Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура народов Древней Греции




Истоки физической культуры уводят исследователей всеобщей истории за границы России, в древнейшие цивилизации Востока – в Египет, Индию, Китай, Японию, Месопотамию. По мнению исследователей всеобщей истории, древнейшие цивилизации определили тот “фундамент”, который был заложен народами Древней Греции и Древнего Рима.

Физическое воспитание рабовладельческого общества достигло своего расцвета в Древней Греции в период VI–V вв. до н.э. Именно поэтому целесообразно рассматривать особенности физической культуры рабовладельческой формации на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины.

Рабовладельческое государство Лакония с главным городом Спарта образовалось в начале IX в. до н.э. У спартанцев сохранялись некоторые обычаи доклассового общества. Так, болезненного и слабого новорожденного ребенка сбрасывали в ущелье и только “сильных” разрешали матерям вскармливать. Этот обычай, вероятно, возник в первобытной общине, как и состязательные игры в Элладе, но спартанцы связывали его с именем легендарного законодателя Ликурга, в чьем образе, считалось, слились черты бога и человека.

Жители Спарты вели упорную борьбу с дорийскими племенами. Эта борьба способствовала созданию высокого уровня физического воспитания, и с 776 г. до н.э. по инициативе Ликурга Спарта была гарантом “священного перемирия” – мирного празднества Олимпийских игр.

В списке победителей Олимпийских игр на мраморной плите рядом с именем чемпиона всегда записывалось название его родного города. В VIII-V вв. до н.э. было около 40 городов-полисов, участвовавших в Олимпиадах. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и интенсивно готовились к состязаниям. Правила “священного мирного празднества”, то есть Олимпийских игр, были начертаны на медном диске, хранившемся в одном из многочисленных храмов в Олимпии.

Предшественником Олимпийских игр был древнейший праздник урожая с участием жрицы Деметры – богини плодородия.

Воинственность и грубая сила оценивались как наивысшие достижения человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому.

Физическое воспитание спартанцев оставалось почти неизменным до конца пелопонесских войн, длившихся с 431 до 404 г. до н.э. Дети до 7 лет воспитывались у матери с преимущественным вниманием на физическую закалку. С 12-летнего возраста среди спартанцев обычным явлением были кулачные бои, для проведения которых собирались на особом острове. До совершеннолетия – до 18 лет – они жили и учились в государственных воспитательных учреждениях, в которых процветали экзекуции – телесные наказания.

Спартанская знать считала одной из важнейших задач физическое воспитание будущих матерей. Плутарх в сочинении “Ликург” писал, что до замужества девушки для укрепления тела бегали, метали диск, боролись и участвовали в состязательных играх, выполняя такие же упражнения, как и будущие воины.

Юношей 18-20 лет зачисляли в особые отряды эфебов. Они занимались военными упражнениями и оружием; учились читать, писать, считать, петь, танцевать и “лаконично” говорить.

Спартанская система – это засилье аристократии с жестокой охраной привилегий “общины равных” и сохранением суровых традиций по физическому воспитанию, характерных для доклассового общества.

Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-этическое и физическое воспитание.

Афинский рабовладельческий полис был сформирован ионическими племенами, населявшими Аттику и создавшими центр древнегреческой культуры. В отличие от жителей Спарты, “демос” Аттики – то есть рабовладельцы, которые противопоставлялись аристократии Афин, – имел право на выбор различных форм воспитания и обучения своих детей.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Палестрика – это разнообразные физические упражнения.

Орхестрика – это танцевальные действия на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку на круглых площадках, которые были около домов рабовладельцев.

Воспитательный процесс средствами физической культуры подразделялся на игры, орхестрику, палестрику и агонистику. Игры афи­няне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления отношений. У детей народов Аттики очень популярны были игры с мячами, кольцами, называвшиеся сферистикой.

В палестрику входили разнообразные физические упражнения. Школы-палестры с двух- и трехлетним обучением были доступны детям демоса, то есть народа. Для них широко использовались 5 видов физических упражнений: бег, прыжки в длину с отягощениями – каменными или металлическими гантелями весом от 1,48 до 4,629 кг, метание диска и копья, борьба. Считалось, что в этом пентатлоне у будущих воинов проявляются необходимые качества – быстрота, глазомер, ловкость, прыгучесть и другие. Пентатлон – бег на один стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья и диска, борьба, т.е. многоборье.

Самым трудным испытанием, в котором участвовали достигшие 14 лет, был панкратион – сочетание борьбы и кулачного боя. Он проводился под палящими лучами солнца на песке до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным. Панкратион и пентатлон были в программах Олимпийских и Панафинейских игр.

Агонистика – это подготовка и участие в соревнованиях, требовавших предельного напряжения сил. Конные агоны афиняне стали проводить в ознаменование объединения Аттики в единое государство по инициативе легендарного героя Тесея. Они были составной частью программ Малых и Великих Панафинейских игр. Малые панафинеи проводились ежегодно, а Великие – накануне Олимпийских игр.

Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы.

Сюжеты произведений изобразительного искусства, связанные с гимнастикой, особенно периода расцвета культуры Древней Греции, то есть с VI по IV вв. до н.э., знакомят с тем уровнем физического развития атлетов и состязательных игр, которые почитались тогда и восхищают нас по настоящее время. В честь Марафонской битвы, например, с 490 г. до н.э. зажигали у статуи Эрота “священный огонь”. Олимпийские игры проводились у языческих святынь, например в роще Зевса в Олимпии.

Олимпия – древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннесского полуострова (область Элида), религиозный центр, место культа Зевса.

В Олимпии игры проводились задолго до того, как Когоибос в 776 г. до н.э. стал победителем в общеэллинском состязании на стадий. Олимпийские игры повторялись через каждые 1457 дней и считались праздником мира. Сицилийский историк Тимей в III в. до н.э. ввел летоисчисление по Олимпиадам. Еще в VIII в. до н.э. поэт Архилог отмечал, что по приглашению “теоров” – священных послов – “толпой валил народ на состязания” по семи дорогам в Олимпию.

В Олимпиадах участвовали представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа. Венок победителю олимпийских состязаний изготавливали из веток оливы. О победителях Игр слагали легенды, им нередко при жизни сооружали памятники.

Последние Олимпийские игры античности были проведены в 393 г. н.э.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.