Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии психического развития человека по Э.Эриксону




ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ Э.ЭРИКСОНА

Э. Эриксон является ярким последователем З.Фрейда. Как и З.Фрейд, Э.Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но в отличие от концепции З.Фрейда, в центре рассмотрения Эриксона находятся не инстинктивные влечения, а отношения ребенка с близкими.

По Эриксону, развитие человека – это 8 стадий, каждая из которых характеризуется специфической задачей, которую ребенок должен решить. Успешность решения этой задачи зависит от достигнутого уровня развития ребенка, от духовной жизни общества, условий воспитания. Каждая стадия завершается кризисом, в результате которого ребенок приобретает определенное количество личностных новообразований, которые фиксируются в структуре личности. Кризис (конфликт) не обязательно должен разрешаться на данной стадии. В этом случае его разрешение переходит на следующую стадию, а это дополнительная трудность для решения следующего конфликта. Поэтому задачей каждой стадии является адекватное разрешение каждого конфликта (кризиса) и тогда человек развивается более адаптированной и здоровой личностью.

По Э.Эриксону, центральное образование личности – идентичность (восприятие себя самого в этом мире). Если идентичность не сложилась, то человек не находит своего места в обществе.

В периодизации Э.Эриксона каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие. Чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.

 

Стадия / возраст Основная задача Конфликт Результат развития
Младенчество (0-1 год) Преодоление чувства отчуждения и формирование базового доверия к миру Доверие / недоверие к миру Чувство доверия к людям и собственной ценности; привязанность; энергия и жизненная радость при удовлетворении потребности в общении
Ранний возраст (1-3 года) Преодоление чувства стыда и сомнения в своих возможностях. Формирование чувства независимости и автономии Автономность / стыд и сомнения Приобретение навыков самообслуживания, стремления действовать независимо от родителей; самостоятельность, уверенность в себе
Дошкольный возраст (3-6 лет) Развитие инициативы, переживание чувства вины и моральной ответственности Инициативность / чувство вины Активность: живое воображение, познание окружающего мира, подражание взрослым; включение в полоролевое поведение; ответственность за свои поступки
Младший школьный возраст (6-11 лет) Формирование трудолюбия, умения обращаться с орудиями труда, чему противостоит чувство неумелости Чувство трудолюбия / чувство неполноценности Овладение разными навыками (учебными и социальными).
Подростковый период (12-18 лет) Осознание себя и своего места в мире Идентичность / размывание идентичности Несформированность идентичности влечет непонимание собственного «Я»
Ранняя взрослость Молодость (20-35 лет) Поиск спутника жизни и установление близких, дружеских связей, которые преодолевают чувство одиночества Близость / одиночество Любовь, создание семьи, эмоциональная привязанность к близкому человеку
Средний возраст (40-60 лет) Борьба жизненных сил против лени и застоя Жизненная активность / сосредоточенность на своих проблемах Нахождение областей применения собственной активности
Поздний возраст (60-80 лет) Обретение мудрости Ощущение полноты жизни / разочарование в ней Целостность, мудрый взгляд на жизнь; помощь детям, внукам

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.