Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции 2.4. Профессиональная деятельность в индустрии туризма

 

Краткое содержание темы Особенности занятости в индустрии туризма. Требования к персоналу, занятому в сфере туризма и гостеприимства.

 

 

Всемирная туристская организация в докладе «О занятости в туризме» определяет занятость в туризме как «профессиональную деятельность, осуществляемую группой лиц в одном или нескольких секторах туризма и базирующуюся на четко определенных профессиональных знаниях, полученных в специализированных учебных заведениях; суть деятельности состоит в передаче профессиональных навыков и умений, услуг в обмен на денежное вознаграждение или зарплату»

Из материалов Всемирной туристской организации следует, что одно из 15—17 рабочих мест в мире относится к сфере индустрии туризма. Для сравнения—расчеты экспертов показывают, что в России примерно 1 рабочее место из 300 может быть отнесено к сфере туризма, в Москве— 1 из 130. Согласно экспертным оценкам ВТО в индустрии туризма занято около 130 млн человек, что составляет около 7% общей занятости.

В области национального и международного туризма российским турфирмам приходится конкурировать с четко организованным туризмом зарубежных фирм, опирающимся на устоявшиеся правовые нормы, признаваемые большинством крупнейших туроператоров, владельцев гостиниц и перевозчиков. В большей мере это может быть отнесено к странам Европейского союза, имеющим развитую правовую базу туристской деятельности и достаточно разветвленную систему профессиональной подготовки персонала, отвечающую международным стандартам. Анализ деятельности отечественных туристских фирм, гостиниц и ресторанов показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам. Российские образовательные стандарты подготовки специалистов туристской индустрии также существенно отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы. Есть отличия в методических аспектах образования, технической оснащенности учебных заведений, а также наименованиях профессий и должностей работников, занятых в сфере туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса.

Работа в туризме предполагает, прежде всего, удовлетворение потребности в путешествии. Рассмотрим особенности занятости в индустрии туризма и гостеприимства. Международная организация труда (МОТ) приводит серию общих характеристик занятости в индустрии туризма и гостеприимства, а именно:

- туризм - один из самых трудоемких секторов мирового хозяйства;

-стихийность роста туристской деятельности;

-большое количество малых, средних и семейных предприятий;

- довольно низкая производительность труда;

- рост потребности в квалифицированных кадрах;

- сезонность характера работ;

- высокий процент временных работников, а также занятых неполный рабочий день;

- ненормированный график рабочего времени;

- значительное количество женского персонала, находящегося на низкооплачиваемых должностях и имеющего контракты на неполный рабочий день;

- небольшое количество женщин, находящихся на руководящих должностях;

- большое количество молодежи и студентов, работающих по временным контрактам;

- значительное присутствие (в развивающихся странах) «иностранного персонала» в основном на ответственных должностях;

Основные тенденции развития туризма оказывают влияние на профессиональные требования к персоналу.

В России требования к персоналу туристской фирмы подразделяются на обязательные и рекомендательные, которые обычно отражены в должностных инструкциях сотрудников туристкой фирмы.

К обязательным требованиям относятся:

- знание «Закона о защите прав потребителей»;

-знание нормативных и законодательных актов РФ;

-наличие стажа работы в туризме и смежных с ним областях;

-знание туристских формальностей;

-знание иностранного языка (объем знаний в соответствии с должностью устанавливается руководителем фирмы).

К рекомендательным требованиям относятся:

-регулярное повышение квалификации;

-знание материалов и других документов международных туристских организаций;

-наличие специального образования;

-владение знаниями и навыками в области информационных технологий и программного обеспечения.

В большинстве стран применяются три основные системы оплаты труда:

-фиксированная заработная плата;

-долевое участие в продажах;

-повременно-премиальная заработная плата, где выплачивается процент от прибыли организации или фиксированный минимум.

Профессиональные возможности в индустрии туризма и гостеприимства достаточно обширны. Однако, «успех и неудача в гостиничном бизнесе целиком и полностью определяются способностью продавать» (Ф.Котлер).

Успех в туристском бизнесе требует не только технических, управленческих и даже коммуникативных навыков, но и определенного типа личности - динамичной, дипломатичной и предпринимательской, которая умеет убеждать и непринужденно чувствует себя в различной обстановке.

Анализ профессиональной деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в России показывает, что уровень подготовки персонала уступает общеевропейским стандартам. За редким исключением, он либо вообще не имеет высшего профессионального образования, либо получил отрывочные знания на краткосрочных платных курсах. Однако, в последнее время положение меняется в лучшую сторону. Высококвалифицированные кадры по 3-м специальностям:0608 «Экономика и управление на предприятиях»- специализация 060817 «Экономика и управление туризмом и гостиничным хозяйством», 06.11. «Менеджмент».- специализация 06.11.22. «Гостиничный и туристский бизнес», 2305 «Социально- культурный сервис»- специализация 23.05.05.«Туризм» и 23.05.07.«Гостиничный сервис» готовят такие ведущие специализированные ВУЗы страны, как Институт туризма и гостеприимства» (Москва), Академия туризма (Москва), Балтийский международный институт туризма (Санкт-Петербург), а так же ряд ведущих ВУЗов страны, в которых существуют факультеты туризма.

Известные менеджеры в индустрии туризма по разному определяют требования к менеджерам. Так Аркадий Новиков: «Мне нужен умный, порядочный, способный человек, умеющий хорошо организовать работу. Хороший менеджер - это специалист, который умеет принимать правильные решения».

 

Таблица 8.1.

Требования к коммерческому директору гостиницы «ХХХХХ»

№ п/п Основные характеристики Пояснения
  Виды профессиональной деятельности Экономическая, плановая, коммерческая, аналитическая, диагностическая, исследовательская, проектная, управленческая, организационная, информационная, методическая. Консультационная, педагогическая, инновационная
  Система знаний Общенаучные, методологические, экономические, управленческие, социологические, психологические, организационно-правовые, отраслевые
  Умения и навыки Планирование времени, работа с информацией, проведение совещаний, самообразование, организация деятельности сотрудников, проведение собеседований, ораторская деятельность, решение конфликтных ситуаций между сотрудниками и клиентами
  Способности Предприимчивость, креативный потенциал, коммуникабельность, самостоятельность, социальная активность, нравственность и культура
  Роли Концептолог, арбитр, исследователь, лицо, принимающее решения, организатор, консультант, лидер
  Готовности К риску, к нагрузкам, к полномочиям (власти), к ролям, к конфликтам, к ошибкам, к критике

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этика менеджмента и социальная ответственность в организации | Особенности мирового политического процесса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.