Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориальная организация производства, закономерности




Прогнозы численности и состава населения; территориальная организация

Основными объектами территориального прогнозиро­вания являются население и производство. Как отмечено в предыдущем параграфе, размещение и функционирование производства значительно обусловлено природно-ресурсным потенциалом, уровнем его экономической эффектив­ности. Динамика населения также подчинена определен­ным объективным закономерностям. Тем не менее, здесь явно выражен и субъективный фактор.

Население не только нарождается, «уходит в мир иной», но и мигрирует. Оно требует ежедневного обеспечения условиями для жизни, воспроизводства и культурного на­полнения.

При составлении прогнозов численности и состава на­селения используются прямые и косвенные методы.

Прямые методы основаны на логических построениях, базирующихся на показателях конкретной сферы (числен­ность населения, объем промышленного производства) для расчета прогнозируемого состояния именно этой сферы.

Косвенные методы связывают прогнозируемую сферу с показателями других сфер (например, составление про­гноза численности населения, исходя из динамики объе­мов производства, услуг, продовольствия, жилищного стро­ительства и т. п.).

Существует множество различных методов прогноза численности и состава населения. Они базируются на рет­роспективном анализе демографических процессов. Тем не менее, все методики составления прогноза делятся на две принципиально разные группы:

1) сравнительный метод;

2) экстраполяция.

Сравнительный метод заключается в том, что в его ос­нове принимается допущение, согласно которому населе­ние изучаемой территории будет увеличиваться (или умень­шаться) так же, как это наблюдается на другой (известной) территории. Этот метод подходит для прогнозирования демографических процессов на территориях нового хозяй­ственного освоения: при строительстве новых производственных комплексов, мелиоративных систем, транспорт­ных узлов, курортов и т. п.

­ Выбрав в качестве эталона территорию, развитие кото­рой в основном уже завершено, можно спрогнозировать по такому методу процесс роста населения на предполага­емой к освоению территории.

В качестве исходной базы для прогноза состава населе­ния на исследуемой территории можно взять не только другой регион, но и страну в целом. При этом принимают допущение, что факторы, определяющие динамику насе­ления изучаемой территории, представляют собой проекцию факторов, обусловливающих демографические про­цессы в целом по стране. Этот способ удобен потому, что о процессах на общегосударственном уровне, как правило, имеется больше статистической информации, они лучше изучены.

Одной из разновидностей метода соотношений являет­ся метод, принимающий неизменными пропорции между различными группами населения. При этом подходе, выяс­нив такие пропорции (к примеру: между пенсионерами, учащимися, рабочими, служащими, студентами и т. п.) и составив прогноз по одной группе, можно простым умно­жением на соответствующие коэффициенты получить об­щий прогноз.

Более распространенной является группа методов про­гноза, основанная на экстраполяции. Рассмотрим их:

1) Графическая экстраполяция. Она заключается в следующем:

— нанесение на график величин численности населе­ния в минувший период;

— проведение линии по точкам;

продление линии в будущее. Проще прогнозируются линейные процессы, слож­нее — нелинейные.

2) Экстраполяция посредством математических функ­ций. Она исходит из того, что любой кривой, вычерченной при графической экстраполяции, соответствует какое-то формальное математическое уравнение. Найдя такую ма­тематическую (цифровую и буквенную) зависимость, мож­но с ее помощью делать прогноз состояния населения в будущие периоды.

Применение математических функций в прогнозиро­вании основано на допущении, что численность населения

за прошедший период изменялась в соответствии с неко­торым законом, согласно которому она является функци­ей времени:

где численность населения в прогнозируемом году

 

Pt – численность населения в году t;

- численность лет между базисным годом t и годом , на который составляется прогноз.

Экстраполяция при помощи математических функций так же, как и графическая экстраполяция, базируется на допущении, что зависимости и тенденции в прошлом пе­риоде продолжаются и на будущее. В этом их слабость. Однако математические формулы подвержены более глу­бокому анализу. В них можно вносить коэффициенты, по­зволяющие приблизить составляемую экономико-матема­тическую модель к действительному процессу.

Динамика населения может описываться как линейны­ми, так и нелинейными функциями.

Линейная зависимость (или многочлен первой степе­ни) получается на основе арифметической прогрессии. Эта функция дает те же величины прогнозов, что и линейная графическая экстраполяция. Уравнение имеет вид:

,

где - число лет между базисным годом t и прогнозируемым годом,

a - численность населения в базисном году t,

b – средний годовой прирост населения в тот промежуток времени, который исследователь считает похожим на будущий.

Графически это показано на схеме 2:

 

p

 
 

 

 


 


 

Нелинейная зависимость может быть описана различ­ными формулами,

К примеру, параболическая зависимость имеет вид:

где - постоянные величины

b может быть, например темпом прироста населения за прошлый период.

При Q=0®Pt+Q = a=P.

Зависимость в форме показательной кривой может быть представлена формулой:

 

где a,b –постоянные величины;

Q -промежуток времени между базисным и прогнозируемым годом.

 

И в этом случае «b» может быть среднегодовым тем­пом прироста населения за прошлый год.

Схема 3. График изменения численности населения (нелинейная функция времени)

 

 

Наряду с вышеназванными существует множество дру­гих математических зависимостей численности населения от иных параметров. Чем больше таких коэффициентов, тем ближе описываемая формула к действительному про­цессу. Однако при этом и сложность ее составления воз­растает.

В целях приближения математических формул к дей­ствительным демографическим процессам применяют ус­ловное дробление исследуемой территории на части, для каждой из которых составляют отдельный прогноз. Этот метод носит название «метод пропорционального распре­деления». Он состоит в том, что независимо рассчитыва­ются прогнозы роста населения всей исследуемой терри­тории и каждой из ее составных частей; затем сумму про­гнозов отдельных частей сопоставляют с независимо полу­ченным прогнозом всей территории и проводят соответ­ствующую корректировку показателей.

В исследовательской практике применяется и так на­зываемый «метод потенциальной ёмкости территории». Он основан на том, что каждая из составных частей исслёдуемой территорий изучается ос6'б6 для определения площади, пригодной под жилую застройку (обеспеченность водой, газом, наличие транспортных систем, мест приложения труда и т. д.). Затем для каждой части дается прогноз возможного роста населения и их сумма принимается за прогноз возможной численности населения всей террито­рии. Для приближения полученных максимальных показа­телей потенциальной емкости территории к реальной ди­намике роста (или сокращения) населения вносятся по­правки, учитывающие сдерживающие факторы (хотя в принципе возможны и стимулирующие факторы, напри­мер: появление новостройки и т. п.).

В общем виде прогноз численности населения откры­тых территорий (то есть тех, где не регулируются мигра­ционные потоки) строится на анализе двух основных эле­ментов прироста (или убыли):

а) естественного прироста (или убыли);

б) баланса миграционных потоков.

В общем виде это выражается формулой:

 

NQ - чистый естественный прирост (убыль) за период Q;

MQ - чистый миграционный баланс за период Q;

а) Прогноз естественного прироста населения. Этот метод основан на допущении, что миграции нет. Принимаются лишь биологические факторы роста населе­ния. Этот процесс описывается формулой:

где a -ожидаемый коэффициент рождаемости за период Q

b - ожидаемый коэффициент сме6ртности за период Q

Коэффициенты aи b можно определить на основе субъективного (экспертного) изучения тенденций, наблю­давшихся за прошедшие годы, или же пользуясь выше из­ложенными методами экстраполяции.

б) Прогноз общего притока и отлива населения.

Такой метод прогноза основан на учете не только естественного прироста (убыли) населения, но и миграции. Этот процесс в общем, виде описывается формулой:

где:

a -ожидаемый коэффициент рождаемости за период Q;

b - ожидаемый коэффициент смертности за период Q;

g -ожидаемый миграционный приток населения за период Q;

d -ожидаемый миграционный отлив населения за период Q;

Второй способ более точно описывает действительный процесс.

6. Еще в начале 90-х гг. в России был отмечен поворот миграци­онного потока из городов в сельскую местность. Уже в 1991 г. в 16 регионах был зафиксирован отток населения из города в «свое» село, а в 1992 г. такое явление наблюдалось в 2/3 всех регионов. В 1998 г. в девяти регионах число прибывших из города в село было значительным и превышало обратный поток. Это: Республика Да­гестан, Краснодарский и Приморский края, Калиниградская, Нов­городская, Ростовская, Саратовская, Тамбовская и Ульяновская области. Демографы обращают внимание и на такой факт: в 1998 г. в 28 регионах пополнение численности сельского населения шло за счет городских жителей других регионов. К числу таких регионов относятся Псковская, Новгородская, Ленинградская, Тамбовская, Воронежская, Липецкая, Белгородская, Ростовская, Брянская, Ка­линиградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Ор­ловская, Пензенская, Пермская, Самарская, Саратовская, Челя­бинская, Ярославская области; Краснодарский, Ставропольский края, республики Хакасия, Татарстан, Чувашия, Удмуртия, Алтай и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (8, с. 38).

Уже отмечалось, что в ближайшие годы миграционные процес­сы претерпят существенные изменения. Рассматривая складываю­щиеся тенденции, демографы выделяют наиболее характерные (10):

— сокращение под влиянием экономического кризиса интен­сивности и географии миграционных потоков;

— уменьшение численности иммигрантов из бывших республик СССР;

— сохранение значительной доли числа беженцев и вы­нужденных переселенцев в общей структуре миграционных потоков;

— рост в России численности иностранных рабочих;

— уменьшение в общероссийском миграционном балансе при­тягательности большинства регионов Европейской части России;.

— замедление процесса возврата населения с северных и вос­точных территорий к местам прежнего жительства в запад­ных регионах РФ;

— постепенное вхождение миграции между городом и селом в нормальное русло, хотя этот процесс и сдерживался в ряде регионов страны факторами современного кризисного раз­вития.

В ноябре 1997 г. Правительство Российской Федерации приня­ло Федеральную миграционную программу на 1998—2000 гг. Это уже не первый правовой документ, посвященный проблемам миг­рации (6). Ранее были приняты законы «О беженцах», «О вынуж­денных переселенцах» и др.

Основной целью государственной миграционной политики яв­ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега­тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра­ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами государственной миграционной полити­ки являются:

— защита прав и интересов мигрантов;

— развитие системы иммиграционного контроля;

— соблюдение государственных интересов при разработке и ре­ализации миграционных программ и мероприятий;

— регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в ре­гионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

— создание условий для приема и размещения мигрантов, сти­мулирующих их активное участие в процессе адаптации к су­ществующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

— стимулирование рационального территориального распреде­ления потоков вынужденных мигрантов;

— недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к оп­ределенной социальной группе или по политическим убеж­дениям;

— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государствен­ной поддержке;

— квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;

— запрещение высылки или принудительного возвращения бе­женцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, пре­дусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

В связи с расширением сферы регулирования миграционных по­токов в Российской Федерации посредством разработки и реали­зации федеральных целевых программ эффективное проведение го­сударственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном уровне. Следует оп­ределить формы взаимодействия федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в решении проблем миграции, а также круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

С естественным и механическим движением связана числен­ность населения регионов, а также плотность населения.

Одновременно с изменением количественных демографических показателей существенные перемены наблюдаются и в качествен­ных характеристиках: физическое, психическое и социальное здо­ровье людей, интеллектуально-профессиональный потенциал об­щества, морально-нравственные критерии и нормы поведения. По индексу человеческого развития в 1993 г. Россия занимала 57 мес­то среди 174 учтенных государств, а в 1995 г. заметно утратила и эти позиции. Российская Федерация теряет и свой интеллектуальный

— постепенное вхождение миграции между городом и селом в нормальное русло, хотя этот процесс и сдерживался в ряде регионов страны факторами современного кризисного раз­вития.

В ноябре 1997 г. Правительство Российской Федерации приня­ло Федеральную миграционную программу на 1998—2000 гг. Это уже не первый правовой документ, посвященный проблемам миг­рации (6). Ранее были приняты законы «О беженцах», «О вынуж­денных переселенцах» и др.

Основной целью государственной миграционной политики яв­ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега­тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра­ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами государственной миграционной полити­ки являются:

— защита прав и интересов мигрантов;

— развитие системы иммиграционного контроля;

— соблюдение государственных интересов при разработке и ре­ализации миграционных программ и мероприятий;

— регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в ре­гионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;

— создание условий для приема и размещения мигрантов, сти­мулирующих их активное участие в процессе адаптации к су­ществующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

— стимулирование рационального территориального распреде­ления потоков вынужденных мигрантов;

— недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к оп­ределенной социальной группе или по политическим убеж­дениям;

— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государствен­ной поддержке;

— квотирование ежегодного приема беженцев и предоставления временного убежища;

— запрещение высылки или принудительного возвращения бе­женцев в страны, откуда они прибыли, кроме случаев, пре­дусмотренных законодательными актами или международными договорами Российской Федерации.

В связи с расширением сферы регулирования миграционных по­токов в Российской Федерации посредством разработки и реали­зации федеральных целевых программ эффективное проведение го­сударственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном уровне. Следует оп­ределить формы взаимодействия федеральных органов исполни­тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации в решении проблем миграции, а также круг обязанностей и степень их ответственности в работе с мигрантами.

С естественным и механическим движением связана числен­ность населения регионов, а также плотность населения.

Одновременно с изменением количественных демографических показателей существенные перемены наблюдаются и в качествен­ных характеристиках: физическое, психическое и социальное здо­ровье людей, интеллектуально-профессиональный потенциал об­щества, морально-нравственные критерии и нормы поведения. По индексу человеческого развития в 1993 г. Россия занимала 57 мес­то среди 174 учтенных государств, а в 1995 г. заметно утратила и эти позиции. Российская Федерация теряет и свой интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствует внутренняя и внешняя «утечка мозгов». Только численность исследователей-разработчиков в 1992—1996 гг. сократилась почти на 35%.

В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены основные задачи регионов в демографи­ческой сфере. Органы государственной власти субъектов Федера­ции (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на:

— противодействие тенденции ухудшения демографической си­туации, острым проявлениям депопуляции населения;

— предотвращение обнищания населения и минимизацию от­рицательных последствий безработицы, особенно в слабораз­витых регионах;

— сдерживание процесса имущественного расслоения в наибо­лее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

— регулирование размещения беженцев и вынужденных пере­селенцев в районах, располагающих для этого необходимы­ми условиями, в соответствии с федеральной и региональны­ми миграционными программами;

— регулирование миграционных процессов с учетом стратеги­ческих задач развития регионов и их геополитического по­ложения, сдерживание оттока населения из северных и вос­точных регионов страны;

— регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на тер­ритории Российской Федерации;

— осуществление мер экономического и социального характе­ра, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России (2).

Население мигрирует. Это сложный, многогранный процесс, оказывающий большое влияние на функциони­рование экономики регионов и страны в целом. Рассмот­рим его подробнее.

Прогнозы миграции населения для открытых регионов сводятся в основном к двум группам методов:

1) прогнозы на базе тенденций прошлого периода;

2) теоретические модели. Рассмотрим эти методы.

1. Прогнозы, основанные на тенденциях прошлого пе­риода.

а) Экстраполяция. Этот метод описан выше. Дадим его в концентрированном виде;

— определяются общие размеры миграции за прошлый период;

— вычерчивается кривая (или составляется формула) тенденции развития миграции;

— тенденция распространяется на будущее (возмож­но, с применением поправочных коэффициентов).

б) Методы соотношений.

Их сущность заключается в том, чтобы связать мигра­цию через постоянное или переменное соотношение с ка­ким-либо фактором роста населения.

в) Субъективные оценки.

Этот метод основан на заключениях экспертов, кото­рые по результатам исследований региональных и обще­российских процессов общественного воспроизводства составляют прогноз миграции населения. Следует заметить, что при всей своей субъективности такой метод оказыва­ется более приближенным к действительности, чем про­гнозы, основанные на математических зависимостях.

2.Теоретические модели. -

Существует целый ряд теоретических моделей мигра­ции населения. Их сущность заключается в составлении абстрактной схемы миграционных потоков, описывающей в отвлеченной (как правило, упрощенной) форме действи­тельный процесс.

Одним из основоположников теоретического моде­лирования миграций считается английский экономист XIX века Е. Г. Рейвенстейн".

На основе обработки данных переписи населения в Англии Е. Г. Рейвенстейн предложил следующую класси­фикацию мигрантов:

1) местные мигранты;

2) мигранты на короткое расстояние;

3) мигранты на большие расстояния;

4) «стадийные» мигранты (движение волнами). Е. Г. Рейвенстейн ввел различие между временными и постоянными мигрантами, между территориями, теряющи­ми и пополняемыми мигрантами, и сформулировал несколь­ко так называемых «законов миграции» для Англии-того периода. Тем не менее, они представляют некоторый ин­терес и для современной аналитической практики. Вот эти «законы Рейвенстейна»:

• Большая часть мигрантов перемещается лишь на не­большие расстояния и при этом происходит смещение на­селения в направлении крупных промышленных и торго­вых центров.

• Процесс поглощения протекает следующим образом: жители территории, непосредственно примыкающей к быстро растущему городу, стекаются в него; образующиеся при этом пустоты заполняют переселенцы из более даль­них мест — и так шаг за шагом, до тех пор, пока сила притяжения не приведет к тому; что ее влияние распрост­ранится до самых отдаленных углов. Число переселенцев, зарегистрированное в данном центре поглощения, будет расти тем медленнее, чем больше расстояние до населе­ния, из которого выходят мигранты, и пропорционально численности этого населения.

— Процесс рассеяния обретен процессу поглощения,

— Каждый крупный миграционный поток порождает компенсирующее противоречие.

— И Мигранты, перемещающиеся на большие расстояния, обычно направляются в какой-либо крупный торговый или

— промышленный центр.

— Уроженцы городов менее склонны к миграции, чем уроженцы сельских районов.

— Женщины более склонны к миграции, чем мужчи­ны.

Первые пять «законов» можно сформулировать следующим образом:

где Мij – миграционный поток, идущий из источника миграции J в место назначения I;

f(Zi) – функция от Zi, где Zi – показатель силы притяжения места назначения I;

Pi – численность населения источника миграции j;

Lij – расстояние от источника миграции j до места назначения i.

 

Следует заметить, что отмеченные английским ученым факторы миграции для Англии XIX века в. той или иной степени проявляются и в современном мире. В нашей стра­не также основная часть населения мигрирует на неболь­шие расстояния; процесс рассеяния обратен процессу по­глощения; наиболее быстро растут крупные города, для ограничения этого процесса местные власти вынуждены вводить лимитирование прописки (регистрации по месту жительства). Что касается «женского фактора» миграции, то он может быть взят для более глубокого исследования.

К числу перспективных методов теоретического моде­лирования миграционных потоков можно отнести метод, построенный на стратификации населения и расчете так называемых «коэффициентов выживаемости».

Согласно этому методу, полученное по данным перепи­си население в году t распределяют по нескольким груп­пам с учетом возраста и пола. Затем по составленным на основе многолетних наблюдений таблицам продолжитель­ности жизни вычисляют «коэффициенты выживаемости» для разных половозрастных групп населения. Далее умно­жают эти коэффициенты на численность соответствующих групп (страт) населения в году t и получают прогнозную картину в году (t+ Q). По результатам сравнения вносятся коррективы в «коэффициенты выживаемости» и на осно­ве скорректированных формул составляется теоретичес­кая модель миграции населения на действительно прогно­зируемый период.

Наряду с показанными выше методами демографичес­кого прогноза, современная управленческая наука и прак­тика оперируют целым рядом других методов расчета чис­ленности и состава населения. Это является базой для фор­мирования систем территориальной организации населе­ния как главной составляющей производительных сил тер­ритории.

В период Столыпинских реформ ив годы Советской власти в нашей стране происходило перемещение боль­ших групп населения в восточном и северном направлени­ях, что стимулировалось государством в целях производ­ственного освоения богатых природными ресурсами тер­риторий (сельское хозяйство, горнодобывающая промыш­ленность, энергетика, лесопиление и др.).

В последнее десятилетие обозначилось противополож­ное направление миграционных потоков, что требует уче­та в региональной практике размещения производств, особенно в центральных и южных экономических регионах.

Опыт показывает, что главным условием притока насе­ления является интенсивное жилищное и социально-культурное строительство.

Таблица Естественный прирост, сальдо миграции и общий прирост населения по экономическим районам Российской Федерации (на 1000 чел.)

Экономи­ Естественный прирост Сальдо миграции Общий прирост
ческие         населения
районы 1993 г. 1995 г. 1997 г. 1998г. 1999г. 1993г. 1995г. 1997 г. 1998г. 1999 г 1993г. 1995г. 1997г. 1998г. 1999г.
Северный -4,5 -5,5 -3,9 -3,4 -5,5 -6,2 -4,3 -5,2 -5,5 -5,9 -10,7 -9,8 -9,1 -8,9 -11,4
Северо-                                                            
Западный -10,9 -10,1 -7,9 -8,1 -10,3 0,9 5,0 3,5 4,2 2,9 -10,0 -5,1 -4,4 -3,9 -7,4
Центральный -9,0 -9,6 -8,5 -8,4 -9,9 3,8 5,6 4,7 4,6 3,8 -5,3 -4,0 -3,8 -3,8 -6,1
Волго-                                                            
Вятский -5,7 -7,2 -6,6 -6,2 -7,8 3,1 3,7 2,4 2,2 1,7 -2,6 -3,5 -4,2 -4,0 -6,1
Центрально­                                                            
черноземный -7,4 -7,8 -8,2 -8,0 -9,5 11,7 7,9 4,9 4,7 4,3 4,3 0,1 -3,3 -3,3 -5,2
Поволжский -3,6 -4,8 -4,9 -4,8 -6,2 7,8 6,2 4,0 3,6 2,4 4,2 1,4 -0,9 -1,2 -4,0
Северо-                                                            
Кавказский -1,7 -1,6 -2,1 -2,0 -3,1 8,2 4,9 2,1 1,5 1,5 6,5 3,3 0,0 -0,5 -1,6
Уральский -4,0 -5,0 -4,0 -3,4 -5,2 2,0 3,6 3,3 2,6 1,8 -2,0 -1,4 -0,7 -0,8 -3,4
Западно-                                                            
Сибирский -3,4 -4,1 -3,5 -2,6 -3,8 1,7 3,3 4,3 2,2 -0,4 -1,7 -0,8 0,8 -0,4 -4,2
Восточно-                                                            
Сибирский -2,0 -2,7 -2,4 -2,0 -4,0 -2,5 0,4 -2,4 -2,3 -2,5 -4,5 -2,3 -4,8 -4,3 -6,5
Дальне­                                                            
восточный -1,3 -2,4 -2,1 -1,6 -3,1 -12,9 -13,6 -9,4 -10,0 -8,7 -14,2 -16,0 -11,5 -11,6 -11,8
Калининград­                                                            
ская область -4,6 -5,0 -5,5 -5,3 -6,8 12,2 11,3 13,8 13,7 3,8 7,6 6,3 8,3 8,4 -3,0
Российская                                                            
Федерация -5,1 --5,7 -5,2 -4,8 6,4 2,9 3,4 2,4 1,9 1,1 -2,2 -2,3 -2,8 -2,9 -5,3

 

 

и Дальневосточном районах. Здесь вследствие наложения отрицательного естест­венного прироста и отрицательного сальдо миграции ежегодное снижение численности населения составляло от 8 до 21 чел. на 1000.

Сальдо миграции населения по экономическим районам Российской Федерации (тыс. чел.)

    1993 г. 1994г. 1995 г. 1996 г.
Российская Федерация                
(внешняя миграция)        
Межрайонная чистая миграция*        
Экономические районы                
Северный -37 -41 -25 -22
Северо-Западный        
Центральный        
Волго-Вятский        
Центрально-Черноземный        
Поволжский        
Северо-Кавказский        
Уральский        
Западно-Сибирский        
Восточно-Сибирский -23 -7   -8
Дальневосточный -101 -148 -103 -65
Калининградская область        

 

* Сумма сальдо с отрицательным знаком.

В целом демографические тенденции 1990-х гг. усилили неравномерность размещения населения. Доля азиатской части уменьшилась с 21,8 до 21,4% (абсолютно — на 1,2 млн. чел.), а азиатской части вместе с европейским Севе­ром — с 26,0 до 25,2% (абсолютно — на 1,7 млн. чел.) Впервые в истории России наблюдается процесс стягивания населения с Севера и Востока к наиболее заселенному европейскому ядру.

 

4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

Развитие науки и практики в области размещения производитель­ных сил требует все более глубокого изучения важнейших категорий — объективных закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил на базе диалектического мировоззрения. Одна­ко в нашей экономической литературе этим методическим проблемам еще не уделяется должного внимания. Более того, встречается непра­вильное понимание сущности этих важнейших категорий, их соотно­шения, как наиболее общих понятий в науке о размещении произво­дительных сил. Их нередко смешивают. Это затрудняет разработку те­оретических и методологических проблем в этой области экономичес­кой науки.

Если закономерности выражают объективную реальность в разме­щении общественного производства, то принципы являются отраже­нием этих закономерностей в хозяйственной политике государства.

С научной и практической точки зрения важно не только правиль­но различать закономерности размещения производительных сил и их принципы. Очень важно также правильно понимать их соотношение. Исходными должны быть объективные закономерности, т. е. сущест­вующие независимо от нашего сознания объективно необходимые вза­имосвязи и взаимообусловленность в размещении предприятий, отрас­лей народного хозяйства и устойчивом развитии экономических райо­нов, в рациональных связях между ними.

Современное состояние научных исследований позволяет сформу­лировать общие закономерности размещения и территориального раз­вития общественного производства.

1. Неразрывная связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов.

2. Развитие экономических районов, обеспечивающее рациональное использование производственных фондов, природных и трудовых ресур­сов в целях повышения производительности общественного труда.

3. Научно обоснованная специализация экономических районов на основе общественного разделения труда.

4. Комплексное и пропорциональное развитие хозяйства в эконо­мических районах в сочетании с их рациональной специализацией.

5. Рациональная специализация межрайонных экономических связей.

Наиболее общей закономерностью развития экономических районов является неразрывная связь этого развития с территориаль­ным размещением и уровнем производства и потребления, материаль­ных благ.

Ни одна отрасль промышленности и сельского хозяйства, ни одно предприятие не может развиваться с достаточной экономической эф­фективностью, не размещаясь в таком районе или пункте страны, где имеются для них наиболее благоприятные условия. Но, будучи размещенным, в том или ином экономическом районе, предприятие данной отрасли путем комбинирования и кооперирования связывается с пред­приятиями других отраслей этого же экономического района. Взаимо­связи между народным хозяйством страны и ее экономическими райо­нами выражают пропорции между целым и частями и зависят от уров­ня развития производительных сил.

В развитии производительных сил всех стран мира большую роль играет общественное разделение труда в различных его формах, в том числе территориальное разделение труда. Общественное разделение труда неразрывно связано с уровнем производства материальных благ. Уровень развития производительных сил любого государства обнару­живается нагляднее всего в том, в какой степени развито у него разде­ление труда. Формирование мирового рынка приводит к расширению экономических связей между странами и всесторонней их зависимос­ти друг от друга. Это неизбежно ведет к развитию территориального разделения труда.

Территориальное разделение труда является одной из важнейших форм общественного разделения труда и представляет собой специа­лизацию различных районов страны на той или иной отрасли промы­шленного или сельскохозяйственного производства или одновремен­но на ряде отраслей.

Среди основных факторов большое значение для территориального разделения труда имеет дифференцированность природных условий, географическое распределение природных ресурсов, численность и плотность населения, его трудовой опыт, экономико-географическое положение страны и отдельных ее частей. Территориальное разделе­ние труда непрерывно развивается, в результате образуются новые рай­оны, в которых рабочее население специализируется на определенные видах производства.

Каждый экономический район отличается не только своей специ­ализацией в общероссийском масштабе, но и отраслевой структурой хозяйства, пропорциями между отраслями промышленности и сельско­го хозяйства. Нарушение необходимых при данном уровне развития производительных сил пропорций между отраслями хозяйства в дан­ном экономическом районе замедляет его развитие и вызывает нера­циональные межрайонные перевозки сырья, топлива и готовой про­дукции по всей стране. Пропорциональное развитие экономические районов должно предусматривать эти особенности.

В развитии территориального разделения труда наблюдается объ­ективная закономерность. По мере повышения уровня развития про­изводительных сил растет число экономических районов, производя­щих одноименную продукцию, и удельный вес старых районов в про­изводстве этой продукции, как правило, понижается при непрерывном росте ее объема.

Когда речь идет о роли природных ресурсов и природных усло­вий в развитии территориального разделения труда, необходимо иметь в виду две особенности. Одна из них состоит в том, что ряд природ­ных ресурсов имеется не повсеместно, а в ограниченном числе райо­нов (алмазы, никель, медь). Вторая заключается в том, что целый ряд природных ресурсов имеется во многих районах, но наиболее эффек­тивно разрабатывать эти ресурсы можно в небольшом числе районов.

Многие отрасли добывающей промышленности могут развивать­ся лишь в тех районах, где имеются достаточно крупные запасы соот­ветствующих природных ресурсов, доступных для их хозяйственного использования при современном уровне развития производительных сил, транспорта и т. д. Например, громадный Тунгусский угольный бас­сейн пока еще не используется из-за недоступности его для освоения в силу транспортно-географического положения и суровых климатичес­ких условий;

Большие природно-экономические различия имеются в развитии различных отраслей сельского хозяйства. Примером может служить выращивание сахарной свеклы и подсолнечника, для которых наибо­лее благоприятные условия сложились в Центрально-Черноземном, Северо-Кавказском и Поволжском районах.

Наряду с природными ресурсами и условиями необходимо учиты­вать исторически сложившуюся специализацию ряда экономических районов России. Так, старые промышленные районы (Центральный, Северо-Западный, Уральский и др.) располагают большими производ­ственными фондами текстильной промышленности, машиностроения, высококвалифицированными кадрами. Все это неизбежно вызывает необходимость экономического сотрудничества экономических райо­нов, взаимного обмена соответствующими продуктами промышленно­сти и сельского хозяйства.

Территориальное разделение труда оказывает большое влияние на уровень производительности труда, особенно в добывающих отраслях, где различия в природных условиях и ресурсах проявляются в наиболь­шей степени.

Возможности повышения производительности труда путем лучше­го использования благоприятных природных и экономических усло­вий в различных экономических районах возрастают с уровнем разви­тия научно-технического прогресса.

Комплексное развитие экономических районов России — опти­мальное при данном уровне развития производительных сил сочета­ние отраслей хозяйства и взаимосвязанных предприятий в экономиче­ских районах с целью повышения производительности общественного труда путем наиболее рационального использования природных и тру­довых ресурсов, производственных мощностей предприятий и транс­портных средств. Комплексное развитие хозяйства экономических рай­онов неразрывно связано с его научно обоснованной специализацией.

Проблемы комплексности и пропорциональности развития хозяй­ства в экономических районах имеют первосте ценное значение для раз­вития и размещения производительных сил не только в России, но и в других развитых странах, и чем выше уровень развития производитель­ных сил, тем актуальнее и сложнее становятся эти проблемы.

Важность проблемы отмечалась впервые в плане ГОЭЛРО. В нем подчеркивалось первостепенное значение рационального сочетания от­раслей производства по районам для наиболее полного и всестороннего использования имеющихся в стране средств производства и трудовых ре­сурсов. Было обращено внимание также и на то, что отдельные элементы и отрасли хозяйства не представляют собой определенных величин, значение их меняется в зависимости от того, в каком сочетании нахо­дятся эти элементы и отрасли. Следовательно, вопросы правильного сочетания отраслей и предприятий, в экономических районах выдвига­лись, как важные задачи хозяйственного развития России.

Вопросы методологии и методики исследования районно-комплексных проблем изучались советской, а затем, начиная с 90-х гг., рос­сийской экономической наукой. Однако уровень и масштабы этих ис­следований не отвечают современным требованиям. Особенно отстает разработка экономико-математических методов применительно к за­дачам дальнейшего усиления комплексности хозяйства экономических районов разного типа.

По мере повышения уровня развития производительных сил, на­учно-технического прогресса, появления новых источников сырья и связанных с ними сдвигов в размещении производства изменяются и территориальные пропорции в народном хозяйстве страны.

В экономической литературе до 70-х гг. порой слишком узко пред­ставлялись вопросы пропорциональности, нередко они сводились к пропорциям между отраслями только в масштабе всей страны. Но это только одна сторона расширенного воспроизводства. В условиях гро­мадной территории России с неповторимым разнообразием природ­ных и экономических условий жизненно важное значение имеют тер­риториальные пропорции между республиками и экономическими рай­онами, а также внутри них.

Наряду с межрайонными пропорциями актуальное значение име­ют и внутрирайонные пропорции. Они своеобразно проявляются в раз витии экономических районов. Это обусловлено тем, что экономичес­кие районы имеют свою специфику в природных условиях и в природ­ных ресурсах, в специализации производства, в экономико-географи­ческом положении, в транспортных условиях, в численности и плот­ности населения. Структура производства экономических районов от­нюдь не повторяет структуру производства страны в целом, а имеет свои особенности, определяемые, в первую очередь, территориальным, меж­районным разделением труда.

В каждом комплексе выделяются три группы отраслей производ­ства. Ведущая роль принадлежит отраслям промышленности и сель­ского хозяйства, на которых экономические районы специализируют­ся в общероссийском масштабе.

На основе наиболее благоприятных экономических и природных условий данного экономического района в этих отраслях достигается более высокая производительность труда при одинаковом уровне на­учно-технического прогресса с другими районами.

Отрасли специализации, как правило, определяют уровень разви­тия производительных сил экономического района, структуру его хо­зяйства и занятость населения. В прямой зависимости от отраслей спе­циализации находится группа сопряженных с ними отраслей произ­водства. Разумеется, это не означает, что в каждом экономическом рай­оне должен быть представлен весь круг отраслей, необходимых для раз­вития первой группы, особенно для таких отраслей, как автостроение, тракторостроение, электронная, приборостроительная промышлен­ность и робототехника, где рационально межрайонное кооперирова­ние. К следующей группе относятся обслуживающие отрасли, которые производят продукцию местного потребления, используя в основном внутрирайонные ресурсы.

Все три группы отраслей производства взаимосвязаны в хозяйст­венных комплексах экономических районов, и их соотношение изменяется в зависимости от уровня развития производительных сил. Каж­дому уровню развития присущи свои оптимальные пропорции между этими группами отраслей. Появление диспропорций между ними ве­дет к потерям, к замедлению темпов развития хозяйства, к недостаточ­ному использованию трудовых ресурсов в экономических районах.

Научная обоснованность рационального размещения производи­тельных сил, экономического районирования страны, вплоть до рай­онного планирования, районирования производства и потребления ма­териальных благ имеет первостепенное значение для определения оп­тимальных территориальных народнохозяйственных пропорций.

Следовательно, такие важные вопросы расширенного воспроиз­водства, как правильные пропорции в народном хозяйстве страны, про­порции между отраслями производства, между производством и потреблением, могут правильно решаться при одном непременном условии:

эти пропорции должны рассматриваться не только в общероссийском масштабе (по отраслям), но и в разрезе экономических районов и рес­публик, т. е. при правильном сочетании отраслевого и районного ас­пектов развития народного хозяйства.

В ходе развития производительных сил усиливаются межрайонные экономические связи. Разделение труда приводит к росту экономичес­кого потенциала отдельных экономических районов. Например, если в 1970 г. Западно-Сибирский экономический район производил 6,5% промышленной продукции России, то в 1995 г. — 15 %.

Следует отметить, что существуют большие различия в развитии производительных сил Западной (Европейской) и Восточной (Запад­ная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) экономических зон.

Западная зона сосредоточивает 80% обрабатывающей промышлен­ности, а Восточная зона - 63% добывающей промышленности. В За­падной зоне находятся крупнейшие научно-технические центры.

Отсюда следует, что в европейской части России имеются благо­приятные условия для расширения промышленного производства на действующих предприятиях путем их технического перевооружения и увеличения их производственных мощностей. Выпуск продукции мо­жет быть увеличен при минимальных капитальных вложениях. Суще­ствующая специализация экономических районов Европейской зоны не претерпит значительных изменений. Роль этой зоны должна повы­шаться за счет преимущественного развития машиностроения, атом­ной энергетики и других отраслей промышленности, которые опреде­ляют технический прогресс во всем народном хозяйстве России.

Рост производства европейских районов должен происходить ис­ключительно за счет повышения производительности труда и при от­носительном сокращении потребления ресурсов топлива, электроэнер­гии, сырья, материалов и воды. Не следует допускать размещение но­вых и расширение действующих энерго- и водоемких производств. Новые предприятия здесь нужно создавать лишь в целях осуществле­ния прогрессивных структурных сдвигов и для ликвидации существен­ных диспропорций. Это дает возможность стабилизировать напряжен­ный топливно-энергетический баланс. В настоящее время из Восточ­ной зоны в европейскую часть ежегодно поставляется почти 1 млрд т у. т.

В последнее время (и в перспективе) усиливается влияние Восточ­ной зоны на экономическое и социальное развитие страны в результа­те использования угольных, нефтяных, газовых, лесных и других ре­сурсов, а также преимущественного развития энергоемких и водоем­ких производств обрабатывающей промышленности.

В Восточной зоне особое внимание необходимо обратить на раз­мещение машиностроения. Межрайонные экономические связи машиностроительной промышленности восточных районов вскрывают дис­пропорцию в ее размещении. Межрайонные связи Сибири и Дальнего Востока имеют свои особенности. Если для Европейской зоны присущ обмен грузами в основном внутри своей зоны, то для восточных райо­нов, наоборот, характерен обмен главным образом с районами другой зоны. Так, например, в общем вывозе продукции машиностроения ев­ропейских районов поставки за пределы своей зоны составляют 18%, а ввоз из другой зоны — 25% суммарного ввоза.

В Восточной зоне вследствие узкой специализации машинострои­тельных предприятий, имеющих общероссийское значение, а также значительного несоответствия номенклатуры выпускаемых машин и оборудования профилю хозяйства зоны только 25% машиностроитель­ной продукции потребляется внутри Восточной зоны, а 75% вывозится за ее пределы, в том числе 72% в Европейскую зону (3% в Казахстан и Среднюю Азию). С другой стороны, из-за узости специализации про­изводства, недостаточной его комплектации, неравномерности в раз­витии отдельных отраслей непрерывно растет поток машин и оборудо­вания на восток из западных районов страны, за счет которых ежегод­но покрывается 73% их суммарной потребности.

Незначительное использование машиностроительной продукции для удовлетворения местных потребностей означает, что эта отрасль слабо участвует в повышении уровня комплексности своего хозяйства.

По большинству отраслей машиностроительного комплекса потреб­ности востока страны за счет местного производства удовлетворяются не более чем на 20%. Исключение составляют горнорудное и горно-шахтное оборудование, сельскохозяйственное, энергетическое и электротехни­ческое машиностроение, удельный вес продукции собственного про­изводства которых в общем, объеме потребления составляет 27 - 52%.

Рассматривая вопрос о разделении труда между районами, необ­ходимо подчеркнуть значение систематического улучшения структуры хозяйства внутри республик и районов. Процесс этого улучшения дол­жен быть непрерывен и хорошо сбалансирован. Оптимальная структу­ра пропорций между отраслями производства в том или ином районе позволяет сформировать эффективный российский рынок и исключить нерациональные транспортные расходы.

Необходимость строгого соблюдения пропорциональности в раз­витии хозяйства и заблаговременного предотвращения хозяйственных диспропорций имеет самое непосредственное отношение и к сбалан­сированному развитию экономических районов. Оптимальные пропор­ции в народном хозяйстве всей страны невозможны без рациональных пропорций в экономических районах.

Если закономерности выражают объективную реальность в об­ласти размещения общественного производства, то принципы являются отражением закономерностей в экономической политике госу­дарства.

Принципы размещения производства должны способствовать про­порциональному размещению производительных сил, углублению раз­деления труда между районами, их комплексному развитию и установ­лению рациональных межрайонных связей.

Исходя из объективных закономерностей и общих задач размеще­ния производства следует выделить следующие общие принципы:

приближение производства к источникам сырья, топлива, энер­гии и к районам потребления продукции;

первоочередное освоение и комплексное использование наибо­лее эффективных видов природных ресурсов;

эффективное размещение производительных сил по территории страны;

реализация преимуществ и экономических выгод международ­ного разделения труда в развитии и размещении производитель­ных сил.

Одним из принципов размещения производительных сил является тяготение, особенно промышленного производства, к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Этот принцип приобретает особое значение на стадии формирования рыночных отношений.

Когда речь идет о принципе приближения к источникам сырья, необходимо учитывать, что концентрация промышленности и увели­чение размеров предприятий требуют наличия крупных источников сырья и топлива, чтобы обеспечить потребности этих предприятий на весь амортизационный период. При этом добыча сырья и топлива и доставка их потребителям должны бить эффективны (осуществлены с наименьшими издержками).

Немаловажную роль играет принцип первоочередного освоения и комплексного использования эффективных видов природных ресур­сов за счет освоения новых территорий. Это вызвано усилением нерав­номерности территориального распределения ресурсов и усложнени­ем горно-геологических и экономико-географических условий их раз­ведки и эксплуатации в некоторых горнодобывающих центрах. Имею­щиеся запасы крупных и мелких месторождений полезных ископаемых во многих освоенных районах истощаются, поэтому в хозяйственный оборот все больше вовлекаются ресурсы Севера.

Однако тяжелые природно-климатические условия, недостаток рабочей силы, относительно низкий уровень развития тяжелого транс­порта серьезно усложняют и удорожают освоение региона. В значитель­ной мере из-за этого обозначилось разное возрастание в стране затрат на поиски, разведку, освоение и транспортировку сырья, охрану окру­жающей среды.

Но в пределах северной зоны, занимающей более половины пло­щади страны, сосредоточены различные запасы разнообразных есте­ственных ресурсов, и экономически обоснованное вовлечение их в хо­зяйственный оборот является важнейшим условием устойчивого и ди­намического развития ведущих отраслей промышленности. На первое место выдвигаются ресурсы, добыча которых в требуемом количестве не может быть обеспечена в других районах. Это прежде всего нефть и газ, цветные, редкие и драгоценные металлы.

На Севере находятся крупные прогнозные и изученные запасы газа и нефти. Общая перспективная площадь по этим высокоэкономичным видам топлива в Западно-Сибирской и Тимано-Печорской провинци­ях составляет соответственно 1,5 и 0,6 млн кв. км. Выявлены значи­тельные прогнозные запасы газа на западе Якутии, нефти и газа на тер­ритории Таймырского, Эвенкийского и Чукотского автономных окру­гов, шельфовых зонах морей Северного Ледовитого океана. На Севере расположены крупнейшие угольные бассейны: Тунгусский, Ленский, Южно-Якутский и Печорский. Геологические запасы угля превышают ресурсы всех других угольных бассейнов страны.

Богат Север цветными и благородными металлами, редкими эле­ментами. На его долю приходится большая часть учтенных запасов ни­келя, меди и олова, значительные запасы апатито-нифеменовых руд, бокситов, железных руд, золота и других видов полезных ископаемых.

Огромные лесные ресурсы Севера составляют более 40% всех за­пасов эксплуатационного лесного фонда России. Подавляющая их часть состоит из хвойных пород. На территорию региона приходится свыше 80% запасов пресной воды, а также основная часть потенциальных гидроэнергоресурсов многоводных северных рек. Перспективны возмож­ности крупномасштабного использования энергии нетрадиционных источников — ветра, морских приливов. Значительны запасы рыбы, морского и пушного зверя.

Однако эксплуатация природных богатств на Севере происходит в экстремальных условиях, проявляющихся в суровом климате, низкой заселенности и слабой хозяйственной освоенности зоны, неразвитой транспортной системе, территориальной разобщенности формирую­щихся промышленных очагов. Характерными природными особенно­стями Севера являются низкие температуры воздуха, продолжитель­ность зимнего периода до 300 дней, распространение вечной мерзло­ты, часто повторяющиеся ветры, усугубляющие жесткость климата.

Влияние суровых природных условий определяет увеличение тру­довых затрат и повышенные расходы на жизнеобеспечение человека в сравнении со среднеширотными регионами, что в совокупности вы­зывает необходимость заинтересовать работников более высокими став­ками заработной платы (почти в 3 раза выше). Природные условия за­трудняют и удорожают все виды работ на открытом воздухе (по промы­шленным сооружениям в 4 — 7 раз, строительству наземных транспорт­ных путей в 3 — 5 раз и т. д.), требуют специальных машин и техничес­ких средств. Необходимы значительные дополнительные затраты на со­хранение экологического равновесия в связи с неустойчивостью при­родной среды.

Однако, несмотря на все трудности, использование природных ресурсов Севера расширяется. Решающими условиями являются круп­номасштабный характер богатств, высокое содержание полезного ве­щества в рудах, уникальность отдельных видов сырья при отсутствии альтернативы их добычи в освоенных районах. Несмотря на действие удорожающих факторов, это обеспечивает высокую эффективность во­влечения сырьевых ресурсов региона в народнохозяйственный оборот.

Любой этап развития теории и практики в области производитель­ных сил характеризуется повышенным вниманием к вопросам эффек­тивности, к экономическому обоснованию выбора районов и пунктов для новых предприятий в качестве объектов для расширения и рекон­струкции, к установлению территориальных пропорций и межрайон­ных связей, к обоснованию комплексного развития районов и форми­рования территориально-производственных комплексов и промышлен­ных узлов.

Повышенное внимание ко всем этим вопросам явилось закономер­ным результатом ряда объективных обстоятельств. При нормальном экономическом развитии России усилится значимость интенсивных факторов. Поэтому должны быть мобилизованы все возможности по­вышения эффективности. Главными задачами повышения эффектив­ности являются: мобилизация всех резервов роста общественного тру­да; рациональная территориальная организация производства; эконо­мически эффективное размещение производительных




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.