Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика просвещенного абсолютизма




Эпоха Просвещения

Научная революция XVII в.

Пункт 1. В раннее Новое время европейская наука претерпевает кардинальные изменения. Накопление новых знаний, изобретения и открытия – все это происходило и ранее. Однако воспри­ятие окружающего мира как сотворенного Богом и немыслимого вне Бога на протяжении веков оставалось неизменным. Соответ­ственно и познавать этот мир можно было только в рамках хрис­тианских религиозных представлений и весьма фрагментарно. В течение XVII в. постепенно складывалось принципиально иное представление: вне зависимости от того, сотворен мир Богом или нет, он существует и развивается в соответствии с рядом изна­чально положенных в его основу физических законов. Эти законы можно (и нужно) выявлять при помощи науки. Основным инст­рументом новой науки становится разум, а ее неотъемлемыми частями – опыт и эксперимент. При этом наука перестает быть оторванной от практики, появляется мысль о том, что главная ее цель – улучшение человеческого существования. Именно такая совокупность изменений и сопутствовавшие ей открытия получи­ли в истории название Научной революции.

Родоначальником научной революции считается Николай Коперник (1473 – 1543) еще в первой половине XVI в. разработавший гелиоцент­рическую систему мира. Истинность этой системы подтвердил в 1632 г. в своем произведении «Диалоги о двух главнейших системах мира» итальянский астроном Галилео Галилей. Труды указанных ученых вкупе с работами астрономов Тихо Браге и Иоганна Кеплера в немалой степени повлияли на общефилософское осмысление окружающей действительности. Земля перестала мыслиться как центр Вселенной и превратилась в восприятии людей в такую же планету, как и остальные.

Важнейшие научные достижения связаны с именем англий­ского ученого Исаака Ньютона (1643—1727). Он родился в дворян­ской семье, получил образование в Тринити-колледже Кембридж­ского университета. Там же 30 лет возглавлял кафедру физики и математики. Главная заслуга Ньютона, состояла в том, что он пошел дальше простого наблю­дения за движением небесных тел и сумел дать этому явлению мате­матически безупречное объяснение. Это был подлинный переворот в науке. Результаты своих исследований в области земной и небесной механики, а также работ своих предшественников он обобщил в труде «Математические начала натуральной философии» (1687). В нем были сформулированы основные законы механики, а также изложено учение о всемирном тяготении. На основании этого уче­ния Ньютон разработал теорию движения планет и их спутников, образующих Солнечную систему, а также комет. Труд ученого получил большой общественный резонанс. Даже людям, далеким от проблем физики и астрономии, стало ясно, что в природе существует определенный порядок. Причем он основан не на вере, а на законах самой природы, познать которые способен только человеческий разум.

В XVII в. новая экспериментальная наука стремительно отво­евывала пространство у схоластики. Этому во многом способство­вали труды английского философа Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626). В своем сочинении «Новый Органон» Бэкон подверг критике метод дедук­ции (рассуждения от общего к частному), которого придержива­лись схоласты, и обосновал индуктивный метод (рассуждения от частного к общему), основанный на эксперименте и наблюдениях. В своей теории «Идолов» Бэкон раскритиковал основные виды предрас­судков и предубеждений, мешающих научному изучению природы.

Одним из создателей «новой» философии, наряду с Бэконом, явился французский ученый Рене Декарт (1596—1650). Он родился в дворянской семье и получил образование в иезуитской коллегии. Декарт — автор работ в области математики, физики и физиологии. Свои естественно-научные исследования он соединял с занятиями философии.

В отличие от Бэкона, обращавшегося к опыту и наблюдению, Декарт считал источником истины разум и самосознание. Это озна­чало, что человек ничего не должен принимать на веру. Любой вывод науки или суждение должны пройти проверку разумом на ясность и отчетливость. Крупные научные проблемы Декарт требовал разделять на мелкие и решать, методически переходя от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. Он предупреждал о недопустимости перескакивать через отдельные звенья логической цепочки. Обоснованный Декартом метод позна­ния истины называется рационализмом.

Сложившаяся ситуация, при которой сама необходимость при­сутствия Бога для существования мира ставилась под сомнение, повлияла на развитие в XVII в. новых форм религиозного созна­ния. Одной из таких религий стал деизм (который иначе называли «религией рассудка»). Деисты отрицали чудеса, божественную при­роду Библии, откровения и пророчества. Иисус Христос воспри­нимался ими как моральный учитель, Библия — как свод мораль­ных норм и правил, а их соблюдение трактовалось как поклоне­ние Богу. Иными словами, то, что в христианстве могло быть подтвержде­но с помощью разума, было для деистов истинно, а остальное должно было быть отвергнуто. Приверженцем деизма был, например, Вольтер (1694 – 1778). Наряду с деизмом в эту эпоху по­явился и пантеизм, рассматривающий Бога как растворенную в воздухе бестелесную субстанцию, неотделимую от природы. Так, последователем этого учения являлся Бенедикт Спиноза (1632 – 1677).

Таким образом, в период Научной революции были заложены необходимые предпосылки для последующей детальной разработки широкого круга философских, социально-политических, правовых и др. проблем, произошедшей в век Просвещения.

 

Пункт 2. Важнейшей вехой в истории европейских народов Нового времени стало Просвещение. Просвещение — это широкое социокультурное движение в странах Европы и Америки конца XVII—XVIII вв., которое выражалось в секуляри­зации сознания, распространении светских представлений о мире и обществе, размывании традиционных ценностей Старого порядка, ослаблении социальной роли христианской религии и ее влияния на культуру повседневности. Его идеалом было «царство разума», основанное на «естественном равенстве» и политической свободе. Большинство исследователей указывают в качестве нижней грани­цы этого периода 1688 год — год Славной революции в Англии, в качестве верхней — 1789 год — начало Французской революции.

Несмотря на многообразие вра­щавшихся в эпоху Просвещения в едином культурном пространстве идей и доктрин, подавляющему большинству философ­ских теорий того периода были присущи схожие черты. Среди них можно выделить следующие. Рационализм. Просветители были убеждены во всесилии разума и предлагали подвергнуть его суду все сущее, дабы преобразовать социальную действительность на рациональных началах. То, что не могло быть признано разумным, например большинство тра­диций и обычаев, они причисляли к «предрассудкам» и «суевери­ям», которые должны быть отвергнуты.

Стремление к секуляризации общественной жизни и проповедо­вание веротерпимости. В определенной степени увлечение рацио­нализмом было следствием разочарования в религии как в един­ственном источнике истины. И хотя далеко не все просветители при­шли к полному отрицанию религии или атеизму, подавляющее большинство призывали ограничить роль церкви в жизни общества.

Большинство просветителей считали, что в ходе исторического развития мир менялся к лучшему. Такие люди верили в неизбеж­ный прогресс человечества. Другие не разделяли их оптимизма и полагали, что «золотой век», т.е. счастливая пора жизни человече­ства, остался в прошлом. Они представляли себе историю как неук­лонный регресс. Тираноборческие, революционные мотивы в творче­стве отдельных просветителей не мешали большинству из них оставаться последовательными противниками насилия и революций.

При этом большинство просветителей отнюдь не отрицало необходимости социальных различий. Они считали справедливым тот порядок, при котором в обществе существуют богатые и бедные, различия между грубым, физическим трудом и умст­венной деятельностью. Но богатство и культуру они рассматривали не как привилегию избранных, а как вознаграждение за заслуги в служении государству и обществу.

Просветители считали, что не государство предшествует обще­ству, а, наоборот, некий прототип гражданского общества — государству. Это значит, в процессе развития цивилизации сначала появились достаточно сознательные граждане. Совокупность таковых составляла народ. Как утверждал французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) именно народ, а не монарх, является источником высшей, верховной власти в государстве, или, как тогда говорили, суверенитета. По мнению английского просветителя Джона Локка (1632 – 1704) граждане, руководствуясь собственными интересами, в глубокой древности заключили между собой договор об образовании государства. Эта точка зрения нашла воплощение в теории общественного договора. Договор между гражданами мог быть реальным, документально оформленным. Но зачастую он был предполагаемым. Граждане фактически, молчаливо признали те или иные правила взаимоотно­шений между собой и функции государства. Поскольку именно граждане создали государство, то оно должно было служить их интересам. Его первей­шая обязанность — защищать их права и свободы. Такое государство получило название правового. При этом каждому гражданину независимо от конкретных социальных условий и государства принадлежала определенная совокупность принципов и прав, якобы вытекающая из природы человека. Указанный подход получил свое выражение в понятии «естественных прав». К ним согласно классической трактовке Локка относились право на жизнь, свободу и собственность. Американский политический деятель Томас Джефферсон (1743 – 1826) использовал несколько иную редакцию – жизнь, свобода, стремление к счастью.

Важным достижением Просвещения явилось создание экономи­ческой науки. Первую научную школу в области экономики основали во второй половине XVIII в. фран­цузские физиократы (в переводе с греч. власть природы). Они перенесли исследования о происхождении прибыли из сферы обращения в сферу производства, прежде всего сельского хозяйства. Приверженцы этого направления утверждали, что богатство создается в сельском хозяйстве, а торговля и промышленность его потребляют. Главой школы физиократов был Франсуа Кенэ (1697— 1774). Длительное время он занимал должность личного секретаря всесильной фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. В его квартире в Версальском дворце собирались просветители, в том числе и сторонники его экономических воззрений, такие как маркиз де Мирабо (1717 – 1789) и Жак Тюрго (1727 – 1781).

 

Пункт 3. Многое из того, что предлагали мыслители Просвещения, было реализовано уже при их жизни. В XVIII в. правительства практи­чески всех основных европейских держав проводили реформы по рационализации способов управления государством и экономи­кой, по развитию системы образования, а в ряде стран — также по ограничению влияния церкви на светскую жизнь и ослаблению сеньориальной зависимости крестьян. Например, прусский король Фридрих II Великий (1740 – 1786), запрещал продажу крепостных крестьян без земли, а также создание помещичьих эконо­мии на крестьянской земле. Он принял меры для защиты владельческих прав крепостных крестьян на надельную землю. Нередко попытки таких реформ сталкивались с упорным со­противлением традиционных институтов Старого порядка. Наи­более яркий пример подобной оппозиции — противодействие французских парламентов попыткам министров Людовика XV и Людовика XVI добиться более равномерного распределения фис­кального бремени путем ликвидации налоговых привилегий. Сам термин «просвещенный абсолютизм» был введен историками XIX в. для обозначения указанной реформаторской политики европейских государей века Просве­щения.

В целом Просвещение сыграло огромную роль в становлении современ­ной европейской науки, культуры, общественной жизни. Философия и политико-правовые идеи французского Просвещения послужили идейной платформой Французской революции конца 18 в. и заложили основы всего политического сознания Нового времени. Отношения частной собственности получили повсемест­ное теоретическое обоснование. Более того, именно от Просвещения ведут свою родословную либеральная, демократиче­ская и отчасти социалистическая идеология.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.