Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Систематика ощущений

Резюме: сенсорная адаптация выражает собой процесс биологической адаптации.

В вопросе систематики ощущений центральное место занимает понятие модальности, или качества, ощущений. Но вместе с тем дать точное определение того, что представляет собой модальность ощущений, невозможно. Ведь нельзя объяснить человеку, с рождения лишенному какого-то органа чувств, что такое те ощущения, которые поступают через данный орган: например, объяснить слепому от рождения, чем отличается желтый цвет от синего. Можно дать самый близкий эмоционально нагруженный эквивалент, обратившись к сохранным ощущениям: желтый – «легкий», радостный, оптимистичный и пр. Можно также обратиться к тем характеристикам стимула, которые фиксируются с помощью физических приборов. Но ни то, ни другое не даст слепому само ощущение желтизны – он сможет понять, на что это похоже, но не что это такое само по себе.

Поэтому вместо дефиниции модальности остается каждый раз обращаться к личному (добавим, интроспективному) опыту, что фактически и делается в большинстве определений. Например, достаточно распространено следующее определение: «Модальность – качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств» [Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1977]. Это эквивалентно определению: «модальность есть модальность, качество есть качество».

В этом плане интересно будет обратиться к теории И. Мюллера о «специфических энергиях органов чувств».

Теории И. Мюллера. Прежде всего, надо иметь виду один важный момент этой теории: в этой теории есть два пласта, а именно, методологический и конкретно научный, биохимический.

В соответствие с теорией И. Мюллера, характер ощущения не прямо зависит от внешней энергии, а определяется той энергией, которая при этом воздействии высвобождается в самом рецепторном аппарате (специфическая энергия данного органа чувств). Именно в самих органах чувств заложены наиболее простые сенсорные качества, а также качества более высокого порядка, как, например, локализация воспринимаемого свойства вовне. Таким образом, свет, цвет, звук, запах и т.д. представляют собой лишь состояния сознания, и они имеют очень мало общего с явлениями окружающего мира. Т.е. света, как объективного явления окружающего мира, не существует, а есть свет, как энергия, «принадлежащая» самому глазу, его специфическим нейронам, и «разряжающаяся» при внешнем воздействии. Каждое ощущение предполагает импульсацию специфических нейронов, которые имеют линии связи от периферических органов чувств до центральных отделов мозга, обособленные от подобных линий других органов чувств. Для подтверждения этих рассуждений приводится пример раздражения глазного яблока путем надавливания на склеру. Это давление воспринимается как свечение в соответствующем секторе зрительного поля; можно добиться появления световых ощущений также при воздействии на глаз электрическим током. Подобные же эффекты в аналогичных условиях воспроизводятся и в других органах чувств.

Кончено, данная теория часто критикуется, особенно с позиции ленинской теории отражения. Но надо понимать, что безусловно ошибочным оказывается только ее естественнонаучный компонент, а именно суждение о том, что в каждом органе чувств заключена особенная энергия. В действительности, рецепторы любого сенсорного органа работают одинаковым образом, и эта работа обусловлена очень схожими электрическими (электрохимическими) процессами. Все события, происходящие в окружающем мире, кодируются генерацией потенциала действия рецептором. Свет определенной длины волны (например, 400 нм – синий цвет), молекулы сахара и звуковые волны (например, с частотой 400 Гц – тон «ля» первой октавы) вызывают появление совершенно одинаковых потенциалов действия у рецепторов соответствующих органов чувств, которые посылаются затем в головной мозг. На нейрон попадает внешняя энергия (в той или иной форме), и нейрон реагирует на эту энергию собственной активностью. При этом для каждого рецептора существуют как адекватные раздражители, так и неадекватные. В отношении неадекватных раздражителей сенсорные пороги, как правило, на несколько порядков выше, чем для адекватных. Так, можно сравнить энергии светового раздражителя и нажима на глаз. Ощущение света возникает при минимальной интенсивности светового раздражителя 10-17-10-18 Вт, а ощущение вспышки при механическом воздействии на глаз (механический фосфен) возникает при мощности раздражителя в 10-4 Вт.

Полезно рассмотреть таблицу, составленную А.Р. Лурией, – в ней в качестве основы выступают ритмические процессы, происходящие в природе.

 

Физические процессы Гц (колебания в сек) Воспринимающий орган Ощущение
механические колебания до 1,5 тыс. кожа осязание
звуковые колебания 20-20000 внутреннее ухо звук
ультразвуковые колебания свыше 30000    
электрические волны 3´1013-8´1014    
световые волны 4´1014-8´1014 сетчатка глаза свет
рентгеновские волны 4´107-6´1010    

 

Роль рецептора (если ее рассматривать в аспекте реализации целей всего организма) – генерация потенциала действия и за счет этого передача сигналов, свидетельствующих о том, что было воздействие. Собственно то особенное, что отличает одно ощущение от другого, локализовано не в периферическом отделе рецепторной системы, а в ее центральной части (или, более точно, в соответствие с теорией деятельности, – в центральной + моторной частях).

Итак, в настоящее время общепризнано, что различные виды энергии, получаемые из внешней среды, служат лишь «пусковыми сигналами» для выполнения рецепторами той биологической работы, которая осуществляется путем преобразования метаболической энергии в электрическую, передаваемую в другие блоки переработки информации. Т.е. данная работа является преобразованием внутренней энергии в сигнал. В силу этого уже на самом первом этапе рецепции речь идет не о пассивном «отпечатке», а о сложноорганизованном управлении по принципу серверного механизма в соответствии с биологически значимыми задачами.

Что же касается методологического компонента теории И. Мюллера (света в окружающем мире нет, а есть лишь определенные, а именно, частотные, характеристики электромагнитного излучения), то с ним приходится согласиться. Все качества окружающего мира даны лишь во взаимодействии внешних предметов («повернутых» этими качествами к организму), с одной стороны, и субъекта познания, с другой.

Попробуем на примере сравнения ощущения человека и животных еще раз увидеть суть методологии И.Мюллера. Кроме общих свойств, обнаружатся и различные. Так, человека не воспринимает множество раздражителей, которые доступны рецепции животных. Он не видит, в отличие от пчел, ультрафиолетовый свет, а также, в отличие от змей, - инфракрасное излучение (хотя может чувствовать это излучение в форме тепловых ощущений, связанных с кожными покровами), не чувствителен, в отличие от некоторых рыб, к изменению электрических полей. Интересно отметить, что в некоторых случаях мы имеем, с одной стороны, один и тот же раздражитель и, с другой, совершенно различные рецепторные системы, предназначенные для его восприятия, возникшие в различных линиях филогенетического развития, и, соответственно, совершенно разные качества ощущений. Так, если змея «видит» инфракрасное излучение, то человек «чувствует» его рукой. И, хотя мы можем представить, что такое тепло, ощущаемое с помощью кожи, представить, как видит то же самое тепло змея очень сложно.

Классификации сенсорных систем. Итак, если переходить от вопроса о том, что есть сама сущность той или иной модальности сенсорной системы, к классификации сенсорных систем по разным модальностям, то надо констатировать, что наиболее надежным будет такая классификация, которая основана на экологической роли того или иного ощущения, т.е. на ее значении в выживаемости организма. Эта мысль не сразу утвердилась в психологии.

Одна из наиболее ранних классификаций сенсорных систем принадлежит Аристотелю. По локализации ощущений в органах чувств он выделял зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Каждое из этих ощущений обусловлено раздражением за счет соответствующего внешнего воздействия рецепторов, образующих этот орган чувств.

Данная систематика, исходно возникшая из запросов практики (прежде всего медицины, в частности военной, занимающейся ранениями) достаточно полезна, но она имеет и существенные ограничения, которые связаны с тем, что в ней еще никак не учитывается момент развития органов чувств, прежде всего филогенетического (т.е. связанного с развитием того или иного биологического вида).

Более перспективна другая классификация ощущений, построенная на типах рецепции. Рецепторы - нервные образования, преобразующие химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма в нервные импульсы. Так, в соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы и электрорецепторы.

В каждом конкретном случае, если речь идет о видовом разнообразии, эти типы рецепции могут выступать в самых замысловатых соотношениях. Так, у амебы, одноклеточного организма, нет никаких собственно рецепторов, как отдельных специализированных клеток. Но большая часть ее оболочки проявляет чувствительность по отношению к свету, теплу, гравитации, давлению и прикосновению. Все это достигается за счет специализации мембран поверхности этой оболочки.

Типы рецепторов. В самом первом приближении опишем разные типы рецепторов.

Механорецептор в самом простом случае представляет собой осязательный волосок, соединенный с собственно рецепторной клеткой. При прикосновении к волоску, его основание деформирует дендрит этого рецептора, и начинается генерация потенциала действия. На основе работы механорецепторов, прошедших долгий путь дальнейшей специализации, действует тактильная, проприоцептивная и слуховая чувствительность.

Теплорецепторы у позвоночных располагаются в коже и дифференцированно реагируют на холод и тепло самой кожи. У некоторых же позвоночных (например, у гремучих змей) есть специализированные рецепторы, непосредственно воспринимающих инфракрасное излучение внешних объектов.

В отношении хеморецепции примером достаточно примитивной чувствительности может выступать чувствительность кожи лягушки к растворам солей: при нанесении на ее кожу таких растворов начинается потирание этого места задней ногой. Для человека примером такой недифференцированной чувствительности к химическим веществам выступает жжение глаз, когда в них попадает дым или мыло, и похожее ощущение, когда в ссадину на коже попадает какая-либо жидкость. На основе работы механорецепторов построена вкусовая и обонятельная чувствительность.

Световая, или фоторецепция, имеет очень древние филогенетические корни. Уже растения реагируют на свет, обращая листья и цветки к солнцу. У некоторых простейших есть так называемые «глазные пятна» - отдельные участки мембраны поверхности клетки, наиболее чувствительные к воздействию света.

Электрорецепторы встречаются, прежде всего, у рыб, они расположены в составе боковой линии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сенсорная адаптация | Органы чувств человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.