Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика высшей школы как отрасль педагогической науки

Решение задач, стоящих перед высшей школой, призвано обеспечиваться рекомендациями соответствующей отрасли педагогической науки — педагогикой высшей школы, которая изу­чает теоретические, и практические проблемы развития личности студентов и их профессиональной подготовки в вузе.

Предметом педагогики высшей школы является образова­тельный процесс в высшей школе, пути его прогрессивного развития и повышения эффективности.

Теория обучения в высшей школе, как раздел педагогики высшей школы, рассматривает образовательный процесс в единстве реше­ния задач образования, воспитания, обучения и развития как фор­мирование у выпускников высокого профессионализма. Цели, за­дачи, содержание, организация и методика обучения определяются исходя из прогнозируемого развития науки, техники, экономики, общества, изменений, происходящих в мире, современных требова­ний к профессионалам, их стремления к непрерывному самосовер­шенствованию и активному, творческому участию в прогрессе рос­сийского общества.

Теория и методика воспитания исследует особенности процесса воспитания студентов — будущих профессионалов, обосновывает подходы к решению воспитательных задач в процессе обучения, раз­рабатывает технологии воспитательного влияния на различных курсах обучения, уточняет специфику вузовских форм и методов воспита­ния. В современных нормативных документах Министерства обра­зования РФ обращается особое внимание на повышение качества воспитательной работы в вузах.

Теория учебно-познавательной и научной деятельности студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональную органи­зацию и способы их обучения.

Раздел научная организация учебно-воспитательного процесса рас­сматривает взаимосвязанную деятельность руководства вузов, про­фессорско-преподавательского состава и обучающихся студентов по достижению целей высшего образования. Основная задача управле­ния такой деятельностью состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого усвоения обучающимися учебного материала при одновременных положительных общих и профессиональных изменениях в их личности. Управление направ­лено на рационализацию управленческого, педагогического и учеб­ного труда всех категорий постоянного и переменного состава ву­зов, повышение эффективности и надежности подготовки специа­листов-личностей.

В разделе методика учебной и научной работы студентов исследуют­ся и обосновываются эффективные формы, методы, технологии орга­низации этой работы, формирования общеобразовательных и профес­сиональных знаний, навыков, умений, привычек, качеств, способ­ностей, необходимых выпускникам как молодым профессионалам-личностям. Основная задача раздела — установление педагогических возможностей содержания изучаемых дисциплин и методики их пре­подавания, а также организации внеаудиторной и самостоятельной ра­боты студентов в достижении целей высшего образования.

Теория и методика обеспечения образовательного процесса и исполь­зования технических средств разрабатывают пути использования пре­жде всего достижений современной информационной и компьютер­ной техники в подготовке студентов. Исследуются пути дистанци­онного образования, использования Интернета, электронной почты, телевидения, других аудиовизуальных средств как в очной, так и за­очной, экстерной формах получения образования и послевузовском образовании.

К основным задачам педагогики высшей школы относятся:

• педагогическое обоснование рекомендаций по определению содержания высшего образования;

• разработка педагогических основ подготовки специалистов в высшей школе в единстве их образования, воспитания, обучения и развития;

• исследование особенностей процессов образования, обучения, воспитания, развития студентов в вузе;

• разработка методики преподавания в вузе и частных методик преподавания различных учебных дисциплин с использованием со­временных методик, средств и технологий;

• изучение опыта подготовки специалистов высшей квалифи­кации за рубежом и возможностей его адаптации в отечественной высшей школе;

• исследование истории высшего образования в России, ее уро­ков и тенденций развития, ведущих в будущее;

• выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышению квалификации профессорско-препода­вательского состава для вузов и др.

Педагогика высшей школы играет существенную роль при опре­делении содержания высшего образования, что находит отражение в государственных стандартах высшего образования, в учебных пла­нах и программах, а также в формировании содержательной модели подготовки специалиста. Она призвана обеспечивать реализацию в учебном процессе вузов основных принципов высшего образования: фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высо­кий общенаучный и культурный уровень студентов, их сознательную гражданскую позицию.

С учетом процессов развития высшей школы в современных ус­ловиях представляется, что приоритетными вопросами научных ис­следований в сфере педагогики высшей школы могут быть: иссле­дования проблем системной организации учебного процесса, опти­мизации информационного обеспечения, концептуально-проблем­ной деятельности, углубления связи учебной и научной работы, по­вышения эффективности воспитания в вузе.

В целом педагогика высшей школы играет большую роль в со­держательном, научном и методическом обеспечении развития выс­шего образования в России.

 

5. Педагогіка самовдосконалення особистості (с. 162).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Высшее образование и общество | Самообразование личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.