Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры. · Пример наивный. Подучив диплом о высшем образовании и приложение к нему, в котором несколько четверок и все остальные - тройки*




· Пример наивный. Подучив диплом о высшем образовании и приложение к нему, в котором несколько "четверок" и все остальные - "тройки*, его владелец за­думчиво говорит: - А я приложение к диплому никогда и никому не буду показывать. "Не показывать", то есть, здесь –«манипулировать дипломом», конечно, можно, но для опытного и знающего менеджера, который будет принимать на работу этого «специалиста», все сра­зу будет ясно:

- Такого специалиста на работу лучше не брать, совсем, не брать.

· Пример криминальный. При поступлении на работу молодой специалист представляет свое резюме, где указывает, что он закончил престижный вуз на одни "пятерки", получив «красный диплом». Ему назначают время для интервью, в ходе которого выясня­ется яркое несоответствие между документами и личностьюих владельца. При проверке выясняется вещь еще более удивительная: молодой высокий специалист и владелец высокого диплома вообще никаких вузов не заканчивал, а купил диплом по сходной цене у фирмы, уже давно «специализирующейся» на подделке дипломов, и других документов в переходах московского метро. Естественно, что такое уголовно-криминальное манипулирование фактами может закончиться судебным разбирательством и преследованием со всеми вытекающими их этого сюжета последствиями.

 

Совет. Великая множественность вариантов манипулирования фактами заставляет нас отказаться от дальнейшего рассмотрения этой темы, оставляя её на усмотрение студента, для его самостоятельной работы, и для его последующего доклада по этой теме на подходящем для этого семинаре.

Итак. Не вдаваясь в излишние детали, напомним, что в нашей стране подделка документов "преследуется по закону", как, впрочем, и во всякой другой стране. Таким обра­зом, манипулирование фактами при составлении личного резюме может привести его автора не на новую вакантную работу, а совсем в другое место, которое в русской традиции нередко имеют "местамине столь отдаленными".

Более того, для резюме есть известное требование: каждый факт, каждая дата, каждое написание названия местностиилиучреждения, фамилии и пр. должны полностью соответствовать реальному положению вещей.

Подумаем ещё раз. Этот маленький подраздел называется "Манипулирование фактами". И это более чем вполне актуальное название для всех реалий наших дней. Действительно. Хорошо известно, что есть среди нас немалое количество людей, самого разного уровня их служебного положения, и не только юристов, которые привычно манипулируют фактами, цифрами. Например, они частично или полностью искажая реальность, создают новые «факты, примеры, доказательства, заявления, свидетельские показания и пр.», которых на самом деле у них не было, нет, и быть не может.

Нужно же, наконец, нам осознать, что каждый гражданин имеет право предъявить окружающим про себя и про свою работу только тот вполне реальный набор своих автобиографических и иных сведений, который полностью соотносится с действительным положением дел. К том у же, ему следует сформулировать их "со знанием дела, стройно, изящно, с достоинством при исполнении". В наше время, например, при приёме соискателя на работу существуют общепринятые и обширные требования к письменному резюме, к последующему затем устному интервью и пр. Есть, наконец, особые правила ответов на вопросы принимающей стороной и т.п.

Совет. Другими словами, нам нужно научиться, достаточно профессионально говорить о себе, «подавать себя», как иногда говорят в подобных случаях. Здесь может помочь знаменитый немецкий художник Альбрехт Дюрер, а точнее, - его «молитва».

 

МОЛИТВА ДЮРЕРА

Справка. Альбрехт Дюрер – знаменитый средневековый немецкий художник, один из самых популярных и ценимых среди специалистов. Хорошо бы познакомиться с ним поближе каждому студенту вовне учебное время. И не только с его художественным творчеством, но и с ним самим и с его молитвой. Молитва его проста, состоит всего из трех просьб-предложений, каждое из которых укладывается в одну строку текста. В этой молитве, он просит, по преданию, у Господа трех главных милостей:

способностей, терпения, мудрости,

чтобысправиться со всеми житейскими вопросами, неурядицами и бедам.

По мнению его автора:

· способности ему нужны, чтобы организовать своё рабочее время, место и профессионально хорошо исполнять своё дело;

· терпение для того, чтоб вытерпеть все возможные на этом пути ошибки, провалы и разочарования, как случайные, так и зависящие от личности самого исполнителя;

· мудрость для того, чтоб не отчаяться в избранном пути окончательно, сопоставляя между собой значение первого и второго пунктов этой молитвы.

Совет. Подробно о молитве А.Дюрера см. Приложение.

 

Итак * Совет. И, правда, как было бы славно, если каждый гражданин своей страны обладал бы в полной мере этими тремя восхитительными качествами характера, переходящими в общий, но триединый аспект творчества: способности, терпение, мудрость. Вот, пожалуй, ещё один тезис для студенческого семинара по курсу - «Профессиональная культура юриста». Каждый студент сможет, при желании, выступить на эту тему со своими размышлениями о собственных, и уже имеющихся, или о только ещё желаемых способностях, терпении и мудрости.

Вопрос*Ответ. А не пора ли нам поговорить о другом предмете проявления культуры: о культуре поведения, об одежды и пр.?

 

КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ

 

Подумаем. Хорошо известна русская поговорка, согласно которой у нас всех и всегда «встречают по одёжке, а провожают по уму». Но, к сожалению, к реально широко распространённому среди многих из нас действительному неумению одеваться, следует добавить ещё несколько таких довольно широко распространённых неумений. Подчеркнём, что мы не станем рассуждать о модах, тканях, покроях и пр. Нет, у нас совсем другая тема. Начнём с того, что одеваться следует в зависимости от целей и задач предполагаемой встречи: деловой, семейной, лирической и пр.

Справка. В наше время широкое хождение получила пара известных выражений, исходящих из английского языка. Мы не будем рассматривать их подробно, но сказать несколько слов всё же нужно для тех наших читателей, которые по разным причинам «не находятся на самом острие атаки на моду в рамках современных корпоративных субкультур». Кратко.

КОД, от франц., совокупность знаков (символов) и особая система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена (закодирована) в виде набора из таких символов для передачи, обработки, хранения (запоминания) определённой информации.

ДРЕСС-КОД, от англ., одежда, платье, одевание. Под этим понятием

скрывается требование к определенной манере одеваться, часто - в

определённое время и в определенном месте. Например, в некоторые

рестораны не пускают посетителей без галстуков и пр.
ФЕЙС-КОД, от англ., лицо, физиономия, фасад. Такие же, как и к одежде,

особые требования, предъявляемые к выражению лица посетителя,

к его прическе, к его общему виду, подходящему или не подходящему

для присутствия в данном месте, в это время, на этой встрече.

 

ВСТРЕЧАЮТ - ПРОВОЖАЮТ

 

Поговорим чуть подробнее о внешней культуре одежды и манерах

поведения личности в некоторых различных её проявлениях.

Примеры*Советы.

· Одеваться - телогрейка/смокинг/тренировочный костюм/шапка:

Суть здесь заключается в основном в том, что в каждом отдельном случае нужно быть одетым так, чтобы учитывалась функциональность любой одежды: не нужно на каблуках ходить по огороду, в мятом тренировочном костюме ходить в театр или на работу, а в телогрейке и резиновых сапогах сидеть на концерте органной музыки. И, конечно: в тренировочном костюме приличные люди ходят только на тренировки, а в телогрейке и резиновых сапогах – по осенние грибы;

· Ходить - входить/здороваться:

Тут главный совет можно выразить так: не нужно, войдя в комнату, сразу совать всем присутствующим руку, громким голосом приветствуя каждого из них отдельно, особенного же - мало знакомых людей. А здороваться лучше - не громко, и вообще не предлагать свои рукопожатия людям незнакомым, тем более - старшим по возрасту, по положению и т.п.

Совет. В Воспоминаниях знаменитого русского певца Ф.И. Шаляпина, которые представлены в этом ЭУМК в Приложении, есть такая фраза:

«... тенор: он должен играть принца, а ходит по сцене парикмахером...». Интересно было бы услышать на одном из семинаров мнение студента-докладчика о том вопросе: как он себе всё это представляет такой сюжет: «принц, ходящий, как парикмахер». Как представить себе такой сюжет?

· Сидеть - горбун/патриций/инфант/слуга.

Сидят у нас все люди, и студенты тоже, по-разному: одни, развалившись, это – «патриции», другие – согнувшись, будто у них сломан позвоночник, это – «горбуны», третьи – на краешке стула, это – «слуги»,, некоторые – с видом небрежным, растерянным, это – «инфанты»; наконец, есть и другие;

· Стоять - торшер/самовар/наполеон/пацаны:

Наиболее популярная женская стойка выглядит в наши дни так, что внешне она похожа на «торшер»: ноги скрещены до такой стадии, что левая занимает физическое положение правой, а правая – наоборот. Со стороны, кажется, что владелица «торшера» тщетно ищет туалет, но не может найти, а поэтому стоит в такой позе. «Самовар» скорее характерен для молодых мужчин – руки в боки, словно «пан», напоминает силуэт «самовара». «Наполеон» оглядывает всех взглядом, уходящим в исторические дали, или в облака, нередко скрестив руки на груди. «Пацаны» чаще всего ходят в грязноватых тренировочных куртках и штанах, много и громко шутят, сами же этим своим «шутка»и смеются. Добавим, как живописную деталь, - в руках у большинства – бутылки, сигареты и телефон, нередко – все одновременно;

· Детали - крест, ногти, жвачка, манипулирование руками и др.

Многие в наши дни даже и не знают, что неприлично: «жевать» в общественном месте; вывешивать нательный крестик поверх любой одежды; грызть собственные ногти, наращивать и раскрашивать в их разные цвета при работе на компьютере и пр.;

размахивать руками, «как ветряная мельница», для рук у настоящих профессиональных ораторов есть такие правило: руки не могут действовать вне воли своего владельца, а тем более - управлять их собственным владельцем;

· Казаться - супермен/Иванушка/лев/и др.:

«Иванушки» часто пытаются выглядеть так, будто бы всегда, но не всё понимают в происходящем, «супермены» - наоборот, знают и могут всё, а «лев», ну, понятно, что он и есть лев, даже в своих собственных глазах, для него всё окружающее находится ниже его собственной фигуры, вообще, и даже его взгляда, в частности;

· Говорить - крикун/шептун, перебивая говорящего:

говорить лучше не криком, не шёпотом, а так, чтобы сила голосам соответствовала объёму помещения, подождав, пока предыдущий оратор закончит своё выступление;

· Головной убор – в православии есть правило: в помещении мужчинам следует снимать любые головные уборы, в отличие от мусульман и иудеев, которым, наоборот, по их соответствующим религиозным убеждениям полагается в помещении всегда сидеть в головных уборах. Тогда и хочется спросить, если православный человек, каковым он сам себя считает, и любого возраста, сидит дома или в студенческой аудитории в шапке, то что бы это могло означать? Правда, во многих случаях ответить на этот вопрос он, чаще всего, бывает не в состоянии. В широко известном кинофильме «Собачье сердце», один из его главных героев - профессор Преображенский говорит, обращаясь к вошедшим в его дом представителям домового комитета, примерно так:... «Если вы женщина, то вам можно остаться в головном уборе, а мужчины должны их снять...». Запоминающийся момент.

 

Итак. Большинство из приведённых здесь примеров, в основе своей, – негативны. Учебно-методическая ценность всех рассказанных здесь позиций состоит в таком решении, которое должно стать противоположном от рассказанных фактов. Нам же нужно сделать даже из негативных примеров вполне положительный вывод, который звучал бы приблизительно так: «повторять то, что здесь показано, нам не нужно. Напротив, лучше делать всё наоборот». Вот, это и есть в этом конкретном случае, наше разумное и логичное умозаключение, которое может быть в последствии руководством к позитивному практическому действию, переходящему в привычку культуры.

Вопрос*Ответ. Всё сказанное – о поведении. Ну, аискусство говорить профессионально, ещё более трудное искусство. На какие его особенности следует обратить дополнительное внимание? Другие, но более сложные недостатки ораторской речи, логично переходят в следующий подраздел. Это последний, и весьма важный для нас подраздел, - культура речи.

 

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Oratores fiunt

 

Подумаем. Как говаривали Древние римляне: - «Ораторами становятся». Эта латинской цитата с таким вполне доступным для каждого смыслом и стоит во второй строчке данного заголовка. «Умение стать профессиональным оратором, научиться говорить лучше других, и многих» - это ли не одна из главных целей для начинающего оратора

Справка. В этой подтеме, исключительно важной и даже основополагающей для проблематики становления и развития культуры любого государства в целом, и каждого гражданина этого государства, в частности, все вопросы сохранения и развития родного языка становятся важнейшими. Среди них есть одна и абсолютная мысль: язык является безусловным символом, вокруг которого объединяются все и без какого-либо исключения направления и аспекты данной культуры. Более того: если вдруг такой язык исчезнет, то исчезнет вместе с ним и сама эта культура, исчезнет окончательно и без остатка. Впрочем, может быть некоторые исторические следы от неё ещё и останутся. но всё дальнейшее развитие и становление этой культуры будет прекращено абсолютно и полностью. В истории человечества тому есть немало примеров.

Итак. Наша задача заключатся в том, чтобы язык наш - родной «великий и могучий», которым столь блистательно владели наши великие предки, мы могли знать хорошо и в деталях, чтобы уметь на нём говорить и писать, если и не совсем литературно, то хотя бы – профессионально, вполне. Правда, за последние годы тут объявились многие погрешности, недостатки и даже провалы. Чтобы убедиться в этом, не нужно устраивать научные изыскания и проводить массовые грамматические тесты: вполне достаточно включить радио, телевидение, Интернет. Мы достаточно часто увидим и услышим там людей, говорящих по-русски не только что - непрофессионально, а даже и просто примитивно, вполне неграмотно в самом прямом значении этого слова.

Все животрепещущие аспекты этой темы нам обсудить не удастся. Скажем поэтому только про самое основное.

Вопрос*Ответ. Что значит - говорить риторично? Это значит –

· во-первых, не использовать в своей речи никаких слов-паразитов, то есть, тех слов, которые в данном случае для смысла фразы не нужны;

· во-вторых, использовать в своей речи ораторские приёмы, русские пословицы и поговорки, и всё это, естественно, при хорошем знании русской грамматики и фонетики.

Какие же основные недостатки можно зафиксировать в деловом языке наших дней? Ответ совсем не труден: наши современники часто говорят -

· нелогично, а поэтому – малопонятно, смысл речи скрыт за словами;

· невежливо, а поэтому – не культурно, то есть, без уважения к другим;

· не кратко, а поэтому - долго и нудно, с массой лишних слов;

· нечётко произнося слова, а поэтому - для полного понимания речи оратора слушатели должны напрягаться, прислушиваться.

 

Пример. Если некто плохо говорит, то он, как давно и хорошо известно, и думает не лучшим образом, да и кругозор этого человека желал бы значительно пополнить себя... Вот, в качестве примеров, несколько цитонов наших дней. Но всё же, предварительно нужно объяснить, что такое – цитон (ед.ч.), цитоны (мн. ч.).

Справка. ЦИТОН, цитоны, таких слов в словарях нет, поскольку это специальное и специфически организованное тренировочное упражнение. Цитон - это цитата, но такая, в которой содержатся неграмотные, совсем не логичные и другие не корректные для культурного оратора высказывания. Цель работы с цитонами - корректорское исправление всех замеченных в них ошибок. В Интернете есть многие по этому поводу упражнения, со ссылкой, что впервые такое упражнение сформулировано автором этого ЭУМК в конце прошлого века. Далее приводятся несколько примеров.

Примеры* Цитоны

1. Старшина Сидоров два часа преследовал подозреваемых и, наконец, выстрелил в воздух, но от усталости, – не попал.

2. Всю неделю шли дожди и два милиционера, но они их не догнали.

3. Синдром менеджера, – это такой синдром, который не может быть опознан при очной ставке, даже если это будет на его лице и … и в милиции.

4. Мне нравится оружие… Даже А.С. Пушкин любил стрелять, сам тренировался, кажется… из «ТТ», точно – не помню, а может быть, правда, что даже из «Макарова».

5. И тогда этот матерый бандитище оказал нашим храбрейшим милиционерам здоровенное сопротивление путем быстрого исчезания, убегания, то есть, как говорят, и как говорится.

 

Совет. Продолжение списка цитонов полезно посмотреть в Приложении.

Всё, что с цитонами можно и нужно сделать, если поставить перед собой такую важную цель – улучшить свои собственные риторические успехи, сказано в приложении. А в Интернете нужно набрать слово «монофон».

Итак. Творческая учебная работа с цитонами позволяет желающим студентам улучшить свою речь, как устную, так и письменную, расширяет их общий словарный запас, учит их использовать сочетаемость слов и пр.

Вопрос*Ответ. Теперь пора рассмотреть один самых последних вопросов, а именно, рассмотреть культуру, как систему. А разве можно представить себе культуру, как систему? И какова роль религии в общем становлении и в развитии культуры?

Раздел 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.