Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы когнитивной психологии внимания




Лекция 14. Внимание: когнитивные модели.

Резюме: «рецепторным органом» внимания выступает ретикулярная формация.

Основная литература к главе 13

Мэгун Г. Бодрствующий мозг. М., 1960;

Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузырея, В.Я.Романова. М.: Изд-во МГУ, 1976;

Нейрофизиологические механизмы внимания. Хрестоматия / Под ред. Е.Д.Хомской. М, 1979

Дополнительная литература к главе 13

Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. Л.: Наука, 1985


 

Будут рассмотрены следующие вопросы:

49. Методы когнитивной психологии внимания.

50. Теории когнитивной психологии внимания.

51. Распределение внимания.

52. Автоматизм.

Считается, что теории внимания, основанные на использовании понятия ретикулярной формации головного мозга, объясняют, прежде всего, непроизвольное внимание, в то время как когнитивные теории ориентированы на объяснение феноменов произвольного внимания. При этом надо иметь в виде, что обращение к произвольному вниманию неизбежно порождает непреодолимую методическую проблему, заключающуюся в трудности разведения того содержания, которое обусловлено работой механизмов внимания, и того, которое зависит от механизмов памяти.

Первые когнитивные теории внимания возникли в 1950-60-е гг. Они характеризовались достаточно прямолинейным переносом технических метафор в область психологии, в целом, и селективной направленности психических процессов, в частности. Опирались они на особые методические приемы, возможность использования которых появилась лишь с развитием технических устройств.

Методы анализа слухового внимания. Одним из первых был разработан метод дихотического прослушивания (от греч. dicha - два + tome - сечение). Он моделировал следующую ситуацию: человек находится на вечеринке, и вокруг него слышатся несколько голосов; совершенно естественно, что он может концентрироваться только на одной беседе, игнорируя все остальные. В разработанном методе происходило одновременное предъявление разных стимулов строго контролируемым образом по двум независимым каналам (например, через наушники) на левое и правое ухо. (Кроме селективного внимания этот метод также активно использовался для анализа эхоической памяти и функциональной асимметрии полушарий головного мозга. Последнее позволило, в частности, показать, что у правшей больший объем и точность воспроизведения речевых стимулов достигается при их предъявлении на правое ухо - «эффект правого уха», а неречевых - на левое - «эффект левого уха».)

На основе метода дихотического прослушивания К.Черри предложил особую методическую процедуру исследования внимания, которая была названа затенением, или оттенени я (Cherry C. Some experiments on the recognition of speech with one and with two ears // Journal of the Acoustic Society of America. 1953, 25, 975-979). Эта процедура заключалась в том, испытуемый должен повторить вслух сообщение, передаваемое по тому из нескольких каналов передачи информации, который специально указывался экспериментатором. Например, при дихотическом слушании требуется повторить сообщение, поступающее только через правое ухо, игнорируя поступающее через левое. (Надо иметь в виду, что за счет требования воспроизведения того или иного содержания уже в самой этой процедуре неизбежно закладывается «слипание» процессов внимания и памяти.)

Методы анализа зрительного внимания. Аналогичный метод, только предназначенный для анализа зрительного внимания, был предложен У.Найссером. Его метод избирательного чтения предполагал, что испытуемый в тексте, состоящем из строчек букв разного цвета, читает только те строчки, которые набраны определенным цветом.

В дальнейшем метод избирательного зрительного внимания был У.Найссером модифицирован и усовершенствован. Так, в его экспериментах на один и тот же экран подавались записи методом наложения двух видеорядов, представляющих собой две игры (в мяч и в ладоши). Испытуемые реагировали нажатием кнопки на события только одной, указанной экспериментатором, игры. В результате этих экспериментов было определено, что главным условием селективной настройки схемы является акцентирование информации о движениях, наиболее специфичных для хода той или иной игры. Еще одним выводом этих экспериментов стал тот, что никакой механической селекции нет и, соответственно, трудности при выполнении двух деятельностей могут преодолеваться за счет упражнения.

Исследования с помощью методики затенения показали, что когда после этого испытуемых спрашивали о содержании сообщения, на которое не надо было обращать внимания (т.е. не надо было проговаривать), они ничего не могли о нем сказать. Даже когда побочное сообщение делалось на иностранном языке, испытуемые обычно не замечали в нем чего-либо особенного.

Но вместе с тем испытуемые замечали, когда происходили изменения физических характеристик в побочном сообщении (например, внезапное изменение тона, или упоминание имени самого испытуемого). На основании этого был сделан вывод, что важнейшее значение имеют физические различия между тем сообщением, на которое надо было обращать внимание, и всеми остальными. Такие физические различия могут касаться местонахождения говорящего, силы его голоса, половой принадлежности и т. п. Испытуемые могли лишь сказать, принадлежал ли звук из игнорируемого источника человеку или нет, менялся ли пол говорящего во время прослушивания и начинал ли он говорить громче. В том же случае, когда устранялись все эти физические различия за счет одновременного предъявления испытуемым двух сообщений с одинаковыми физическими свойствами (например, зачитанные одним и тем же диктором) на разные уши, то испытуемым было трудно отслеживать только одно сообщение, игнорируя другое, хотя они явно отличались по смыслу.

Аналогичные результаты были получены при анализе зрительного внимания. Так, в методике зрительного внимания У.Найссера если испытуемый ориентирован на чтение строк только одного цвета, то, по большей части, он не замечает того, что набрано другим. В этом случае не опознавались даже часто повторяющиеся слова. Все же материал, сильно действующий на сознание испытуемого (например, его имя), воспринимался.

Резюме: построение когнитивных моделей внимания оказалось возможным лишь при достаточно высоком уровне развития технического оснащения психологического эксперимента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.