Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самообучение и саморазвитие

Кроме самообразования и самовоспитания са­мосовершенствование включает и работу по са­мообучению и саморазвитию. Самообучение — самостоятельное совершенствование своих знаний, навыков и уме­ний. В образовательных учреждениях оно проявляется, например, в желании какого-то студента более углубленно изучить нравящуюся учебную дисциплину, выходя за рамки программы («продвинутое самообучение»), участвовать в научной работе, овладеть вторым иностранным языком, самостоятельно пройти программу и сдать экзамены для получения второго диплома — «преподаватель высшей школы». Профессионал, занимающийся практической деятельно­стью, инициативно может работать по повышению квалификации, получению более высокого разряда, классности, овладению смеж­ной профессией. Каждый может по своему желанию обучаться му­зыке, рисованию, вождению автомобиля и др.

Саморазвитие предполагает совершенствование личностью по­знавательных (интеллектуальных), деловых и физических качеств и общих умений. Целесообразно развивать у себя мышление, внима­ние, память, работоспособность, физическую силу и выносливость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, аккуратность, органи­зованность, решительность, самостоятельность, смелость и др. По­лезно и овладение общими умениями, которые нужны человеку по­вседневно и в жизни, и в профессиональной деятельности. Так, на­до уметь планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, анализировать свои действия и достигнутые результаты, де­лать выводы из успехов и неудач и учиться на них, уметь всесто­ронне и глубоко анализировать возникающие проблемы и находить обоснованные пути их решения, уметь не теряться при временных неудачах, быть оптимистом, стремиться поддержать все новое, пе­редовое, помогать другим и учиться у других, владеть основами ру­ководства работой людей, подчиненных по службе, сочетать требо­вательность к другим с их уважением, заботой и требовательностью к себе, показывать положительный пример другим в поведении и работе, уметь мыслить психологически и педагогически и др.

В целом самообучение и саморазвитие помогают в достижении целей, обогащают человека, делают более способным, колоритным, многогранным, интересным для других, уважаемым людьми и самим собой, повышают возможности личности, открывают новые про­сторы для самореализации их и самовыражения. Они выступают во взаимосвязи и как составные части самообразования и самовоспи­тания, как средства их осуществления и как один из результатов.

 

Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию

1. Как вы поняли, что такое педагогическая система и из каких элементов она состоит?

2. Раскройте системообразующую роль цели в системе педагогической работы.

3. Объясните, как образование, воспитание, обучение и развитие влияют друг на друга.

4. Каковы сущность и структура педагогического процесса?

5. Назовите одну из закономерностей педагогического процесса и дайте объяснение ее природе, влиянию на процесс и способу ее учета педагогом, руководителем.

6. В чем заключается специфика педагогического управления и чем она объясняется?

7. Зачем нужно морально-психологическое обеспечение педагогического процесса и как его нужно осуществлять?

8. Каковы функции педагогического процесса?

9. Идентичны ли словосочетания «контроль педагогического процесса» и «педагогический контроль»?

10. Как сделать, чтобы контроль за педагогическим процессом оказывал

воспитывающее и обучающее влияние на контролируемых?

11. Раскройте актуальные проблемы развития высшего образования и основные направления реформирования отечественной высшей школы.

12. Каков предмет, цели и задачи профессиональной педагогики?

13. Каковы особенности самообразования?

14. В чем заключается и как осуществляется самовоспитание?

15. В чем заключается значение самообучения студента и повышения про­фессионализма работающего специалиста?

16. В чем заключается саморазвитие личности и каково его значение?


[1] Акмеология — наука, находящаяся на стыке естественных, общественных, тех­нических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механиз­мы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении наи­более высокого уровня в этом развитии. «Акме» — пик, вершина этой зрелости.

[2] Вот примеры различных трактовок понятия «технологии»: совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (словари русского языка); искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состоя­ния (В.М. Шепель); проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся; проект определенной педагогической системы, реали­зуемый на практике, т.е. мысленный аналог реальности (М.М. Левина); совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев); техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько); описание процесса достижения пла­нируемых результатов обучения (И.П. Волков); процессуальная часть педагогической системы (М. Чошанов); продуманная во всех деталях модель современной педагоги­ческой деятельности по проектированию, организации и проведению учебного пр о-цесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов); системный метод создания, применения и определения всего про­цесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресур­сов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педа­гогических целей (М.В. Кларин); предписание (описание, рецептура, инструкция, ноу-хау), содержащее комплекс специально подобранных педагогических принципов, методов, средств, форм и содержания обучения, реализация которых позволит дос­тигнуть конкретных педагогических целей в виде гарантированного результата в максимально короткие сроки (обобщение зарубежных источников).

[3] Таксономия (от греч. taxis — расположение по порядку + nomos — закон) — теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей дей­ствительности, имеющих обычно иерархическое строение.

[4] Дистервег Ф. Руководство для немецких учителей. — М., 1913. — С. 269—170.

[5] Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. — Т. 2. — М.; Л., 1988. — С. 65.

[6] Dave R.H. Foundations of Lifelong Education: Some Methodological Aspects // Foundations of Lifelong Education. — Hambuig, 1976. — P. 34.

[7] Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе личностной ориентации пе­дагогического процесса. — М., 1998. — С. 39—40.

[8] См.: Педагогика и психология высшей школы. — Ростов н/Д, 2002. — С. 8, 12—13.

[9] См.: Макаренко А.С. Собр. соч.: В 7 т. — М., 1957. — Т. 4. — С. 490.

[10] Рубакин НА. — М., 1967. — С. 78. — (Серия «Жизнь замечательных людей»).

[11] Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — М., 1979. — Т. 1. С. 441.

[12] Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М, 1952. - Т. 11. - С. 27.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самовоспитание личности | Поняття фіксації негласних слідчих (розшукових) дій
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.