Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программы экспериментальной психологии




Теории ассоциаций в рамках философии нового времени.

Постепенно стали формулироваться положения об активности воспринимающего субъекта. В первых вариантах такого подхода в качестве парадигмы выступало учение об ассоциациях, как произвольных конструкциях ума, недетерминированных объективным миром.

Дж. Локк (1632-1704 гг.): внешние толчки вызывают ощущения, которые разум объединяет по законам ассоциаций.

Д. Гартли (1705-1757 гг.): в ассоциациях ощущений важную роль играют те элементы, которые связаны с моторикой, в том числе в форме скрытых движений, и с речью.

В первых экспериментальных программах исследования психологии восприятия были задействованы прежде всего «рецепторные» основания.

Так, В. Вундт (1832 - 1920), например, пытался выделить «простейшие элементы» сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы их соотношения для понимания душевной жизни. Его форма интроспекции («аналитическая интроспекция») характеризовалась стремлением полного расчленения чувственного образа на составные «элементы», не редуцирующиеся уже к более мелким. Суть такой интроспекции состояла в тезисе: каждый раз, когда те же самые стимульные энергии попадают на ту же самую часть того же самого сенсорного органа, с помощью тщательной аналитической интроспекции могут быть обнаружены одни и те же «чистые» ощущения.

Но как форма протеста такому подходу стала развиваться гештальтпсихология. Это психологическое направление возникло в противоположность экспериментальной психологии начала XX века и продолжило разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи «критического реализма» и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, «поле», в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Основой этого понятия было положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод «рассуждения вслух» - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер). При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования в психологическом поле "хороших гештальтов". Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения «личностного измерения».

В 1890 г. Х. Эренфельс (1859 - 1932) описал феномены восприятия, которые получили название «гештальт-качеств»: качество "сверхсуммативности" (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в восприятии частей); качество "транспозитивности" (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это - разные тональности одной и той же мелодии, и может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы к ее началу) [Ehrenfels Ch. Uber Gestaltqualitaten // Vierteljahrschrift fur wissenschaftliche Philosophie. 1890, 14, S.249-292].

В 1912 г. М. Вертгеймер (1880 - 1943) провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Кажущееся движение – иллюзия, которая характеризуется субъективным восприятием движения при последовательном предъявлении неподвижных стимулов, находящихся в разных точках пространства. В дальнейшем данный эксперимент был оптимизирован Дж. Брауном и А. Вотом (1937). Может возникать как в зрительной системе, так и в слуховой или тактильной. На основе использования этой иллюзии был создан кинематограф. М. Вертгеймер объяснял эту иллюзию, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое «короткое замыкание».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.