Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика внимания




Резюме: по традиции, выделяют непроизвольное и произвольное внимание.

Существует ряд классических методик для изучения свойств внимания:

1. Для определения объема внимания служит тахистоскопическая методика Д.Кеттела, В.Вундта. В целом, проблема разведения объема внимания и объема памяти (кратковременной) несет с собой известные трудности. Дело в том, что какое-то содержание может стать предметом внимания, но если оно не будет зафиксировано (по соответствующим законам) в памяти, то доступ к этому содержанию будет в большей степени закрыт.

2. Для определения концентрации и устойчивости предназначен корректурный тест Б.Бурдона, разработанный им в 1895 г. Корректурная проба моделирует профессиональную деятельность типографского корректора. Он представлен таблицами для вычитывания, содержащими 30 строк по 30 букв [см. Баскакова И.Л. Некоторые возможности обработки экспериментальных данных устойчивости внимания по методу корректурной пробы // Вопросы психологии. 1968, 3]. Среди этих букв испытуемый должен найти и вычеркнуть только определенные. Более простым вариантом данной методики является тест «кольца Ландольдта».

3. Для определения скорости переключениявнимания используется метод таблиц Э.Шульте, представляющий собой квадратную матрицу с определенными элементами (например, с цифрами от 1 до 25), расположенными в случайном порядке, которые нужно возможно быстрее отыскать в строго заданной последовательности [Горбов Ф.Д. О помехоустойчивости оператора // Инженерная психология. М.: Изд-во МГУ, 1964, с. 342-347].

В современных исследованиях непроизвольного и произвольного внимания широко используются электрофизиологические методы. В частности, с них помощью было показано, что при предъявлении испытуемому сенсорного стимула наблюдается подавление альфа-ритма, что расценивается как реакция активации. При мобилизации интеллектуального внимания возникает пространственная синхронизация ритмов (наиболее ярко в передних зонах левого полушария), а также рост когерентности в полосе альфа-ритма (преимущественно в передних, в том числе премоторных, зонах коры), что указывает на важную роль передних отделов левого полушария в обеспечении произвольного внимания. Чрезвычайно важную информацию дает использование метода вызванных, или событийно-связанных потенциалов (ССП).

Так, в опытах С.Хильярда – при предъявлении редко встречающихся звуковых (целевых) стимулов на фоне регулярно подаваемых звуковых стимулов – показано, что привлечение внимания сопровождается ростом амплитуды негативной волны с латентным периодом около 150 мс, обозначаемой как компонент N1, а также появлением положительного колебания Р3 с латентным периодом около 300 мс, которое отражает «установку на ответ», связанную с выбором варианта ответа. Основная часть (длительностью не менее 500 мс) компоненты N1 отражает неосознанную «установку» на стимул, т.е. формирование ориентировочной реакции и начало обработки сенсорного сигнала. Эта часть компоненты N1 обозначена как «негативность, связанная с обработкой информации». Она, как правило, регистрируется при несовпадении редко предъявляемого целевого стимула со «следом внимания», образуемым в ассоциативной слуховой зоне и лобной области при частом повторении и воспроизведении стандартного стимула. При этом, чем меньше разница между этими стимулами, тем больше латентный период и тем длительнее отрицательное колебание, развивающееся в ответ на целевой, нестандартный стимул. В ряде случаев удается выявить еще одну составную часть компоненты N1, названную как «негативность рассогласования». Она возникает в слуховой коре с латентным периодом 70-100 мс и отражает автоматический осознанный процесс сравнения физических признаков звукового стимула со следом стандартного стимула, хранящимся в течение 5-10 секунд в сенсорной памяти. Чем больше рассогласование, тем более выражена эта часть компоненты N1. Именно с помощью метода вызванных потенциалов удалось показать, что процесс формирования произвольного внимания в слуховой и соматосенсорной системах включается не позже, чем через 20-30 мс после предъявления стимула, а в зрительной сенсорной системе — примерно через 60 мс. Использование электрофизиологических методов позволило Н.П.Бехтеревой установить, что при выполнении психологических проб, требующих мобилизации произвольного внимания, у человека изменяется электрическая активность нейронов передних отделов таламуса и ряде других структур ближайшей подкорки — стремительно возникают вспышки импульсной активности, по частоте в 2-3 раза превышающие уровень фона. Характерно, что описанные изменения в импульсной активности нейронов сохранялись на протяжении выполнения всего теста, и только по его завершении уровень активности этих нейронов возвращался к исходному. Эти данные доказывают, что различные формы познавательной деятельности человека, сопровождающиеся напряжением произвольного внимания, характеризуются повышением роли активирующих систем мозга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.