Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука как отрасль культуры, как рациональная сфера человеческой деятельности

 

Наука являет собой современный этап эволюции культуры, вобравшей в себя достижения всех культур земных цивилизации.

Культура – это созданные человеком материальные и духовные ценности; это способность человека производить, использовать и потреблять созданные им ценности.

Условно весь духовный мир можно разделить на три части: религия ( «в это я верю»), искусство ( «я чувствую»), наука (мыслю, следовательно существую).

Наука – это наиболее объективный способ познания мира, это духовная потребность современной цивилизации, ее настоящее достижение, после религии, искусства и правосознания.

В настоящее время существуют две основные научные культуры: естественнонаучная и гуманитарная.

Английский ученый и писатель Ч.П. Сноу (1905-1980) в работе «Две культуры» (1959): «вынужден» был сформулировать альтернативу «двух культур» - научно-технической и художественно-гуманитарной, - по его мнению, разделенных настолько в современном мире, что представители каждой из них не понимают друг друга, а это негативно сказывается на развитии всей человеческой культуры.

Современное естествознание естественнонаучную и гуманитарную культуры расценивает как грани единого целого.

Они различаются объектами исследования.

Вектор развития современной науки направлен в основном - на покорение природы.

В свое время Ф. Бэкон писал, что «истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом», Р. Декарт дополнил, - чтобы люди могли стать «хозяевами природы». Наука находится в процессе перманентного развития, (перманентных революций – выражение К. Поппера). И предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и, какими будут следующие открытия, невозможно.

Зарождение научного знания начало происходить в VI – IV вв. до н.э. и связано с первыми научными школами Древней Греции материалистического направления. Первыми учеными-естествоиспытателями и философами были Фалес (624-547 до н.э.), Анаксимандр (610-546 до н.э.) и Анаксимен (585-525 до н.э.) - представители милетской школы. Они впервые в истории познания поставили вопрос о материальном первоначале (субстанции) всего сущего: родоначальник греческой науки Фалес Милетский первоначалом мира считал воду, Анаксимандр – апейрон или неопределенную материю, Анаксимен – воздух.

Но в Древней Греции зародились и школы идеалистического толка: философ Платон (427-347 до н.э.) за первичное признавал мир вечных духовных сущностей, идей, а материальный мир вторичным. Удивительно и парадоксально, но к миру идей, вечных духовных сущностей можно отнести математические принципы и понятия.

Наука, как социально-духовное образование, зародилась в XVII в., когда была создана первая естественнонаучная теория – механика («Математические начала натуральной философии» - И. Ньютон).

Древняя Греция считается европейской родиной науки, за 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное образование со своей структурой. Сейчас оно охватывает огромную область знаний из 15-ти тыс. дисциплин. Число ученых в мире к концу XX в. достигло свыше 5 млн. человек.

Наука как принципиально новый фактор в истории человечества, возникла в недрах новоевропейской цивилизации в XVI – XVII веках. Именно в XVII в. произошла глобальная научная революция, радикально сменившая принципы и методы познания природы.

Наука с ее особым рациональным способом познания мира, основанным на эмпирической (опытной) проверке или математическом доказательстве, расценивается как феномен западной культуры XVII в.

Именно развитие такой науки привело к осознанию трех механизмов эволюции (триады эволюции): диссипативные структуры в неживой природе, естественный отбор в живой природе, культура в человеческом обществе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Научное знание. Принципы, нормы и критерии научности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.