Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внимание и эмоции




Уровень внимания тесно связан с актуализацией эмоций, что подтверждается тесными связями между ретикулярной формацией и лимбической системой, ответственной за возникновение эмоций.

Теория активации. В 1951 г. Д.Линдсли разработал «теорию активации», служащую для объяснения эмоциональных явлений. Она основана на том факте, что между эмоциональным и неэмоциональным поведением нет различий по существу, а есть различия лишь в интенсивности. Поэтому он констатировал, что эмоция — это только крайнее выражение реакций, наблюдаемых в какой-то степени при всех ответах. Он рассматривал эмоцию как явление активации нервных процессов, подобное — но более интенсивное — тому, которое выражается в переходе от состояния сна к состоянию бодрствования. Это нашло подтверждение в том, что анатомически тесно связаны структуры, ответственные за пробуждение и за эмоциональные реакции. Поэтому можно считать, что все изменения возбуждения непосредственно влияют также и на изменение эмоционального тонуса. При этом возбуждения образуют континуум, так что схематически это можно выразить, представив изменения в функционировании нервных процессов на шкале, нижняя граница которой соответствовала бы состоянию сна, а верхняя — такому сверхвозбуждению, как ярость.

Теория оптимума возбуждения. Д.Хебб (1904 - 1985) внес в эти представления существенное дополнение, касающееся механизмов регуляции эмоциональности за счет контроля за уровнем возбуждения. С одной стороны, он считал, что поведение организма в ответ на внешние раздражители опосредовано внутренними («идеационными») процессами. С другой, он опирался на данные о том, что та или иная ситуация оказывает двойное действие на нервную систему: дает субъекту определенную информацию (cue function) и - посредством восходящей ретикулярной системы - обусловливает уровень активации (arousal). Исходя из этих двух оснований, далее им было выведено, что средний уровень активации, как определенный процесс на нейрофизиологическом уровне, выступает образцом оптимального состояния, ради которого осуществляется само поведение. Таким образом, субъект выступает как активный «побудитель» собственных нейрофизиологических процессов. В его лаборатории впервые были проведены эксперименты по сенсорной депривации, показавшие, какие нарушения в восприятии, интеллекте и личности может вызвать даже частичная и относительно кратковременная сенсорная изоляция. (Аналогичные эксперименты проводились в школе И.П.Павлова. Его сотрудники Сперанский и Галкин, лишая собак путем зрения, слуха и обоняния, смогли экспериментально вызывать у них почти непрерывный сон.)

Теория эпистемического любопытства. На основе представлений об оптимуме возбуждения Д.Берлайн в 1954 г. предложил теорию эпистемического любопытства (eрistemоlоgia - теория познания). Это – теория мотивации поведения, в которой постулировалось, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения «понятийного конфликта», обусловленного противоречиями между «символическими реакциями» (т.е. мыслями) (Berlyne D.E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y.: McGraw-Hill, 1960; Берлайн Д. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. 1966, № 3, с. 54-60). Объективной мерой такого противоречия выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам, любопытство является активацией ретикулярной формации в виде «потенциала возбуждения». Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданностью), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. В его исследованиях было показано, что наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения.

Но существуют теории, основанные на предположении, что ретикулярная формация и связанный с нею уровень сенсорного возбуждения (уровень внимания), с одной стороны, и уровень эмоционального возбуждения, с другой, действуют не параллельно, а или независимо друг от друга, или противоположным образом.

Так, А.Роттенберг разработал теорию двух факторов активации. В рамках этой теории активация рассматривается как обеспечиваемая действием двух систем: ретикулярной активацией («кортикальная бдительность») и лимбической активацией («эмоциональные реакции»), которые работают реципроктно.

Х.Ю.Айзенк (4.03.1916 - 4.09.1997), английский психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, в работе «Биологические основы индивидуальности» (The Biological Basis of Personality. Spriengfield, 1967) предложил следующую интерпретацию двух базовых личностных факторов: высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители, а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, что обусловливает повышение эмоциональной реактивности в ответ на события во внутренней среде организма, в частности, на колебания потребностей. В частности, им было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний - у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.