Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Особенности организации и проведения водных путешествий 1-2 категории сложности




Под понятием “водный туризм” подразумеваются походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристских безмоторных судах. Имеются в виду активные путешествия по воде с затратами собственных физических усилий туристов, даже в том случае, когда они совершают походы с бри­гадой сопровождения.

Водный туризм доступен каждому здоровому человеку независимо от возраста, поэтому к началу 90-х он был одним из самых массовых видов отечественного туризма. В 80-е годы ежегодно на территории СССР в спортивных походах участвовало 175-200 тыс. туристов, из них в водных походах — около 30 % (44, 3).

Основной водной поверхностью, по которой совершаются туристские путешествия, являются реки.

Реки Казахстана разделены между следующими бассейнами:

1) бассейн Северного Ледовитого океана. К нему относится Иртыш с притоками Ишим и Тобол. Сюда же относятся Уба, Ульба, Бухтарма, Ку — чум и другие притоки Иртыша, берущие начало на Алтае, а также реки, не достигающие Иртыша; Селеты, Шидерты, Уленты и др.

2) бассейн Каспийского моря включает реки Урал с притоками, Эмбу, Сагиз, Уил, Б. и М. Узень и многие небольшие речки.

3) бассейн Аральского моря включает реки Сыр-Дарью, впадающую в Аральское море, и её приток Арысь. К востоку и северу от Аральского мо­ря лежит ряд озёр, куда впадает немало рек, среди которых наиболее зна­чительны Чу, Сарысу, Тургай и Иргиз.

4) бассейн Валхаш-Алакольской группы озёр включает реки Восточ­ного Казахстана: Или, Каратал, Лепсы, Асу. Они берут начало в Централь­ном и Северном Тянь-Шане и Джунгарском Алатау.

5) небольшие бассейны озёр Тенгиз и Карасор охватывают часть рек Центрального Казахстана. К озеру Тенгиз относятся реки Кок, Нура со своими притоками, к озеру Карасор — небольшая река Талды и несколько мелких речек.

Крупных рек в Казахстане мало. Так, длиной более 1000 км их всего семь — Иртыш, Сырдарья, Урал, Ишим, Тобол, Или и Чу. Девять рек имеют длину от 500 до 1000 км — Сарысу, Нура, Тургай, Эмба, Сагиз, Или, Большой Узень, Иргиз и Уил. Большинство рек принадлежит к внут­ренним замкнутым бассейнам.

Подавляющее большинство рек Казахстана, по которым можно пла­вать на туристских судах, протекают по высокогорным районам Тянь — Шаня, Алтая и Джунгарского Алатау. Именно водные походы по горным рекам особенно привлекательны для туристов. Приблизительно в 400 км на север от Алматы располагается массив Джунгарский Алатау высотой около 4400 м, по вершинам которого проходит граница Казахстана с Кита­ем. Казахстанская часть хребта расчленена ущельями нескольких рек, те­кущих на север.

Наиболее интересны реки Каратал с притоками Лепсы, Койсу, Тентек, которые классифицируются 4-6 категорией сложности для катамарана. Режим рек характеризуется высоким весенним половодьем (май-июнь) и низкой летней меженью. Реки Каратал, Аксу, Лепсы впадают в озеро Бал­хаш, более мелкие реки разбираются на орошение или теряются в пустыне (375,48-49).

По горным рекам Лепсы и Тентек, а также по озеру Алаколь можно организовать водные походы 1-2 категории сложности на плотах, байдар­ках или надувных лодках.

Оптимальное время сплава по рекам Джунгарии — май-июнь.

На юго-востоке Западной Сибири расположен Горный Алтай с при­мыкающими к нему с севера Горной Шорией и Кузнецким Алатау. Оледе­нение района, особенно в казахстанской части, небольшое, но такие реки, как Катунь, Чуя, Аргут имеют до 10 % ледникового питания. Рыбы в реках мало.

Реки Алтая по режиму относятся к алтайскому типу. Они питаются, главным образом, талыми снеговыми водами и летними дождями. Харак­терны незначительный сток зимой, длительное весенне-летнее половодье и высокий уровень воды в реках летом, поддерживаемый таянием ледни­ков в Центральном и Южном Алтае.

Основные сплавные реки района: Катунь, Чуя, Аргут, Башкаус, Бия.

На южном Алтае пройдены притоки Иртыша Бухтарма с притоками Берель и Белая; Каракаба, Кальджир, Курчум, в Рудном Алтае — притоки Иртыша Ульба и Уба. Из этих рек более просты Бухтарма, Уба и Ульба, которые оцениваются третьей категорией сложности для катамарана (44, 50).

Восточный и Юго-Восточный Алтай, благодаря значительному рас­членению рельефа и наличию бурных рек, также является привлекатель­ным для проведения водных путешествий районом (от 2 до 5 категории сложности).

На юг Алтая, т.е. в казахстанскую его часть, можно добраться через г. Усть-Каменогорск, откуда идёт автодорога на Катон-Карагай-Урьить — Берель-Рахмановские ключи.

Горные реки Северного Тянь-Шаня имеют значительные естествен­ные препятствия, и водные походы 1-2 категории сложности здесь не ор­ганизуются. Исключение составляет пограничная между Джунгарией и Северным Тянь-Шанем река Или. Сплав на плотах от урочища Тамгалы — Тас до пос. Баканас по маршру ту 1-й к.с. является традиционным для жи­телей и гостей столицы Казахстана.

Оптимальными сроками проведения активных водных путешествий по Алтаю является период с 15 мая по 30 сентября; по Тянь-Шаню — с 20 августа по 31 октября; по Восточному Казахстану — с 15 апреля до 31 ок­тября (261, 146).

Водные походы 1-2 категории сложности предпочтительно организо­вывать по Сырдарье, Иртышу, Ишиму, Уралу, Или.

Иртыш — одна из крупнейших и полноводных рек Казахстана, протя­жённость — 4300км, площадь бассейна — 1643 тысяч м2. Сток зарегулиро­ван водохранилищами. Река замерзает в низовьях в начале ноября, а в вер­ховьях — в конце ноября, вскрывается в апреле. Весенний ледоход продол­жается 5-8 дней. На всём протяжении Иртыш судоходен.

Водный путь между городами Серебрянском и Усть-Каменогорском пролегает по живописным местам, где растут сосны, пихты, берёзы и ивы, встречаются обширные заросли малины и смородины. Ниже Усть — Каменогорска горы отступают от реки, и она несёт свои воды по долине. Ширина Иртыша в этой части достигает 200-450м, появляются мели, пере­каты и наносные острова. Крупнейшим речным портом на Иртыше явля­ется г. Павлодар, основанный в 1720 году.

По Иртышу можно совершать водные путешествия 1 категории слож­ности. Одно из них (протяженностью 151км) начинается от Усть — Каменогорска и заканчивается у села Пролетарка. Продолжительность сплава — 7-8 дней. Плавсредства: лодки, байдарки, плоты. Подробное опи­сание этого и других водных маршрутов по Казахстану можно найти в книге Л.Б.Стесина и С.Н.Мальцева “Голубые дороги” (Алма-Ата, 1983).

Ульба является правым притоком Иртыша, впадает в него в районе Усть-Каменогорска. Её длина составляет около 100км, площадь бассейна — 5091ма. Замерзает в ноябре — декабре, вскрывается в апреле. Весной и первую половину лета по Ульбе ведётся сплав леса. По этой реке можно совершить водное путешествие 2-й категории сложности (90-100км). Про­должительность сплава — 4-5 дней. Сезонность — май — август. Исходный пункт маршрута — станция Гишинка, до которой можно доехать по желез­ной дороге из Усть-Каменогорска (195, 23).

Каратал — вторая по величине река в Балхашском бассейне после Или. Протекает в Талды-Курганской области. До впадения притока Ушта — рак называется Нуртайозек. Её истоки расположены в ледниках Джунга­рии, длина реки — 390 км, площадь бассейна — 19,1 тысяч км2. На Каратале и его притоках расположены города Талды-Курган, Уштобе, Кировский, Текели, Карабулак.

По реке Каратал возможна организация водных маршрутов 2-й кате­гории сложности. Протяжённость сплава — 200-250 км, продолжительность

- 10-12 дней. Сезонность — апрель-сентябрь. Сплав можно начать от посел­ка Рудничного, до которого можно доехать на автомашине от Талды — Кургана.

Казахстан обладает не только огромной речной и озерной сетью, по­зволяющей прокладывать водные маршруты любой сложности. Несмотря на спад производства, казахстанские умельцы могут изготавливать отлич­ные плавсредства даже для кругосветных водных походов.

Так, в 1993 г. легендарный яхтсмен Евгений Гвоздев на небольшой яхте “Лена”, построенной актауской фирмой “Совмаркет”, отошёл от ка­захстанского берега в беспрецедентную морскую кругосветку. Через три года путешествие было успешно завершено, и 60-летний капитан сел пи­сать о нём книгу.

Наиболее распространенными естественными препятствиями в вод­ных походах 1-2 категории сложности являются песчаные мели, перекаты, быстрины, отдельные камни, топляки, береговые заросли, завалы, прижи­мы, пороги.

Для легких туристских судов мели и перекаты серьёзной опасности не представляют. Эти препятствия проходят по наиболее глубокому месту, которое определяется по темному цвету воды и большей (чем в других местах) скорости воды.

Быстрины представляют некоторую опасность при поворотах. Если заранее не вывести плавсредство на середину потока, то оно может по­пасть в линию вогнутого берега, а это вызовет ненужную остановку дви­жения или даже повреждение судна.

Топляки (затонувшие деревья, часто поставленные течением почти вертикально) и одинцы (отдельные камни) нередко встречаются на малых и средних реках. Если они находятся под водой, то их можно обнаружить по кругам на воде или бурунам ниже препятствия.

Береговые заросли, т.е. нависшие над водой кусты, подмытые дере­вья могут служить причиной такого опасного явления, как оверкиль тури­стского судна.

Оверкилем (голл.) называется переворот судна вверх килем (дни­щем). Основная причина оверкиля — недостаточная поперечная или про­дольная устойчивость судна, не соответствующая сложным условиям пла­вания в порогах, сливах, стоячих волнах и т.п. Перевернувшееся судно следует как можно быстрее вернуть в нормальное положение — поставить на ровный киль (390, 79). Поэтому, особенно на горных реках, следует держать судно подальше от вогнутого берега с нависающей растительно­стью.

Прижимом называется нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит ло­кальное повышение её уровня с характерными для порога сильными по­верхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбро­сить (не допустить прижатия к берегу) лёгкое судно с малой осадкой, за­тянутое в порог. Если прижимный берег имеет отрицательный угол накло­на или подводные “карманы”, то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие прижимы наиболее опасны — их трудно обнаружить, а затягивающее действие их очень велико.

Родственным прижиму препятствием является завал_ — скопление раз­личных предметов, главным образом, стволов деревьев в русле реки. На малых реках, а также в сильно суженных местах русла завалы могут суще­ствовать годами. Завал опасен подсосом воды, который может привести к перевороту туристского судна (390, 98).

Завалы образуются в тех местах, где упавшие деревья полностью или частично перегораживают реку. Если своевременно не остановить судно и не обнести его по берегу, то оно может быть затянуто под завал и повреж­дено.

Порог — это участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется, как правило, в местах пересечения рекой скальных гряд, выходов трудноразмываемых горных пород, скоплений валунов, обломков скал и т.п.

Несложные пороги встречаются уже на водных маршрутах 2-3 к.с. Характерными элементами порогов являются водосливы, которые в зави­симости от угла падения воды — больше 45°, около 45° или меньше 45° — подразделяются соответственно на водопады, водоскаты и просто сливы (390, 97).

К наиболее распространенным искусственным препятствиям в вод­ных походах относятся мосты, паромы, рыболовные сооружения, плоти­ны, молевой сплав.

На небольших реках мосты проходят под наиболее высоким проле­том. Предварительно надо убедиться, что перед мостом нет старых устоев, топляков, спиленных свай и других подводных и надводных препятствий. Следует помнить, что в пролетах течение заметно убыстряется. Подходить к мосту надо с малой скоростью, взяв заранее точное направление. Особо осторожно надо проходить под мостами, пересекающими реки под остры­ми углами, — вероятность навала на устой здесь наибольшая.

Низкие мостки и клади туристы преодолевают, откинувшись на дно лодки и предварительно убрав вёсла (на байдарке — сняв волнорез и спин­ки). Иногда бывает необходимо подтоплять лодку, чтобы увеличить её осадку. Тогда приходится прибегать к помощи экипажа другого судна.

Паромные переправыпроходятся в соответствии с положением па­рома: или посередине реки над тросом, или под ним, прижавшись к высо­кому берегу.

Плотины, шлюзы, наплавные мосты, запани (цепи бревен, свя­занных тросом), лесные заторы, молевой сплав. Эти препятствия начи­нающие туристы-водники должны обносить. Не подходя близко к препят­ствию, надо пристать к берегу и просмотрен, путь волока. Перед обносом лодки и байдарки обычно разгружают. Если нет специальных тележек, байдарки переносят вдвоём на плечах или на руках, а лодки по ровной до­роге перекатывают на обрубках бревен диаметром 10-15 см.

В отдельных случаях узкие пешеходные наплавные мостики или за­пани без заторов можно преодолеть “в лоб”, слегка притопив одно из звеньев моста или лесоудерживающего бона. Однако с байдарки притоп — лять брёвна бона не рекомендуется.

Шлюзоваться можно только при предъявлении маршрутного доку­мента и по получении соответствующего разрешения от начальников шлюза. В шлюзе туристским судам не разрешается стоять близко к стен­кам и воротам камер, находиться между большими судами. Выходить из шлюза следует сзади каравана судов (390, 97).

Основные плавсредства, применяемые в водных походах, описаны нами в главе VI, посвященной общей характеристике снаряжения, приме­няемого в активных туристских путешествиях.

Разнообразие плавсредств усложняет техническую подготовку тури — стов-водников и увеличивает объём предпоходной тактической подготов­ки.

В водном туризме техническая подготовка включает освоение техни­ки движения, преодоления препятствий, страховки и спасательных работ. Техника движения и преодоления препятствий в водных походах включа­ет элементы собственно движения на воде обходом препятствий и различ­ные приемы обноса препятствий и проводки судов с берега.

Наиболее распространенное плавсредство для водных походов 1-2 ка­тегории сложности — туристская байдарка. Начальная техническая подго­товка туриста-водника к походу на байдарке включает посадку на байдар­ку с берега и воды, отчаливание от берега с последующим разворотом судна на 180°, преодоление естественных и искусственных препятствий.

Все эти требования должны не только учитываться при предсезонной подготовке бригад сопровождений, но и включаться в информацию для фирмы-’Iурагента, которая формирует группы туристов на тот или иной водный маршрут. Туристы также должны быть информированы о требо­ваниях к снаряжению, обуви и одежде для предстоящего маршрута.

Одежда участника водного похода почти не отличается от одежды ту — риста-пешеходника. Дополнительно в комплект одежды обязательно вхо­дят нитяные перчатки для работы с вёслами и спасательный жилет. Для походов по горным рекам (холодная вода, сложные препятствия и т.д.) нужны также гидрокостюм (или непромокаемые брюки) и защитный шлем (390, 110).

Обоснованный выбор (или разработка) классифицированных водных маршрутов для использования в экономическом туризме Казахстана воз­можен только с опорой на опыт предшествующих лет. Так, в перечне вод­ных категорированных маршрутов по территории СССР на 1989-1992 гг. содержалось 339 маршрутов.

Кроме того, накоплен значительный опыт использования плановых водных походов на туристских базах Казахстана. Из перечня, разработан­ного Казахским республиканским советом по туризму и экскурсиям “Ту­ристские маршруты Казахстана на 1990г” (Алма-Ата, 1990), можег быть использовано четыре водных (Уральская область, река Урал) и один вод — но-пешеходный маршрут (Кокчетавская область).

Наиболее простой тактической схемой, используемой в водных похо­дах по плотно населенной местности с развитой транспортной сетью, яв­ляется следующая: а) подъезд к реке; б) сплав по реке; в) отъезд с реки.

При переходе в районы менее населённые, с менее развитой транс­портной сетью могут добавиться пешеходный переход (подход) от транс­порта до точки начала сплава и пешеходный выход от точки окончания сплава до транспорта. В данной схеме может быть также или только под­ход, или только выход: а) пешеходный переход до точки сплава; б) сплав по реке; в) пешеходный выход от точки сплава.

Следующей схемой построения маршрута является схема с подъёмом и волоком: а) подъезд к реке; б) подъезд против течения; в) переход (во­лок) на другую реку; г) сплав по течению; д) отъезд с реки.

К этой же схеме также могут быть добавлены пешеходные подход или выход, или то и другое. Первая и вторая тактические схемы использу­ются в походах любой категории сложности, трет ья — только в простых походах. В сложных походах-связках применяется тактическая схема, на­поминающая третью: а) подъезд к реке; б) сплав по течению; в) переход на другую реку; г) сплав по течению; д) отъезд с реки.

В этой схеме сплавов по течению может быть несколько. В ненасе­ленных районах добавляются также пешеходные подходы или выходы (или то и другое) (44, 177).

При разработке водного тура, как и в других видах туризма, составля­ется тактическая разработка. Важной составляющей частью разработки, от которой зависят все другие её составляющие, является квалифицированно выполненная лоция.

Лоцией (от голл. — вести корабль) называется руководство по судово­ждению, содержащее подробное описание водного бассейна (берегов, рельефа дна, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их про­хождения). Туристская лоция (в отличие от речной лоции для судоводите­лей) подробно составляется только на сложные участки реки. Указывают­ся время, необходимое для прохождения каждого участка для различного класса судов, варианты прохода по руслу, система организации страховки, места расстановки сигнальщиков (для облегчения ориентирования на по­роге), а также места возможного причаливания к берегу, наиболее удоб­ных стоянок, экскурсионные объекты (390,65).

Лоция даёт возможность составить реальный график маршрута (см. главу III), выбрать безопасные и относительно комфортабельные места ночевок.

В водных походах к месту для бивака предъявляются следующие спе­циальные требования: берег реки должен быть удобен для причаливания и выноса судов; наличие на берегу площадки для размещения судов на ночь (высота не менее 3-4м от уровня воды). Кроме того, в таежной и тундро­вой зонах место стоянки должно хорошо проветриваться — это уменьшит количество кровососущих насекомых; в горных районах желательно, что­бы стоянка утром освещалось солнцем, и в этом месте хорошо ловилась рыба (390, 23).

Режим походного дня в водном пу тешествии зависит от конкретного маршрута, условий погоды и применяемых плавсредств. Например, путе­шествующим на плотах или открытых лодках во время дождя лучше “сло­мать” режим и не выходить с ночлега до окончания дождя. В байдарочном походе по несложной реке, наоборот, можно рекомендовать выход на дневной переход и в ненастье, дождавшись лишь небольшого прояснения, чтобы собрать и уложить вещи в байдарки.

На режим походного дня влияют и световые условия: при плохой ос­вещенности или низком положении солнца, светящего прямо в глаза, нель­зя проходить пороги, шиверы и т.п. Преодоление этих препятствий надо переносить на более подходящее время суток.

На лодках или байдарках путешествуют кильватерной колонной с дистанцией 30-50 м между судами. При движении по узким рекам или вы­сокой скорости попутного течения дистанция увеличивается до 100-150 м.

Препятствия в водном путешествии проходятся, как правило, пооче­редно. При подходе к ним вперед выдвигается судно с наиболее Опытным экипажем. За ним, не отдаляясь далеко от берега, чтобы всегда можно бы­ло пристать, идут другие суда. В случае опасности экипаж впереди идущей лодки высаживается и с берега делает разведку дальнейшего пути.

Просмотр препятствия заключается в определении его характера, в выборе способа и порядка движения группы через преграду. Иногда для лучшей разведки водного потока в него сбрасывают контрольные буи (палки, бревна).

Линия движения в туристском плавании зависит от характера воды. На небольших равнинных реках, наиболее удобных для путешествия с клиентами, линией движения является главный поток. На крупных речных артериях туристы должны соблюдать “Правила плавания по внутренним судоходным путям” и держаться вблизи правого по ходу берега, чтобы не мешать движению крупных судов (386, 89-91).


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.