Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория когнитивного (интеллектуального) развития ребенка Ж. Пиаже




Общая характеристика теории Ж.Пиаже

Деятельность Ж. Пиаже началась в 20-е гг. ХХ века.

Швейцарский психолог Ж. Пиаже сумел по-новому взглянуть на психическое развитие ребенка, положил начало новому, когнитивному направлению в психологии. Его работы были связаны с закономерностями развития интеллекта. Интеллект, по Пиаже, - это структура мыслительной деятельности. Пиаже пришел к мысли, что логика развивается постепенно. Благодаря Пиаже исследование познавательной сферы ребенка стало одной из центральных проблем детской психологии.

Как и Фрейд, Пиаже опирался на врожденные природные способности ребенка. Но в центре его концепции не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч.Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как необходимое условие адаптации (приспособления) к окружающем миру. В своих исследованиях Пиаже показывает, что поведение выступает показателем умственного развития, а также, что интеллект появляется до овладения речью на основе материальных действий с предметами.

Открытие Пиаже заключается в идее качественных изменений в мышлении ребенка на каждой ступени развития. Он обнаружил, что дети одного возраста делают примерно одинаковые ошибки при решении умственных задач.

Пиаже проследил, как врожденные рефлексы преобразуются в сложные формы поведения. Ребенок появляется на свет с врожденными схемами действия (эквивалент понятия, познавательного умения), но уровень развития интеллекта не является врожденным:

- действия смотрения;

- слежения;

- хватания;

- сосания;

- крика

В процессе взаимодействия со средой эти схемы усложняются в интеллектуальные структуры (ребенок рождается с криком – гукание – лепет – 1-ые слова – автономная речь).

Центральное понятие в концепции Ж. Пиаже – операция (мысленное действие ребенка), которая обладает обратимостью (способностью вернуться к началу мыслительного процесса). Обратимость позволяет действовать в «уме» относительно независимо от ситуации.

Овладение операциями и установление обратимости – это ядро умственного развития ребенка.

 

Периоды и стадии когнитивного развития ребенка

Пиаже выделил 3 главных периода в умственном развитии ребенка, каждый их которых характеризуется определенными когнитивными структурами (главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира). Порядок прохождения периодов является неизменным для всех детей.

1. Сенсомоторный период (0-2 г.). В младенческом и раннем возрасте дети познают мир только через восприятие предметов и действий с ними. Они не знают, как пользоваться предметами и действуют с ними в меру своих возможностей (трогают, бросают, тянут в рот и т.д.). Овладение сенсорными и моторными способностями, рефлексов, на основе которых появляется связывание различных действий, рождает новые средства достижения цели. Ведущая роль принадлежит непосредственным ощущениям. Характерно становление и развитие чувствительных (сенсорных) и двигательных (моторных) структур.

В сенсомоторном периоде выделяются 6 стадий.

1) упражнение рефлексов (до 1 мес.). Поведение новорожденного подчиняется врожденным рефлексам (схемам). Поведение подчинено тому, чтобы «освоить» все соприкасающиеся с ним предметы с помощью врожденных рефлексов. Пиаже считал, что на этой стадии дети «упражняют» немногочисленные навыки. Поэтому процесс повторяется снова и снова.

2) первичные круговые реакции (повторяющиеся действия) (1-4 мес.). Поведение начинает носить избирательный характер. Формируются первые условные рефлексы. Различение сосания одеяла и соски. Новые схемы действий, с помощью которых ребенок приспосабливается к окружению, - поворот головы в направлении звука, слежение за перемещениями матери по комнате (зрительно-слуховые координации). Все это – результат аккомодации. Но при исчезновении предмета из поля зрения – ребенок никак не реагирует.

3 ) вторичные круговые реакции (4-8 мес.). Координация действий в системе «глаз – рука». Появляется целенаправленность действий (схватывание). Поведение еще случайно, но если результат понравился, то действие повторяется до удовлетворения потребности (толкание неваляшки). Принципиальное отличие поведения на этой стадии в том, что до этого оно возникало в ответ на непосредственное соприкосновение предметов с телом ребенка. Теперь оно провоцируется предметами, находящимися в пространстве (не соприкасается с телом). Важнейшее приобретение на этом этапе – развитие реакции предвосхищения.

4) координация вторичных схем (8-12 мес.). Появляется преднамеренность действий, чувство «постоянства» объектов; открытие новых средств достижения цели.

5) третичные круговые реакции (12-18 мес.). Использование метода проб и ошибок для приспособления к новой ситуации. Характерно наличие экспериментирование (появления новых мыслительных схем). Начало собственно мыслительной деятельности. Благодаря умению находить новые способы взаимодействия с неизвестными предметами, ребенок легко перестраивается на незнакомые ситуации.

6) интериоризация схем действий (18-24 мес.). Появление символического мышления, которое позволяет многократно воспроизводить образы-символы предметов. Изобретение новых способов путем умственных координаций. Первые проявления инсайта (озарения). Постепенно эксперименты по методу проб и ошибок уступают место способности решать простейшие задачи в уме с опорой на образы предметов.

2. Период конкретных операций (от 2 до 11 лет). Отличие от предыдущего периода в том, что у детей появляется способность строить внутренние, умственные образы и представления об окружающих предметах и действовать с ними во внутреннем плане (обдумывание перед непосредственным действием). В сенсомоторном периоде основные средства умственной деятельности – предметные действия. В данном периоде ими являются операции как предпосылки становления собственно логического мышления. Ребенок научается сравнивать, обобщать, измерять, понимать обратимость действий, узнает, что такое величина, вес, объем, количество. Практические действия предваряются работой памяти и мышления.

Период конкретных операций делится на 2 стадии.

1) дооперационная стадия (интуитивное, наглядное мышление) (от 2 до 5/6 лет). Дети формируют умственные представления объектов и образ возможных действий с ними с опорой на внешние данные. Образно-символические схемы основаны на произвольном сочетании любых непосредственных впечатлений («Луна светит ярко, потому что она круглая»). Для мышления ребенка на данной стадии характерен эгоцентризм (скрытая умственная позиция). Ребенок рассматривает предметы такими, какими дает его восприятие (луна во время прогулки бежит за ним, останавливается). Свое восприятие ребенок считает абсолютно истинным. Он – центр вселенной и все вращается вокруг него. Окружающий его мир неотделим от «Я» ребенка, являясь его продолжением. Ребенок не понимает, что у других людей могут быть свои представления, отличные от его собственных. Он не в состоянии взглянуть на объект с позиции другого человека. Эгоцентризм заставляет ребенка фокусировать внимание только на какой-то одной стороне события, предмета, что выступает тормозом на пути установления логических связей (ребенок представляет объекты тяжелыми или легкими в зависимости от размера).

2) операционная стадия (от 5/6 до 11 лет). Дети становятся способными к логическому мышлению. Применяют логические операции к действиям с конкретными предметами. Появляется представление о сохранении количества, что способствует обратимости мышления (эксперимент, когда шарик из пластилина раскатывают в сосиску). Обратимость позволяет ребенку мысленно вернуться к исходным данным, удерживая в памяти первоначальные данные о количесве жидкости, длине, площади.

3. Период формальных операций (от 12 до взрослости). Подросток приобретает способность к абстрактному, понятийному мышлению справедливость, любовь, свобода). Исследование всех логических вариантов решения задач в уме, способность строить свои умозаключения и гипотезы, обобщать и анализировать свой опыт.

Психологический механизм происходящих изменений

(процесс развития)

Ребенок, по Ж. Пиаже, - существо активное, обладающее врожденной потребностью в познании и действии. Действие – это «посредник» между ребенком и окружающим миром, с помощью которого он активно манипулирует и экспериментирует с предметами. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, требованиями взрослых. Ребенок вынужден приспособить себя и свое поведение (познание) к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления называется адаптацией, которая включает 2 процесса: ассимеляцию и аккомодацию. (данные термины заимствованы из биологии. Ассимеляция – это процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды; аккомодация – процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям).

Ассимеляция заключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка готовые мыслительные структуры. Если получаемая информация соответствует структуре интеллекта, то эти сведения ассимелируются без изменений схем действия (новорожденный схватывает палец взрослого, вложенный в его ладонь, точно так же схватывает кубик и др., т.е. каждый раз приспосабливает новую информацию к имеющимся схемам действия. Ребенок принимает за собаку все пушистые, мягкие вещи).

Если информация не соответствует структуре интеллекта, то она либо отвергается, либо структура интеллекта приспосабливается.

Аккомодация – изменение, перестройка старых схем и приспособление их к окружающим явлениям для решения новых задач (если ребенок будет продолжать сосать ложечку с целью утоления голода, т.е. приспосабливать новую ситуацию к существующей схеме – сосанию (механизм ассимеляции), то вскоре убедится, что такое поведение неэффективно и нужно изменить свою старую схему (сосание), т.е. модифицировать движения губ и языка, чтобы забирать с ложечки пищу (механизм аккомодации). Так появляется новая схема действия).

Интеллект всегда стремится к равновесию между ассимеляцией и аккомодацией (устранение несоответствия между реальностью и ее отображением в уме). Это главная движущая сила познавательного развития. Процесс уравновешивания происходит благодаря практическому опыту ребенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимелирован и требует построения новых умственных конструктов.

Используемые ребенком разные и все усложняющиеся способы объяснения окружающей среды и есть ступени его познания.

Темп познавательного развития зависит от:

- уровня активности, степени созревания нервной системы;

- опыта взаимодействия с объектами внешней среды;

- языка и воспитания.

СИТУАЦИЯ. Дошкольникам показывали 2 равных по весу шарика из пластилина. И убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму одного шарика – раскатывали его «в колбаску». Спрашивали: «Одинаковое ли количество пластилина в шарике и колбаске?». Дети отвечали, что неодинаковое: в колбаске больше, т.к. она длиннее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.