Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и структура педагогического процесса




Процесс — это педагогическая система в дина­мике, в действии. В нем активно проявляются цели, содержание, технология и другие элемен­ты педагогической системы. Качество всех эле­ментов подготовленной педагогической системы определяет качество и результативность педагогического процесса.

Педагогический процесс — специально организованная целенаправ­ленная деятельность субъектов педагогической работы совместно с его объектами-субъектами по воспитанию, образованию, обучению, разви­тию и самосовершенствованию (рис. 3.2).

Вместе с тем решающее значение в эффективной динамике процесса принадлежит его организатору — родителю, учителю, пе­дагогу, мастеру производства, руководителю — и его взаимодейст­вию с обучающимися, уровню имеющейся у него образованности, воспитанности, обученности и развитости. Даже отлично задуман­ная при подготовке система работы на занятии может не быть за­действована и не дать ожидаемого результата. Тут сказывается боль­шое число зависимостей, факторов и условий, про которые можно сказать, что нет мелочей в построении и оптимизации динамичного и быстро протекающего педагогического процесса. Практически любая кажущаяся на первый взгляд несущественной деталь может сказаться положительно или отрицательно, поэтому все надо учи­тывать со вниманием и педагогическим профессионализмом. Ре­шающая роль в воплощении замысла в реальный процесс принад­лежит проводящему занятие или педагогическое мероприятие. Он призван «вдохнуть жизнь» в занятие, создать педагогический про­цесс и умело направлять его.

 

 

 

Рис. 3.2. Модель педагогического процесса

 

Весь процесс актуализации и оптимизации взаимодействия на­правляется стержневым влиянием цели. Важная задача — согласо­вание не написанных, а реальных целей обучающего и обучающихся, достижение общего стремления тех и других к единой цели и взаи­мопомощи в этом.

Содержание педагогического процесса определяется тем материа­лом, который изучается. Тщательный отбор материала, его структу­рирование дают возможность обучающимся усвоить новое знание и овладеть необходимыми навыками и умениями, повысить уровень общей культуры и культуры своей деятельности, дать новый импульс развитию. Важно, чтобы оно отвечало цели, цель воплощалась в со­держании, чтобы раскрытие содержания проводящим педагогиче­ское мероприятие было бы полным, правильным, доступным при­сутствующим, было бы воспринято, понято, глубоко усвоено при­сутствующими, обогатило бы их, побудило к определенным отно­шениям и поведению. Важную роль в этом играют методики и тех­нологии, применяемые родителем, педагогом, руководителем. Они — педагогические инструменты, движущие и созидательные силы в пе­дагогическом процессе, используемые субъектом, реализующим функ­цию управления процессом.

Непременным условием оптимального протекания педагогиче­ского процесса является диагностика его хода и результатов, позво­ляющая проводящему педагогическую работу следить за его протека­нием, оценивать оптимальность и корректировать по необходимости. Педагогическая диагностика осуществляется посредством контроля, проверки и оценки знаний, навыков и умений обучающихся, уров­ня развития их личностных качеств. Диагностирование качества пе­дагогического процесса предполагает также знание четких критери­ев эффективности протекания процесса. Общепризнано, что основ­ными из них являются: отношение обучающихся к профессиональ­ной, учебной деятельности, поведение, практические дела и резуль­таты. Объектом диагностики являются среда и условия, в которых протекает педагогический процесс, социально-педагогические влия­ния на процесс.

Таким образом, эффективность педагогического процесса опре­деляется многими факторами, которые должны контролироваться организатором и корректироваться по необходимости.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1023; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.