Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Религиозный символ

Культ вождя

Наибольшее влияние на историю и на народы ока­зывают лидеры, достигшие статуса вождей. Вождь – это общепризнанный идейный и политический руко­водитель.

В вождях наиболее рельефно представлены лидер­ские качества, позволившие им подняться на высшую ступень власти. С другой стороны, их деятельность на­ходится постоянно в поле зрения современников и потомков и поэтому хорошо исследована. Так что изу­чение становления и деятельности вождей дает бога­тый материал для понимания природы лидерства.

Культ вождя может быть создан тремя способами:

– культ, навязанный «сверху» интенсивной пропа­гандой и манипулированием общественным мнением;

– культ как спонтанное явление, идущее «снизу», от масс, при определенных обстоятельствах (напри­мер, кризис);

– культ как порождение исключительных качеств личности лидера (харизмы) или его воли.

Первый способ был использован большевиками для со­здания культа Ленина после его смерти. Хотя были к тому и другие предпосылки: при его жизни определенная харизма и воля Ильича плюс экономический кризис в ра­зоренной гражданской войной стране, и кризис духовный, вызванный низвержением прежних ценностей — веры в Бога и царя.

По-видимому, в любом конкретном случае культ не создается лишь одним из указанных методов.

Например, в культе Гитлера одни исследователи виде­ли прежде всего результат государственной партийной пропаганды, искусного манипулирования «сверху». Эту точку зрения еще в 1932 году высказал Т. Тесс. Другие отмечали спонтанное развитие культа «снизу», религиоз­ную сущность его природы, основанные на харизматичес­кой личности фюрера и специфике массовой психологии, психопатические особенности личности Гитлера, убеж­денного в своей избранности и увлекшего за собой сторон­ников. Это перекликается со взглядом на культ Гитлера и вообще на германский фашизм как на уникальное, слу­чайное явление, выходящее за рамки «нормального» исто­рического процесса и не имеющее глубоких корней.

 

Образ вождя и в Германии, и в СССР (даже при антирелигиозной пропаганде в последнем) выполнял роль религиозного символа с такими атрибутами, как вездесущность, бессмертие и совершенство высшего существа.

Иллюзию вездесущности создавали бесчисленные изображения вождя, присутствие его имени в названиях улиц, городов, заводов, институтов. Все это отра­жало стремление «обессмертить», продлить во времени функцию, выполнявшуюся им (интеграции, соци­ализации новых поколений), а также стремление обес­печить преемственность власти. В этом смысле умер­ший вождь продолжает и после смерти играть эту роль.

В последний год Первой мировой войны, в дни поражений Германии, там выпускали открытки, изобра­жавшие Бисмарка, воскресшего, чтобы защитить Гер­манию. Мавзолей Бисмарка не только в первое время после его смерти, но и в 20-е годы был местом паломничества и националистических демон­страций. Перед ним проходили марши и парады моло­дежной организации «Бисмарк-Югенд». Гитлер пришел к саркофагу Бисмарка 14 февраля 1939 года, чтобы под­черкнуть преемственность власти.

Наиболее ярко идея бессмертия вождя нашла свое отражение в сохранении тела Ленина после смерти и выставлении его в Мавзолее. Если для партийной вер­хушки это было обусловлено политическими интере­сами — легитимизацией наследников, демонстрацией верности вождю, то массовым сознанием такой атри­бут воспринимался как религиозный символ. В бывшем Центральном партийном архиве хранятся девять част­ных и коллективных писем с предложениями о сохра­нении тела любимого вождя. В свою очередь, сохране­ние забальзамированного тела Ленина давало повод к возникновению тогда в фольклоре мотива о его вос­крешении. В середине 20-х годов по Москве ходила ле­генда, что по ночам по Кремлю ходит призрак Ленина. В Вятской губернии была записана сказка о том, что Ленин решил представиться мертвым, чтобы посмот­реть, как без него пойдут дела, и по ночам приходит на завод, в деревню, в Кремль, чтобы проверить.

Итак, образ лидера, олицетворяющего ценности той или иной общественной религии, играет роль религи­озного символа, высшего существа, совершенного, вез­десущего, бессмертного, что находит свое отражение и в языке, и в стереотипах поведения людей, и в ри­туалах.

Так воспринимали это и обыкновенные люди. В част­ном письме из Ленинграда в Англию в 1925 году гово­рилось: «Теперь здесь новая религия, так называемый Ленинизм. Повсюду видишь портреты этого человека, как в старое время иконы».

Место образа Ленина внутри иерархии коллектив­ных представлений было зримо обозначено в интерье­ре крестьянской избы. Начиная с 1920-х годов и даже в годы Великой Отечественной войны в крестьянских избах фотопортрет Ленина нередко помещали в крас­ном углу, рядом с иконами.

Сводки о настроениях в Третьем рейхе также сооб­щали о сооружении домашних алтарей с фотографией Гитлера на месте дароносицы.

Журнал «Das Freie Wort» наставлял: «Нежная рука и сердце должны предлагать ему (портрету фюрера) ма­ленькие дары каждый день — цветы или растения». Это что касается зрительных знаков.

В 1932 году очевидцы подчеркивали, что впечатае­те вездесущности фюрера создавали его предвыбор­ные полеты, разрекламированные под лозунгом «Фюрер над Германией». Пользуясь самолетом, за шесть Дней Гитлер смог выступить на массовых митингах в 20 городах. В четырех вылетах между апрелем и ноябрем1932 года Гитлер выступил на 148 митингах, его увиде­ли лично и услышали миллионы немцев. Трудно пере­оценить значение личного контакта участников этих митинга с фюрером, спустившимся с небес, особенно в то время, когда это было в новинку.

 

Сторонники Гитлера часто сравнивали фюрера с Иисусом Христом, считали его спасителем нации. И сам Гитлер говорил, что довершит дело, которое начал Христос. Речи его были пронизаны религиозной сим­воликой. Иногда он их заканчивал словом «аминь». Свою речь 1 мая 1933 года, в Национальный день тру­да, он завершил прямым обращением к Богу: «Гос­подь, ты видишь, мы преобразились. Немецкий народ более не народ без чести, опозоренный, разрываемый на части, малодушный, слабый в своей вере. Нет, Господи, немецкий народ снова силен в своей вере, в своей целеустремленности, в своей готовности к жертве. Господь, мы не оставили тебя. Благослови же нашу борьбу за свободу, наш народ и отечество». Та­ким образом, он выступал как прямой посредник между народом и Богом.

 

Мотив вечности, бессмертия присущ любому куль­ту. Статус высшего существа предполагает его неподв­ластность времени. Идеальный образ несовместим с бо­лезнями, присущими простым смертным. Отсюда и атмосфера секретности вокруг болезни Ленина, зату­шевывание художниками парализованной левой руки Сталина, тайна его болезни и последних дней.

 

Итак, в массовом сознании образ вождя предстает в Различных ипостасях, которые отвечают коренным потребностям человека, обусловленным его природой. Образ лидера воплощает доминирующие в обществе Ценности: Гитлер — национальные, Ленин — классо­вые, Сталин — отеческие. Образ лидера отвечает неким архетипам коллективного бессознательного, отражает очень глубокие, основные человеческие эмоции и инстинкты — такие как стремление к защищенности, к интеграции, потребность в идентификации и любви.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Убежденность в своей правоте | Как рождаются мифы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.