Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дистанционное обучение

 

План лекции

  1. Основные понятия дистанционного обучения (ДО), виды технологий ДО, преимущества дистанционного обучения.
  2. Основные социальные группы потребителей ДО.
  3. Информационно-образовательная среда.
  4. Функциональная структура систем дистанционного обучения (СДО).
  5. Виды обеспечения СДО. Технические средства поддержки технологий ДО. Программные средства поддержки технологий ДО - СДО, основные виды пользователей СДО, типовые функции СДО.
  6. Основы сетевого этикета.

 

1. Основные понятия дистанционного обучения (ДО), виды технологий ДО, преимущества дистанционного обучения.

 

Заочное обучение, как обучение на расстоянии, применяется в мировой образовательной практике с середины 19 в.: в 1836 г. был основан Лондонский университет, в котором было разрешено сдавать экзамены экстерном всем студентам, обучавшимся и в других учебных заведениях. Возник ряд колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой. В 1840 Исаак Питман (Великобритания) стал обучать студентов стенографии по почте. В США в 1873 г. Анна Элиот Тикнор создала систему обучения для женщин под названием «Общество Тикнор», взяв за основу британскую программу «Общество поддержки домашнего обучения». В 1892 Вильям Рейни Харпер учредил первое университетское отделение заочного обучения в Университете Чикаго. В 1906 г. обучение по почте было введено в Университете штата Висконтин.. Элементы обучения по почте появились и в России: в 1906 г. в Мореходной школе г. Находка и Московском народном университете им. А.М. Шанявского (1908 г.). Обучение по почте развивалось в Австралии, Канаде. После 1917 г. в СССР была разработана особая консультационная модель обучения с использованием почты – заочное обучение. К 60-м годам 20 в. в СССР имелось 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в вузах. В 1938 г. В Канаде прошел первый съезд Международного совета по образованию по почте. В 1969 г. был создан Открытый университет Великобритании, являющийся сегодня крупнейшим учебным заведением дистанционного обучения: около 200 тыс студентов из различных стран. обучается сегодня в нем. Учебные заведения дистанционного обучения открылись в различных странах Европы, Азии и Америки. В 1979 г. в Китае создана Национальная сеть радио- и телевизионных университетов с использованием спутникового вещания. Появление в конце 20 в. сети Интернет позволило эффективно использовать ее информационные ресурсы и телекоммуникационные возможности в образовании. Уже в 80-х годах 20 в. на Западе и в США началось бурное развитие дистанционного обучения в том, виде, как это понимается сегодня. В 1994 г. была принята Концепция создания и развития единой системы ДО в России. Начались многочисленные работы по созданию элементов ДО, хотя неопределенность терминологии долгое время не позволяла провести четкую границу между технологиями ДО и технологиями традиционного заочного обучения.

Закон «Об образовании в РФ», принятый в конце 2012 года вводит в правовое поле понятие «электронное образование» и уточняет понятие «дистанционных образовательных технологий».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников [Закон «Об образовании в РФ» ст. 16].

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [Закон «Об образовании в РФ» ст. 16].

Таким образом, дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) отличаются от традиционных заочных (с использованием почтовой связи, телефона) применением информационно-телекоммуникационных сетей. Связано это с тем, что сети позволяют передавать большие объемы текста, звук, видеоизображения со скоростью доставки сообщений, на порядки превышающей скорости традиционной почтовой связи. Это сформировало новые, недостижимые ранее дидактические возможности обучения на расстоянии.

Сегодня ДОТ – это не форма обучения, а технология. Технология, которая может применяться в любых формах обучения: очной, очно-заочной, заочной.

Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточных аттестаций (за исключением итоговой аттестации) обучающихся. Мой комментарий: в принципе существуют средства, позволяющие идентифицировать пользователя по отпечаткам пальцев или радужной оболочке глаза. Однако их применение пока весьма ограничено. Поэтому основные методы контроля – традиционные с выездом студентов в вуз или выездом комиссии в удаленный центр. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением. Образовательные учреждения профессионального образования при подготовке по профессиям и специальностям, получение которых в очно-заочной, заочной форме и форме экстерната не допускается, вправе использовать ДОТ при реализации профессиональных образовательных программ только по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам.

 

виды технологий ДО

Существуют несколько видов технологий ДО:

• Кейсовая технология ДО. Кейс – набор учебно-методических материалов в виде бумажных и/или электронных копий – вручается каждому студенту. Консультации, пересылка контрольных работ и рецензий на них, осуществляются посредством электронной почты. (часть кейсовой технологии - обучение по учебно-методическим комплектам и заданиям в виде полиграфических материалов или на электронных носителях используется в традиционной для России технологии заочного обучения). Вариантом кейсовой технологии является кейс-тьюторская технология, которая кроме того, предусматривает периодические очные сессии (тьютериалы) с интенсивным обучением.

§ TV-технология (в активно используется Современным Гуманитарным университетом в сочетании с кейсо-тьюторской). По выделенному спутниковому TV каналу (по типу передач НТВ Плюс) осуществляется трансляция лекций ведущих преподавателей головного вуза на значительные территории. При существенной разнице в часовых поясах возможна запись региональным центром вуза трансляций на видеомагнитофон с последующей демонстрацией в видеозале. Консультации, пересылка контрольных работ и рецензий на них, осуществляются посредством электронной почты.

• Телекоммуникационная (сетевая) технология с проведением ряда занятий в режиме on-line. Студентам обеспечивается сетевой доступ к учебно-методическим материалам. В режиме on-line проводятся семинарские занятия (чат, видеоконференция), лабораторные работы с удаленным доступом, тестирование. Консультации, пересылка контрольных работ и рецензий на них, взаимодействия студентов между собой осуществляются посредством электронной почты. Данная модель предполагает автоматизиро­ванное ведение архива, тестирующей системы, базы данных, библио­теки и диспетчеризации почты.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример постановки задачи | Языков общения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.