Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биологические основы онтогенеза восприятия

Лекция 8. Развитие зрительного восприятия.

Резюме: константность восприятия обслуживает задачи практической деятельности, также как и иллюзии.

Основная литература к главе 7

Шиффман Х.Р. Ощущения и восприятия. СПб.: Питер, 2003, с. 232-305

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996, с. 87-90

Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 410-412

Хрестоматия по ощущению и восприятию // Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд. Мос. унив., 1975

Дополнительная литература к главе 7

Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990


 

Будут рассмотрены следующие вопросы:

23. Биологические основы онтогенеза восприятия.

24. Культурно-исторические основы онтогенеза восприятия.

Зрительное восприятие является наиболее исследованной областью психологии восприятия, и основные законы развития восприятия в онтогенезе были сформулированы на материале именно зрительной системы.

Развитие зрительного восприятия в онтогенезе человека. Развитие восприятия в онтогенезе (от греч. оntоs - сущее + genesis - происхождение) - процесс структурных изменений процессов восприятия по мере индивидуального развития.

Уже после 24 недель внутриутробного развития глаза плода способны совершать определенные движения, также наблюдается реакция вздрагивания-смаргивания, как это бывает при испуге.

С момента рождения и до 1,5-2-х лет происходит прежде всего реализация генетически заложенных программ, которые предопределяют восприятие отдельных свойств окружающей среды.

Р.Франц разработал «метод зрительного предпочтения». Этот метод основывался на предположении, что дети проявляют свой интерес в том, что рассматривают какой-то один какой-то признак дольше, чем другой. Было выявлено, что они исключительно внимательны по отношению к определенным признакам окружающей обстановки, предпочитают одни стимулы другим. Если предъявлять пары стимулов, то тот, который вызывает больший интерес, будет рассматриваться дольше. Если они могут быть избирательно внимательны к каким-то признакам, значит они изначально способны к различению соответствующих физических характеристик актуальной ситуации [Франц Р. Восприятие формы // Восприятие: механизмы и модели. М., 1974, 338-350], [Ямщиков А.Н. Зрительное восприятие формы младенцами // Вопросы психологии. 1978, № 4, 165-173], [Сергиенко Е.А. Проблемы психического развития: некоторые острые вопросы и пути их решения // Психологический журнал. 1990, № 1, т. 11, 150-160]. При применении данного метода, в частности, было показано, что уже в первые часы жизни младенец способен выделять человеческое лицо в зрительном поле.

Уже упоминались исследования Э.Гибсон и Р.Уок с использованием метода «зрительного обрыва», в которых было показано, что с самого рождения младенцы могут воспринимать глубину.

В возрасте от 1 до 5 дней новорожденные уже способны различать красный, желтый и зеленый цветовые поддиапазоны светового излучения, но не чувствительны по отношению к синему цвету. Но в возрасте 2-3 мес. они приобретает такую же чувствительность, какая есть у взрослых.

Кроме врожденных программ, в период до 2-х лет могут так или иначе проявляться и те программы, которые были сформированы на стадии пренатального развития (как, например, ориентировка на сердечный ритм матери).

Сензитивные периоды развития. Важную роль в реализации врожденных программ имеют сензитивные периоды.

Сензитивные периоды развития (происходит от лат. sensus - чувство, ощущение) - возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира. Для различных биологических видов сензитивные периоды проявляются по-разному, определяя в какой именно временной интервал внешние воздействия будут иметь наиболее существенное значение [Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001, с. 441-443]. Например, для белоголового воробья обучение пению у взрослых самцов возможно лишь в период между 7-м и 60-м днем его жизни [Marler P.R. A comparative approach to vocal learning: Song development in white-crowned sparrows // Journal of Comparative and Psychological Psychology Monographs. 1970, 71, 1-25]. В развитии высших психических функций подобные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилетнего возраста, становятся наиболее чувствительными к восприятию фонематических конструкций, в других же возрастах такая чувствительность существенно ниже.

В исследованиях Д.Хьбела и Т.Визела показано, что если котята после рождения жили в темноте два месяца, то их кортикальные клетки, которые ответственны за восприятие движения, оказались неактивными. Это доказывает то, что для поддержания на должном уровне даже преимущественно врожденных способностей необходим специфический визуальный опыт. Причем если депривация приходится на сензитивнй период, то даже однодневная депривация может повлечь существенное снижение активности корковых клеток.

Роль активных действий в развитии зрительного восприятия. В дальнейшем основным фактором, обусловливающим построение адекватных перцептивных действий у ребенка, становятся активные действия, в частности практические действия по преобразованию предметов окружающей среды. Роль собственной активности организма в развитии восприятия может быть проиллюстрирована экспериментами с «каруселью Р.Хельда-А.Хайна».

Р.Хельд и А.Хайн разработали следующую экспериментальную ситуацию. Пока котята не начинали активно двигаться (т.е. до 8-12 месячного возраста), их держали в темноте. Затем их объединяли в пары, и каждая пара ежедневно проводила три часа в освещенном аппарате, называемом каруселью. Один котенок из двух был активен, а второй – пассивен. Оба члена пары получали одинаковые визуальные и моторные впечатления. После эксперимента тестировали двух котят каждой пары с помощью тестов: рефлекторное вытягивание лапы по направлению к предмету, моргание при приближающемся объекте и восприятие глубины при прохождении «визуального обрыва». Обнаружено заметное отставание «пассивных» котят. Правда, это отставание преодолевалось, если их помещали на 48 часов в освещенное помещение, где они могли самостоятельно двигаться.

Экспериментальная процедура для доказательства активной природы восприятия была разработана Дж.Стреттоном. Испытуемые в этом эксперименте носили инвертированные очки, которые меняли местами, например, левые и правые, верхние и нижние части сетчаточного образа. Если индивид имел возможность активно взаимодействовать с предметами окружающего мира, то - по истечение определенного времени ношения этих очков - образ окружающего мира восстанавливался и взаимодействие с предметами вновь становилось адекватным [Stretton G. Some preliminary experiments on vision without inversion of the retinal image // Psychological Review. 1896, 3, 611-617; Stretton G. Upright vision and the retinal image // Psychological Review. 1897, 4, 182-187; Stretton G. Vision without inversion of the retinal image // Psychological Review. 1897, 4, 341-360, 463-481; Стреттон Дж. Перевернутый мир // (Ред.) Гиппенрейтер Ю.Б., Михалевская М.Б. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.: Изд. Мос. унив., 1975; Рок. И. Введение в зрительное восприятие. В 2-х кн. М.: Педагогика, 1980, кн. 2, с. 167-179].

При развитии деятельности у ребенка происходит сокращение внешних практических компонентов и свертывание перцептивных действий. Для человека характерно, что наиболее существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни и обусловлены культурной средой.

Уже до достижения полугодовалого возраста в условиях взаимодействия со взрослыми, возникают активные поисковые действия: ребенок смотрит, чтобы видеть, схватывает и ощупывает предметы рукой. На этой основе образуются связи между различными рецепторными системами (зрительной, слуховой, осязательной). Так ребенок становится в состоянии воспринимать сложные комплексные раздражители, узнавать и дифференцировать их. В возрасте 6-12 месяцев происходит быстрое развитие двигательной системы, и в качестве основных элементов ведущей деятельности выступают предметные действия и манипуляции, что требует константности восприятия. При этом основным способом восприятия становятся воспроизводящие движения, моделирующие особенности воспринимаемых объектов. В дальнейшем развитие восприятия происходит в самой тесной связи с развитием различных видов деятельности детей (игровой, изобразительной, конструктивной и элементов трудовой и учебной). После достижения четырехлетнего возраста оно приобретает относительную самостоятельность.

При этом решающую роль играет усвоение выработанных обществом сенсорных эталонов и приемов обследования предметов окружающего мира. У ребенка вырабатывается целостная система оперативных единиц восприятия и сенсорных эталонов, опосредствующих восприятие. На роли сенсорных эталонов стоит остановиться подробнее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Константность зрительного восприятия и зрительные иллюзии | Культурно-исторические основы онтогенеза восприятия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.