Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и личность




Естественно, что такое решение связано с тем, что общую деформацию личности, как негативное следствие процесса и как его результат, полезно обсуждать только после того, как все другие важные аспекты и стороны становления культурного развития личности профессионального юриста будут тщательно рассмотрены в рамках нашего лекционного времени. Действительно, нам ещё нужно немало сказать о профессиональной культуре юриста в позитивном плане, и только после этого – в негативе.

Итак.

· Культура вообще, как и культура общества и культура отдельной личности исключительно многолика, многогранна, и даёт наиболее зрелые плоды особенно тогда, когда воспитывается в подрастающем поколении с самого раннего детства.

· Нигилизм можно и нужно ограничивать путём формирования сознательного отношения законопослушных граждан страны к окружающей их действительности. Начиная с неукоснительного исполнения всех правил дорожного движения, сначала – только для пешеходов, а затем – и для велосипедистов, автомобилистов и других водителей. Иные пути для отказа от глобального процветающего нигилизма, пожалуй, практически и не найти.

· Другими словами, воспитывать детей в законопослушании следует с самых «младых ногтей». Первые шаги - с начальной школы, продолжая интенсивное обучение и воспитание культуре подрастающего поколения и в средней и в высшей школе.

· В нашей высшей юридической школе студенческие контингенты нужно обучать культуре заботливо, воспитывая её основы в каждом студенте тем более внимательно, качественно, действенно, эффективно. И не только в теории, но и на практике. Уделяя особое внимание профессиональной культуре юриста в целом.

Совет. Всем нам следует непременно запомнить, что -

культура сама по себе такова,

что она в человеке либо - есть, либо её - нет.

 

Тогда про конкретного человека можно будет сказать, что он:

· он не только прекрасно образован профессионально, окончив курс в престижном учебном заведении, и с самыми высокими оценками,

· но он и воспитан на самом высоком уровне и в такой степени, что может быть назван зрелым профессионалом в области юридической культуры.

Вопрос*Ответ. Каков же должен быть желаемый культурный облик современного нам отечественного юриста? Подробнее. Для ответа на этот вопрос нужно найти те основные составляющие компоненты этого облика, которые пока не имеют общепризнанных основ у многочисленного корпуса современных правоведов.

 


ФОРМУЛА-А (Ф-А)

для юриста

 

Подумаем. На этот вопрос граждане, и, как правило, все граждане, отвечают по-разному. И юристы в том числе, и даже те юристы, у которых имеется многий профессиональный стаж работы. Поэтому было бы, полезно найти такие основные качества в профессии юриста, которые, по зрелому размышлению, можно было бы считать для юриста наших дней совершенно обязательными. Например, после длительных, и даже вполне творческих размышлений можно сказать так:

 

Цифры в тексте Ф-А означают, что существенных основных признаков для юриста можно насчитать ровно семь.

Совет. Кажется, что нужно объяснить все эти термины так –

(1) справедливым, состоит из двух частей: предлог «с», и существительное – «право», то есть, «с правом», значит, иметь по конкретному делу своё непредвзятое и просвещенное мнение согласно современному законодательству;

(2) логичным, значит, мыслить, опираясь на формальную логику, на её законы и формы, не совершая необдуманных поступков;

(3) точным, то есть, исполнительно, обязательно, без пропусков и купюр, не выискивая более легкие и простые версии для решения дела;

(4) каждый час, то есть, всегда, без пропусков и выходных. Эти качества должны присутствовать у юриста не только по дням выдачи зарплаты, или по понедельникам, но именно – всегда, то есть, систематически, оправдывая старую профессиональную поговорку: «юристов бывших – не бывает»;

(5) этичным, вежливым, уважительным по отношению к собеседнику и вообще, ко всем: коллегам, закону, подозреваемым, подсудимым;

(6) красноречивым, то есть, говорящим красно, владеющим теорией и практикой риторики, что не нуждается в дополнительных пояснениях. Опираясь на ст. 123.3 Конституции Российской Федерации, в которой сказано, что юриспруденция в стране осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон;

(7) рассудить, последний аспект от слова «суд», который делится на две части: рассудить, (а) себя. Это - оценка юристом самого себя, то есть, оценка собственных уровней развития всех предыдущих шесть аспектов Ф-А. И в случае удовлетворительных на них ответов, – возможность рассудить уже и (б) нас, то есть, для всех остальных, то есть, для людей, окружающих этого юриста.

Итак. Суммарное содержание семи составляющих Ф-А полностью охватывает все те аспекты высокого уровня пожеланий, которые следовало бы направить в адрес профессиональной подготовленности современного дипломированного юриста. На фоне этой вполне творческой формулы-А для юриста, можно уже говорить и об общей юридической ответственности каждого гражданина нашей страны.

Подумаем. А в том случае, если формула-А не находит своего практического подтверждения для обоснования культурного облика конкретного юриста, то можно будет говорить о его общей деформации как культурной личности вообще, и как личности профессионального юриста, в частности. Но о подробностях всеобщей культурной деформации личностной речь пойдёт в последующих лекциях нашего учебного курса.

Примерные между ними и пока вполне предварительные взаимоотношения можно попытаться представить себе по Ф-А на основе следующей дополнительной таблицы. Например:

 

Таблица  
Характеристика Признак Возможный недостаток
1. справедливый Законопослушный Не нарушающий законы Любые нарушения законодательства
2. логичный Подчинённый логике мышления Нарушение законов и форм логики
3. точный Ничего в работе, в деле не пропускающий Выбор лёгких путей в расследовании
4. каждый час Всегда Вечно Ненормированность рабочего дня
5. этичный Всех уважающий Воспитанный Невоспитанность Хамство
6. красноречивый С профессиональной речью Косноязычность Бестолковость речи
7. рассудить: а) себя, б) нас Отдающий себе отчёт в общем уровне своих профессиональных знаний, умений и пр. Безответственность Расхлябанность Неорганизованность Безотчётность

 

 

Вопрос*Ответ. Какие же выводы можно и нужно сделать из всего сказанного в учебных материалах первой лекции курса:

«Профессиональная культура юриста»?

Ответ следует, и незамедлительно.


 

ВЫВОДЫ. Л. 1

 

В первой лекции, как и во всех остальных, представлен огромный учебный фактический материал. Если попытаться выразить её идею всего одной фразой, то она сводится к формуле-А. В этой формуле сфокусировано семь центральных культурно-профессиональных позиций, абсолютно необходимых для культурного багажа каждого современного юриста.

Только овладев всем содержанием этой заветной цифры - семь требований к правоведу, начинающий студент-юрист сможет подняться в своей будущей высокой профессионально-культурной юридический квалификации –

на первую её ступень, и не только в теории, но и на практике.

 

Контрольные вопросы

 

Совет. Нужно как можно более кратко, но в тоже время и как можно более полно, объяснить содержание тех понятий и терминов, которые указаны ниже. Подчеркнём, что в этом списке есть только те основные слова-понятия, которые встречаются именно в этой лекции. Было бы в высшей степени хорошо, если бы к ответам были предложены соответствующие им примеры.

Начнём отвечать на вопросы.

Что такое:

Культура. Мораль. Нравственность. Этика.

Искусство в целом:

Отечественная литература, музыка, архитектура и пр.

Правовая культура. Нормы права.

Герб. Флаг. Гимн. Нигилизм. Честь.

Культура личности – есть право выбора.

Общее понятие нигилизма. Меры борьбы с ним.

Или культура, или бескультурье. Третьего не дано.



 

 

ЛЕКЦИЯ 2. Тема:

 

 

 

===========================================

 


 

Просыпаясь утром,

спроси себя:

«- Что я должен сделать?».

Вечером, прежде чем заснуть:

«- Что я сделал?».

Пифагор

 

Истина не лежит

на поверхности явлений.

Сент-Экзюпери

Свои способности человек

может узнать, только

попытавшись применять

их на деле.

Сенека

 

Чтобы делать добро,

надо, прежде всего

им обладать.

Аристотель

Кто небрежен к своим детям,

тот хотя бы в других отношениях и порядочен,

понесёт крайнее назидание

за этот грех.

Всё у нас должно быть второстепенным

в сравнении с заботой о детях…
Свт. Иоанн Златоуст

 

Человек, ненавидящий

другой народ, не любит

и свой собственный.

Настоящий патриотизм

не уживается с неприязнью

к отдельным народностям.

Н.А. Бердяев

 

Нет ничего сказанного,

что было бы сказано впервые.

Теренций


 


Введение

КУЛЬТУРА и ПРИМИТИВ

Circulus vitiosus

 

Подумаем. «Примитив, примитивно», как термины имеют несколько значений, но одно из них подходит в данном случае наиболее полно.

«Примитивно» - это то, что не развивается.

 

И, следовательно, если человек одновременно не становится в своём биологическом и физическом развитии ещё и всё более зрелым интеллектуально и нравственно (духовно), то его вполне можно назвать неразвитым, то есть, «примитивным». Тогда может быть и так, что коллеги, наблюдая за ним в реальных профессиональных ситуациях и слушая его речи, говорят про себя: Circulus vitiosus. «Порочный круг». Это старинное латинское выражение может выражать несколько конкретных ситуаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.