиологической основой двигательного навыка является двигательный динамический стереотип — система возбудитель­но-тормозных процессов в ЦНС, обеспечивающая закономерное и последовательное включение в действие составляющих двига­тельный навык двигательных актов. Двигательный навык имеет и вегетативный компонент, то есть включение того уровня актив­ности систем жизнеобеспечения (дыхания, кровообращения, терморегуляции, обмена веществ, выделения и др.), который не­обходим для выполнения самого навыка. Разумеется, чем выше интенсивность выполнения последнего, тем более выраженной оказывается и вегетативная компонента.

Формирование двигательного навыка представляет собой сложный процесс, протекающий по трем фазам.

Ø В первой фазе — генерализации, или иррадиации, возбуждения — этот процесс, возникший в рабочей зоне коры головного мозга двигательного ана­лизатора, не встречает на пути своего распространения заслона в виде соответствующего по силе торможения и охватывает широ­кую зону прилежащих участков. Вот почему напряженными и во­влеченными в работу оказываются не только те мышцы, которые должны непосредственно участвовать в движении, но и другие, что затрудняет выполнение этого движения, делает его резким, неуклюжим и малокоординированным. В этих условиях при больших затратах, энергии продуктивность работы и результат движений оказываются низкими, а между двигательными и веге­тативными центрами ЦНС еще не установлена надежная времен­ная связь.

Ø Вторая фаза — концентрация возбуждения — характеризуется усилением процессов внутреннего торможения, что способству­ет, с одной стороны, своевременному выключению из работы «лишних» мышечных групп, благодаря чему движения становят­ся более плавными и экономичными, а с другой — усилению воз­будительного процесса строго в рабочей зоне коркового отдела двигательного анализатора. В этот период между двигательными зонами коры и вегетативными центрами подкорки формируются временные связи, и активизация функций систем жизнеобеспе­чения начинает во все большей степени соответствовать выпол­няемой внешней работе.

Ø В третьей фазе — стабилизации — процессы концентрации возбуждения и усиления торможения в ЦНС продолжаются. В этой фазе значительной прочности достигают временные связи между корковыми зонами работающих мышц именно в той по­следовательности, в которой осуществляются движения в навы­ке, и между этими зонами и вегетативными центрами.

Уже во второй фазе отдельные части навыка человек начинает осуществлять без произвольного контроля внимания, концент­рируя его во все большей степени на переходах от одного двига­тельного акта к другому — этот процесс осуществления движе­ний без контроля произвольного внимания носит название автоматизации движении. Укрепление автоматизации продол­жается в третьей фазе и может продолжаться бесконечно, причем чем выше ее степень, тем больше внимания человек может обра­щать на то, чтобы движения осуществлялись в точном соответст­вии с условиями их выполнения. Автоматизация совсем не озна­чает полного выключения сознания, так как после выполнения отдельного движения или всего навыка в целом человек может вспомнить и воспроизвести свои ощущения в момент их реализа­ции.

Степень автоматизации может быть различной в зависимости от:

— структуры самого навыка;

— стандартности условий выполнения двигательного навы­ка — чем они стабильнее, тем прочнее навык;

— частоты воспроизведения навыка — чем чаще он осуществляется, тем выше степень автоматизма.

При относительно простой структуре и постоянных условиях выполнения навык оказывается достаточно прочным, его вос­произведение осуществляется на столь высоком уровне автома­тизации, что практически полностью не требует произвольного контроля (например, чистка зубов, письмо и др.). Наоборот, сложные по структуре двигательные навыки (выполнение упраж­нения гимнастом, прыгуном в воду, метателем диска и пр.) ока­зываются менее автоматизированными, хотя и достаточно проч­ными благодаря высокой частоте повторений этих упражнений на тренировках. Наименее прочен двигательный навык в тех слу­чаях, когда условия их выполнения оказываются мало предсказу­емыми, поэтому вариантов выполнения навыка может быть до­статочно много (выполнение одного и того же приема в единоборствах и спортивных играх: бросков в баскетболе, ударов в боксе, ходов в лыжах и пр.) В тех случаях, когда условия выпол­нения навыка изменились, человек может внести коррективы в его структуру, хотя основа самого навыка и не меняется. Разуме­ется, чем прочнее навык, тем труднее его сломать. Однако, с дру­гой стороны, чем он более прочен, тем легче его «расцветить» ка­кими-то дополнительными нюансами, делающими сам навык более плавным, пластичным и целесообразным.

Двигательные качества отражают качественные и количест­венные характеристики движения. Обычно выделяют пять таких качеств: силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость.

Сила отражает способность человека преодолевать внешнее сопротивление либо активно противодействовать ему посредст­вом мышечного напряжения. В зависимости от особенностей проявления различают упражнения чисто силовые (например, жим предельно возможного веса), скоростно-силовые (прыжок в длину) и требующие силовой выносливости (поддержание длите­льной статической позы).

Для развития силы обязательным условием является система­тическое использование предельных или околопредельных на­грузок. Предполагается, что оптимальный вариант воспитания силы выглядит следующим образом:

— используемое отягощение должно составлять 70—90% от максимального так, чтобы в одном подходе человек не мог повторить движение с ним более 4—6 раз;

— на каждую группу мышц количество подходов в занятии должно составлять 3—4, с интервалами между подходами около двух минут;

— в неделю количество занятий «на силу» должно быть не ме­нее 3—4.

Воспитание силы сопровождается целым комплексом изме­нений в организме. Так, в ЦНС увеличивается сила нервных процессов, что позволяет добиться мощного потока импульсов, направляемых к соответствующим группам мышц, — в результа­те увеличивается как количество включаемых в работу двигатель­ных единиц, так и степень напряжения каждой из них. В самих мышцах за счет активизации синтеза белка при этом происходит увеличение так называемого физиологического поперечника, преимущественно за счет утолщения мышечных волокон (в ме­ньшей степени — их числа) — это явление называется рабочей ги­пертрофией мышц. Именно благодаря ей тренируемые мышцы становятся более плотными, рельефными, упругими. Упражне­ния «на силу» сопровождаются возрастанием кровоснабжения мышц за счет увеличения количества капилляров на единицу се­чения мышцы, что обеспечивает больший приток крови в усло­виях усиления процессов белкового синтеза. Естественно, что это создает дополнительную нагрузку для сердца: с одной стороны, каждая единица активной мышечной массы требует большего кровоснабжения, а с другой — самих таких единиц в связи с гипертрофией становится все больше, и растет масса тела человека. Вот почему в оздоровительной физкультуре силовые упражнения должны обязательно сочетаться с упражнениями на выносливость, способствующими укреплению сердечно-сосуди­стой системы.

В детском возрасте, в частности, до завершения полового со­зревания, чисто силовые упражнения следует применять с осто­рожностью, так как они задерживают рост трубчатых костей и ведут к замедлению роста тела в длину (здесь особенно не рекомендуются длительные силовые статические усилия), но предпочтение следует отдавать скоростно-силовым упражнени­ям (прыжки, метания, бег на короткие дистанции и др.). Чисто силовые упражнения также не рекомендуются лицам старших возрастов в связи с их анатомо-физиологическими особенностя­ми и накопившейся у многих с годами патологией. Этому кон­тингенту следует рекомендовать упражнения преимущественно на силовую выносливость, то есть с многократным повторением движений с относительно небольшим (30—40% от максимально­го) отягощением.

Упражнения на силу в занятиях оздоровительной направлен­ности используются в начале основной части, на фоне еще не утомленной ЦНС.

Быстрота характеризует способность человека совершать движение в максимально короткий период времени. Сама быст­рота движения определяется рядом компонентов: временем скрытой двигательной реакции, временем выполнения единич­ного движения, частотой смены одиночных движений (темпом движений) и др. Необходимо отметить, что первый и третий ком­поненты во многом детерминированы генетически. Именно поэ­тому при тренировке быстроты обращают внимание на развитие силы, за счет которой удается серьезно повлиять на результат.

Генетическая предопределенность быстроты отражается еще, по крайней мере, в трех особенностях. Во-первых, у каждого че­ловека есть свои врожденные предпосылки соотношения так на­зываемых красных и белых волокон в скелетных мышцах -именно от последних во многом и зависит, быстрота одиночного мышечного сокращения. Естественно, что стремиться к достижению высоких спортивных результатов в соревнованиях на бы­строту человеку с низким содержанием белых волокон не имеет смысла (хотя для поддержания здоровья тренировать быстроту все-таки необходимо). Во-вторых, у разных людей быстрота со­ответствующих движений заметно отличается. Например, при занятиях футболом важны «быстрые ноги» (то есть быстрота вы­полнения движений ногами), а в баскетболе — «быстрые руки». Несомненно, учет этого генетически обусловленного обстояте­льства важен и в выборе сферы профессиональной деятельности. В-третьих, врожденный тип высшей нервной деятельности опре­деляет так называемую подвижность нервных процессов, то есть быстроту смены процессов возбуждения процессами торможе­ния и наоборот. Но именно это обстоятельство и определяет бы­строту смены одиночных движений, и следовательно — и саму быстроту.

Тренировка быстроты способствует улучшению показателей практически всех физиологических систем: в ЦНС растет сила и подвижность нервных процессов, достигает высоких значений состояние кислород стране портных систем, в опорно-двигатель­ном аппарате происходят изменения, соответствующие возника­ющим при тренировке силы и т.д. При занятиях упражнениями на быстроту (особенно на скоростную выносливость) максима­льных значений достигают показатели минутного объема крови, кровотока в мышцах и в миокарде, потребления кислорода орга­низмом и пр. То есть работа на быстроту должна рассматриваться как одно из обязательных условий повышения или поддержания жизненно важных показателей жизнедеятельности организма на высоком уровне. Вместе с тем необходимо оговориться, что лю­дям старших возрастов упражнения на быстроту следует сместить больше в сторону выносливости, так как чисто скоростная работа требует довольно мошной и быстрой мобилизации функциона­льных возможностей организма, однако у пожилых людей эти процессы оказываются относительно инертными, как и подвиж­ность нервных процессов. В то же время для детей, подростков и взрослых тренировка быстроты является обязательным условием оздоровительной физкультуры.

Выносливость отражает способность человека выполнять работу определенной интенсивности без снижения ее эффектив­ности в течение длительного времени. В зависимости от условий проявления различают несколько видов выносливости: скоро­стную (способность поддерживать высокую быстроту движения в течение длительного времени — например, в беге на 800 или 1500 метров), силовую (длительное поддержание больших физических напряжений — в частности, это соревнования спортсменов-ги­ревиков на количество подъемов груза), статическую (длитель­ное поддержание определенного мышечного напряжения при отсутствии движения — например, поддержание позы человека осуществляется за счет напряжения мышц туловища и нижних конечностей) и другие.

По другой классификации различают общую и специальную выносливость. Под первой понимается способность длительно выполнять необходимый уровень какой-либо общедоступной работы (ходьба, бег, плавание). Особенно высокий уровень общей выносливости имеют лыжники, велосипедисты, бегуны на длин­ные дистанции — то есть те спортсмены, тренировки которых сопряжены с длительными нагрузками. Под специальной вынос­ливостью понимается способность человека выполнять опреде­ленные специфические движения с высокой интенсивностью в течение длительного времени без снижения самой интенсивно­сти. Так, высокую специальную выносливость имеет любой из высококвалифицированных спортсменов в своем виде деятель­ности (штангист, баскетболист, пловец, боксер и др.), каждый высокоразрядный представитель профессии (станочник, монтажник, грузчик и др.). Между общей и специальной выносливо­стью прямой зависимости нет, хотя, имеющий более высокую об­щую выносливость, при прочих равных условиях отличается и более выраженной специальной выносливостью.

В процессе эволюции борьба за существование требовала от животного длительного поддержания высокого уровня активно­сти, то есть как раз выносливости. Именно это требование зало­жено и в генетическом коде живого организма, поэтому длительное отсутствие мышечной активности ведет к снижению функциональных резервов всего организма. В первую очередь от этого страдает самое слабое функциональное звено — сердеч­но-сосудистая система. Поэтому параллельно со снижени­ем доли мышечной активности в бытовой, досуговой и профес­сиональной деятельности человека в истории XX века шло возрастание доли сердечно-сосудистой патологии, и в настоящее время около 52% всех смертей связывают именно с ней. С другой стороны, накапливается все больше данных о благотворном вли­янии упражнений на выносливость на состояние кардиореспирации, то есть деятельности сердечно-судистой и дыхательной систем. При этом увеличивается количество перекачиваемой сердцем крови, а деятельность его вместе с тем оказывается более экономной. Важным эффектом таких упражнений является хо­рошая эластичность артериальных стенок. Основным критерием эффективности тренировки выносливости является экономич­ность деятельности организма: снижается активность обмена ве­ществ и падает потребление кислорода в покое, частота пульса и частота дыхания, происходит эффективное очищение организма от шлаков и возрастания количества эритроцитов в крови (при­чем не за счет увеличения продолжительности жизни старых, аза счет более активного формирования новых).

В тренировке выносливости особое значение имеют цикличе­ские упражнения: ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, конь­ки, гребля и др. Оптимальный вариант их выполнения — аэроб­ный (когда пульс не превышает 120—150 ударов в минуту), самая эффективная продолжительность выполнения —- 40—60 минут, а частота повторений — 3—5 раз в неделю.

Выносливость тренируется при обязательном наличии утом­ления как закономерной реакции организма на нагрузку. При этом последняя должна характеризоваться определенными дли­тельностью и интенсивностью работы, количеством повторений, интервалами отдыха — различные взаимоотношения этих факто­ров дают и различные тренировочные результаты.

Выносливость показана как средство физической культуры представителям всех возрастов; особенно велико ее значение для лиц пожилого и старшего возрастов.

Ловкость отражает способность человека выполнять целе­сообразные движения в соответствии с условиями времени, мес­та и скорости изменения ситуации. То есть ловкость позволяет человеку хорошо чувствовать пространство и время и за счет вы­сокой и точной координации сокращения и расслабления соот­ветствующих мышечных групп быстро и целесообразно пере­страивать свои движения.

Ловкость как физическое качество органично связана с си­лой, быстротой, выносливостью, гибкостью и степенью развития каждого из этих качеств. Однако основное значение для нее имеют подвижность, сила и уравновешенность процессов воз­буждения и торможения в ЦНС. Именно они определяют свое­временность и силу смены сокращения нужных в данный момент групп мышц и расслабление тех, напряжение которых мешает или противодействует первым. Излишнее же напряжение или нерациональное расслабление работаюших мышц ограничивает точность, координацию и своевременность движений, снижает результативность, искажает точность движений и приводит к бы­строму утомлению.

При тренировке ловкости следует обратить внимание на сле­дующие обстоятельства:

— рациональное расслабление мышц достигается с помощью упражнений, выполняемых без напряжения, свободно, рас­слабленно;

— воспитание чувства равновесия достигается изменением положения тела в пространстве в затрудненных условиях (с использованием отягощений, усложненной опоры, непри­вычных поз и т.д.); - воспитание чувства пространства и времени достигается

упражнениями на точность движений.

Ловкость с точки зрения здоровья имеет особое значение для экономизации двигательных функций в процессе жизнедеятель­ности и предупреждения травматизма в быту и на производстве. Вот почему особенно важно уже с детских лет научить ребенка не только избегать условий, которые могут привести к травмам, но и правильной группировке тела в момент падения (вперед, назад, вбок и т.д.). Причем действия ребенка в момент падения должны быть доведены до автоматизма и осуществляться даже без конт­роля сознания — в этом случае прочный навык сохранится у че­ловека на всю жизнь. В старших возрастах, когда последствия па­дения становятся особенно опасными, а подвижность нервных процессов, лежащая в основе ловкости, снижается, следует вновь восстанавливать и тренировать навыки «правильного» падения.

Гибкость как физическое качество характеризует способ­ность человека выполнять движения в суставах с максимально возможной амплитудой.

Гибкость во многом зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов и окружающих их мягких тканей — мыши, сухожилий и связок. Выделяют гибкость общую — как по­движность во всех (или многих) суставах, позволяющую выпол­нять движения мягко, эластично и с большой амплитудой, и гиб­кость специальную — как показатель обеспечения подвижности в тех суставах, которые непосредственно задействованы в данной профессиональной или спортивной деятельности. Между разви­тием быстроты и особенно силы и воспитанием гибкости сущест­вует обратная зависимость, так как проявление первых сопряже­но с увеличением физиологического поперечника и тонуса мышц, окружающих соответствующие суставы. Положение мож­но в какой-то степени сгладить разумным подбором согласован­ных упражнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.