Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5 Нарративная компетенция

1. Лингвистическое моделирование дискурсов

2. Модели нарративной компетенции

Тип текста понимается лингвистами как конфигурация реляционных сфер таких как: поверхностный текст, текстуальный мир, организованные паттерны знаний и ситуация реализации.

Традиционная типология различает:

нарративные,

научные,

дидактические,

поэтические,

конверсационные,

дескриптивные

литературные тексты.

К примеру, в дескриптивных текстах акцент усилий коммуниканта приходится на объект или ситуацию. Доминирующий тип связи атрибутивный, спецификации, логика подведения под класс и логика установления тождества. В основе когнитивной сферы лежит фрейм или скрипт как алгоритм структурирующий объект или событие. Поверхностный текст отражает плотную зависимость модификаторов описываемого объекта или ситуации. Тогда как в нарративных текстах фокус внимания находится в текстовом мире, в котором конструируются символический события и действия. Тип логической связи символического построения - это кауза-цель-условие. Когнитивным паттерном выступает когнитивная схема(архетипический сюжет), имеющая различные модификации, соответствующие культурным детерминантам каждого этноса. В реальной коммуникации сочетаются типы текстов в разных комбинациях. Основной вопрос остается, как люди используют вехи-слова для причисления текстов различных форматов к тому, или иному типу текста. Аргументативные тексты ориентированы на оценку истинности утверждений или приведения причин для верования в описание фактов. В качестве когнитивных паттернов выступают план для убеждения партнеров. В научных текстах текстовой мир представляет собой оптимальное совпадение символического описания с картиной мира автора. Альтернативная организация символического мира более точна и детальна в описании относительно физического и социального мира. Однако здесь кроется большая проблема соответствия законов физического мира и регулярностей социального мира, которые лежат в основе конвенциональности человеческого сообщества. Ю. Хабермас - социолог из Германии предлагает на этом основании говорить о соотношении объективности и субъективности в научном познании физического и социального мира.

В 1968 году Роланд Харвег в период доминирования трансформационной грамматики в лингвистике, определил модель текста, смысл которой заключался в объяснении механизмов возникновения большого количества предложений из ограниченного числа инвариантных структур в языке. Модель его представляет собой трехкомпонентную комбинацию:

синтагматическую субституцию,

макросинтаксический компонент связи частей текста

включение говорящего и слушающего в модель текста.

Лингвисты вышли на понимание структуры текста через нахождение аналогии в иерархии компонентов предложения и знаковых структур больших чем предложение. Ван Дейк на материале драмы выделял три таких компонента, которые объемнее чем предложение: завязка-катастрофа-развязка. Сама завязка распадается

на подготовительную фазу с помощью протасиса,

информации о ситуации,

эпистасис, отражающий повышение интриги.

Протасис как экспозиция участвующих героев. Эпистасис представляет как статические и динамические события, ведущие к конфликту и создающие напряжение.

Нарративная компетенция это одно из фундаментальных качеств сознания. Связанное изложение отражает текстуальность или когерентность сознания. Только связанность образует возможность осознания себя и окружающего мира. Это свойство опирается на семантическую и оперативную память, которая обеспечивает возможность самоидентичности. Самоидентичность достигается через способность рассказать о себе в разных реальных и возможных мирах. Содержательная связанность повествования обеспечивается архетипической схемой. Представление опирающееся на схему имеет начало и конец. Это есть следствие мифологического способа преодоления событийного хаоса. История возникает, когда есть идея финала, как основа для конституирования рассказа. Ненарративное повествование это:

аргументация,

оценка,

дескрипция.

Категория текстуальности проявляется в:

- открытости текста,

-интертекстуальности как учет знаний предыдущих текстов

- принципиальной неполноты интерпретации

Текст существует в силу межтекстуальных связей- своеобразная диалогичность; то, что я ищу в речи это ответ другого; субъект создается речью и стремится быть предметом желания другого сознания.

По мнению А.Н. Славской, существует два модуса прочтения символической активности человека: интерсубъективности как медиация отношений между партнерами. В таком случае возникает необходимость в процедурах объективации символических отношений. Для этого наиболее пригодным оказываются процедуры лингвистического описания. Лингвистика выработала богатый арсенал средств для нахождения и описания объективного в межличностных высказываниях. Интрасубъективность может описываться в терминах психологии эмпатии и рефлексии. Ибо другого через объективные языковые высказывания вряд ли можно понять. Необходимо проникновение в мир другого иными способами. В восточных культурах данные способы понимания друг друга являются ведущими.т.е. на востоке – это люди зрения, а на западе – люди слуха.

Моделирование выступает в науке способом познания, так как выделяются значимые переменные или конструкты. В языковых моделях главным критерием построения моделей выступает гомогенность признаков, т.е. однородность факторов при моделировании языковой системы. Однако чем сложнее объект, тем чаще необходимость в построении гетерогенных моделей – модульных построений. Так критериями типология текстов могут выступать как особенности формальной связи, т.е. поверхностное значение текстов, так и содержательной связи посредством когнитивных паттернов, фактор ситуации, текстуальный мир, т.е. символическое создание виртуальной реальности.

Эти идеи были развиты Тойн ван Дейком в грамматике рассказа. Сама модель представлена в рамках генеративного подхода. При этом задача грамматики рассказа заключалась в описании нарративной компетенции. Это означало –сформулировать правила, которые позволяли порождать и воспринимать нарративные тексты. При этом в основе рассказа лежит макроструктура (семантическая глубинная структура) текста. Она представляет глобальное значение текста и определяет семантическую репрезентацию предложений и отношений между ними. К макроструктурам применимы требования:

- адекватный формализм для представления макроструктур

- эксплицитные правила или трансформации макроструктур в предложения

- спецификация эмпирического базиса предложений и текста.

В качестве конструктов описания этих процессов используются:

аргументы,

предикаты,

коннекторы,

квалификаторы текста,

кванторы,

модальные операторы,

перформативные компоненты.

Макроструктурам или макропропозициям(текстоидам) приписываются семантические индикаторы времени и места. Для рассказов-текстов необходимо минимум 2 пропозиции - исходная и конечная. Макроструктуры характеризуются элементарными типами конституентов:

ориентация,

осложнение,

оценка,

развязка

код.

Эти конституенты представляют пять текстоидов или макропропозиций. К текстоидам применимы общие трансформации типа:

уничтожение,

добавление,

пермутация (перестановка).

Нарративы воспринимаются как формы описания действия. Действия образуют иерархию интенций, т.е. план действия лиц друг против друг (антогонисты) и действующих за одно(протогонисты). Действия представлены секвенцией пропозиций. Различают три типа связи пропозиций:

временная связь

каузальная

пространственная.

Каузальность имеет три вида связи:

событийная

психологическая

философская.

Каузальное связывания – это

«изменение,

желание,

мотивация,

результат,

наказание,

гипотеза.

Принцип организации нарратива – это временная линейность. Связываются не только действия, но и движение души(мотивация, объяснение). Рассказ может выполнять практическую(модель опыта для будущей интеракции) функцию, эмоциональную в особенности литературных рассказов. Ван Дейк выделял три категории макрофункций:

экспозиция,

компликация или осложнение,

развязка

плюс две дополнительные макрофункции:

оценка

мораль.

Экспозиция описывает исходное состояние(представлено время и место, условия действия и действующие лица). Компликация содержит описание неожиданных событий, которые приводят к изменению исходного состояния. Решение приводит к результату или следствию этого изменения. В оценке выражается эксплицитно или имплицитно отношение к рассказанному событиям(эмоциональная функция). Мораль касается практической функции, т.е. следствие из рассказов для будущего действия рассказчика или слушателя.

 

схема иерархических отношений макрокатегорий Рассказ

 

История Мораль

 

Плот Оценка

 

Эпизод1 эпизод2 эпизод3

 

Рамка событие

 

Обстоятельства экспозиция компликация решение

 

Каждый эпизод состоит из события и рамки. Рамка указывает на локальные и временные параметры. События представляют либо экспозицию, либо осложнение, либо развязку. Каждое событие может содержать в себе осложнение и развязку. Семантическая информация подчиняется при восприятии закономерностям переработки: редукция тех пропозиций, которые не представляют собой предпосылок активации в памяти других макропропозиций. Редуцироваться могут значение:

места,

времени,

атрибуты,

обстоятельства действия, если они не составляют условия действия участников других макропропозиций.

Зачеркивание или редукции подвергаются те пропозиции, которые соответствуют узлам скрипта или фрейма. Акциональная структура рассказа представляет собой цель как желаемое состояние, репрезентируемая эпизодами, отражающими попытку, результат достижения желаемого события.

 

2.Модели нарративной компетенции

Попытка моделировать тексты предпринимались структурными антропологами и культурологами. Основное внимание обращалось на гештальты как организационные характеристики компетенции. Исходные сюжеты опираются на архетипические схемы, вербализуемые в мифологии: "похищение царевны», бой «героя со змеем». Мотив бездетности выступал этнически распространением начальной ситуации. Герой идет искать нужное средство, но должен подвергнуться испытанию. По пути попадается помощники и помехи. Образ рыбы выступает стимулом плодовитости. Образ яблок символизирует плоды. Данная сложность прочтения символов упирается в бессознательное психики и ее изучение. Пока специальных эмпирических исследований данной проблематики практически не проводилось.

В композиции повествования, особенно сказок, В. Пропп выделяет семантические фрагменты, образующие основу нарратива. Сюда можно отнести тематизацию этих фрагментов:

«нехватка,

Клич,

отправление,

испытание,

добыча предмета,

возвращение.

В нарративной схеме могут быть представлены архетипические образы. Образ Елены репрезентирует прекрасной архаическое могущество женщины. Владимир Пропп выделял 31 функцию семантических фрагмента архетипической схемы типа:

отлучка, запрет, нарушение, разведка, выдача, подвох, пособничество,

а также выделил семь ролей действующих лиц:

вредитель,

даритель,

волшебный помощник,

искомый персонал,

герой,

ложный герой.

Сюжеты отражают борьбу антогониста с вредителем, победа героя, с одной стороны, и решение трудной задачи с другой. Функции героя и антигероя высоко- и средне частотны, из круга ложного героя менее частотны. Наиболее частотная функция в нарративах – это вредительство, что соответствует началу инициативного обряда. Мифологический мотив змея- похитителя возник из более древнего мифа поглощения. Мотив поглощения связан с начальной фазой обряда инициации - вступление неофита в дом посвящения. Функция «отправка» соответствует моменту мифа снаряжения героя для странствия в иной мир, в царство мертвых. Смысл художественного изображения образует развязку конфликта, в котором представлено глубинное переживание столкновения профанного мира с его телесной логикой поведения и сакрального мира с логикой духовных ценностей. Однако нарративность опирается на выраженность сознания, где представлены две перспективы(бинарность как фундаментальное свойство сознания)- история героя и история злодея.

Для юнгианской традиции смысл сюжета нарратива отражает в целом борьбу пробуждающегося сознания с экспансивной тенденцией бессознательного, которое его пытается поглотить. Эта противостояние и есть начало бинарной логики. Оно имеет социализованные формы в мире и представлена глубинной потребность бессознательного изменить состояние сознания с помощью различных средств - от алкоголя, наркотиков, ритуалов и других культурных традиций. При этом творчество выступает как способ восстановления целостности психического, т.е. слияние сознательного и бессознательного в восстановлении целостности человека и природы.

Психоаналитическая традиция предполагает сюжетные схемы нарратива трактовать как реализацию сексуальной энергии. При этом героям приписываются сексуальные символы. К примеру, сказка курочка ряба может получить интерпретацию - рябая[i] курочка – символ жизни, яйцо - это симптом или эрос и танатос вместе взятых. Разбить яйцо – значить оплодотворить яйцо. Мышь –это ид или хтоническое, бессознательное. А хвост мышки это символ мужского начала. Наративная компетенция представляет собой историю столкновения архетипов. При этом модель мифа символизирует то, что вытеснено в подсознание. Символизм приравнен к сновидению.

Однако все сюжеты повествования восходят к наиболее древнему архетипу - «рождения мира», который сам состоится благодаря жертвоприношению. А мир представляет собой триединство верхнего – среднего - низкого миров. Эта своеобразная тернарная оппозиция оказалась очень плодотворной в проявлении сознания в виде появлении идей в различных научных сферах. К примеру, в кибернетике:

информация-энергия-вещество;

в глубинной психологии:

подсознание-сознание-сверхсознание;

в методологии:

эпистемология-феноменология-операционализация;

политологии:

базис-надстройка-идеология, рабочие-крестьяне-интеллигенция;

в христианском учении – триединство бога;

в даосизме целое-инь-ян-все.

Тенденция развития человечества также указывает на раскрытие этого триединства. Имманентность космической природы человека в античные времена проявлялась в космоцентризме, в средневековье же идея богосотворенности человека в теоцентризм, а в новейшее время в антропоцентризме. Современные дискурсы воспроизводят собой мифологические схемы в художественных фильмах различного жанра. Эти схемы обеспечивают людям понимание различных жанров. Так жанр боевика опирается на схему борьбы героя со злом; жанр приключения – на схему странствия героя; детективный жанр - на схему навязчивой идеи наказания антигероя; жанр мелодрамы на схему стремления к светлому будущему.

 

Контрольные вопросы

1. Опишите типы дискурсов в традиционной типологии

2. Какие марокатегории различают в моделях Ван Дейк?

3. Чем достигается самоидентичность?

4. Что лежит в основе нарратива?

5. Каким образом архетипические схемы связаны с мифологемам

6. Какими критериями руководствуются психологии при моделировании дискурсов?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дополнительные способы анализа и коррекции состояния оператора | Одновременно выявляется типичная морфология свойственная этому предмету или вещи (композиционный анализ) Изделия аналоги , прототипы их характеристики - анализ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.