Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бихевиоризм и теория социального научения




О чем говорит данный эксперимент Ж. Пиаже?

Основной задачей детской психологии является исследование психического развития ребенка. Такое исследование предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, интерпретацию. Для это необходимо опираться на какую-либо теорию, дающую общий взгляд на человека и человеческое развитие. Теория позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные линии развития ребенка и дает конкретные понятия и термины для описания поведения детей.

В центре теории социального научения находится социальная среда, воздействия которой формируют человека и являются источником его психического развития. Центральной проблемой становится проблема социализации – процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе. Предметом исследования этого направления является не внутренний мир человека (эмоции, переживания, умственные действия), а внешне наблюдаемое поведение. Поэтому это направление получило название бихевиоризм.

Корни этой теории связаны с именем И.П.Павлова, открывшего механизм условного рефлекса (первоначально нейтральные для организма стимулы приобретают физиологическое значение, если они связаны с жизненно важным положительным или отрицательным подкреплением). Этот механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями был положен американским ученым Дж.Уотсоном (автор) в основу формирования человеческого поведения вообще и развития ребенка в частности.

1) Классическое обуславливание – простая форма обучения, в процессе которой используются безусловные рефлексы (врожденные). Например, младенец реагирует на громкий звук и на белого зайца.

Однако механизм классического обуславливания был существенно расширен и обогащен новыми понятиями.

2) Оперантное (инструментальное) обуславливание (автор Б.Скиннер). Суть: определенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его возможные последствия. Если какая либо последовательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. В обучении детей также используется подкрепление (положительное и отрицательное), проявляющееся в поощрении (одобрение взрослых, деньги – у взрослых) и наказании (штраф у водителя, физическое воздействие). Таким образом, по мнению бихевиористов, ребенок закрепляет социально приемлемые формы поведения, тормозит дурное поведение.

Скиннер считал, что положительное подкрепление - более действенное средство при обучении детей и контроле за поведением, выступая против наказания. Скиннер отдает предпочтение положительному подкреплению, т.к. дети будут вести себя правильно, если их хорошее поведение будет одобряться родителями. Положительное подкрепление не имеет мгновенного эффекта, но имеет более длительное влияние и не оказывает отрицательных эмоций.

Однако стимул и реакция находятся в таких сложных отношениях, что проследить непосредственную связь между ними невозможно. Э.Толмен предложил поместить между среднее звено - промежуточные переменные, опосредующие действия стимула, под которыми понимаются цели, представления, желания, т.е. внутренняя жизнь человека.

3) Обучение посредством наблюдения (подражания) (автор А.Бандура). Он полагал, что награды и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведению. Автор считает, что многое в поведении человека возникает на основе наблюдения за поведением другого человека, благодаря имитации модели. Таким образом, ребенка можно научить при помощи примера взрослых (отобразительные игровые действия ребенка раннего возраста). Одно из проявлений имитации – идентификация, т.е. процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.

Правила, помогающие ребенку освоить ту или иную информацию:

- внимание ребенка к действиям модели;

- должна быть подключена память, которая сохраняет информацию о том, как действует модель;

- двигательные навыки, которые помогают закрепить и воспроизвести то, как действует модель;

- мотивация, которая будет определять желания ребенка.

Ребенок наблюдает образец поведения, но воспроизводит его, когда возникнут соответствующие условия. Таким образом, в результате наблюдения у ребенка строится внутренняя модель поведения внешнего мира.

Американский психолог Р.Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития, согласно которому поведение и его подкрепление должны изучаться с учетом поведения другого партнера. Главное внимание – влиянию матери на развитие ребенка. Центральный момент научения – это привязанность. Подкрепление всегда зависит от контактов матери и ребенка. Ребенок постоянно испытывает зависимость от матери, и мотивация зависимости – важнейшая потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем, развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изменения ее форм.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.